Терминологическая лексика русского языка


ТЕМА. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель: систематизировать и обобщить знания о терминах, раскрыть их роль и значение в языке.
Задачи:
Образовательная:
Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении.
Формировать представление о признаках терминов, синонимии терминов.
Дать понятие о международных словообразовательных элементах.
Закрепить навыки работы со словарем.
Развивающая:
Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Способствовать развитию навыков анализа языкового материала.
Развивать коммуникативные и творческие способности у учащихся.
Воспитательная:
Повышать интерес учащихся к изучению научного стиля.
Воспитывать желание говорить и писать грамотно.
Тип урока: комбинированный.
Методы и средства: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный (слово учителя, использование наглядных пособий, беседа, анализ языкового материала, упражнения, работа с учебником, со словарем).
Оборудование: мультимедийная система; презентация «Терминологическая лексика русского языка»; учебник, Словарь русского языка С.Ожегова; дидактический материал (карточки-задания) для групповой работы учащихся.
План урока
Организационный момент (1 мин.)
Вступительное слово учителя (1 мин.)
Актуализация опорных знаний (5 мин.)
Работа с новым материалом:
1) Беседа (0,5 сек.)
2) Ознакомление с теоретическим материалом учебника (2,5 мин.)
3) Задание по слайду (1 мин.)
4) Эвристическая беседа (Частично-поисковый метод) (2 мин.)
5) Работа со словарем (5 мин.)
6) Анализ языкового материала (Самостоятельная работа) (7 мин.)
7) Проблемные вопросы (5 мин.)
8) Выполнение упражнений, представленных на слайдах (12 мин.)
9) Групповая работа (5 мин.)
Подведение итогов, рефлексия (2 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока
Организационный момент.
(Определение темы, постановка целей и задач урока)
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы как будущие дипломированные специалисты, должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной Вами профессии, но и постоянно совершенствовать коммуникативные умения, речевые навыки и культуру речи.
Прежде чем перейдем к новой теме, давайте повторим предыдущий материал.
3. Актуализация опорных знаний (Репродуктивная беседа)
- На какие группы по сфере употребления делится лексика? (Выделяется лексика общеупотребительная и ограниченная)
- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении? (Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, устаревшие слова). Слайд 2.
- Назовите термины к определениям, данным на Слайде 3
- Работа со слайдами 4,5,6,7,8
4. Работа с новым материалом
1) Беседа
- Что такое термины?
- Что называется терминологией?
2) Ознакомление с теоретическим материалом учебника
Запись в тетради определения терминов и терминологии.
Термин — это слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия из какой-либо сферы производства, науки или искусства.
Терминологией называют систему терминов определенной отрасли науки (например, языкознания, физики, математики).
3) Задание по слайду 10. (Устно)
- Продолжите таблицу, назовите термины из следующих областей науки: медицина, математика, химия, русский язык, биология.
4) Эвристическая беседа (Частично-поисковый метод)
Учитель: Подумайте и продолжите предложение: «Характерными признаками терминов являются...». (Многозначность, однозначность, отсутствие особой эмоционально-экспрессивной окраски, эмоциональность, специализация). Как вы понимаете такой признак терминов, как специализация?
Учащиеся: Специализация – это употребление в какой-либо определенной области.
Учитель: Термин обычно употребляется только в одной области, например: фонема, подлежащее – в языкознании, вагранка – в металлургии. Но один и тот же термин может употребляться и в разных областях. При этом в каждом случае термин имеет свое особое значение. Подумайте и скажите, в каких областях науки употребляются слова: операция, ассимиляция, реакция.
Учащиеся: Термин операция употребляется в медицине, в военном и банковском деле. Термин ассимиляция употребляется в языкознании, биологии, этнографии. Термин  реакция - в химии - взаимодействие между веществами, в физиологии - ответ организма на внешнее или внутреннее раздражение, в общественно-политической сфере - политика активного сопротивления прогрессу.
5. Работа со словарем.
Учитель: По толковому словарю найдите лексическое значение названных терминов. Прочтите их. (Учащиеся работают со словарями).
6) Анализ языкового материала (Самостоятельная работа).
Учитель: В русском языке, как, впрочем, и во всех языках, часты случаи, когда слово употребляется и в общем значении, и как специальный термин. (Слайд 11). Подберите свои такие примеры.
Учитель: Являются ли терминами слова корень, приставка, окончание, звезда, скорость? Если да, то составьте предложения, подтверждающие вашу правоту. Приведите примеры нетерминологического употребления этих слов. (Самостоятельная работа)
7. Проблемные вопросы
Учитель: Подумайте и скажите: термины состоят только из одного слова или могут состоять из нескольких слов, т.е. представлять собой сочетание слов? Приведите примеры.
Учащиеся: Термины могут состоять не только из одного слова. Встречаются термины, представляющие собой сочетание слов: двигатель внутреннего сгорания, острый угол, совершенный вид (о глаголе), будущее время (о глаголе), переменный ток, командный состав, кислотный остаток, звонкие согласные, имя прилагательное.
Учитель: По происхождению термины бывают исконными и заимствованными. (Слайд 12).
Во всех языках широко распространены термины греко-латинского происхождения. В разных языках они различаются фонетическими особенностями произношения, но восходят к одному корню. Как вы думаете, чем обусловлено использование греко-латинских элементов для образования терминов?
Учащиеся: Латинский язык в течение долгого времени был языком науки. Эта особая роль латинского языка подготовила возможность использования его элементов для образования научных терминов, если учесть, что в разных областях знания уже существовали многие термины латинского или греческого происхождения. Они служили некоторым эталоном для образования новых терминов и в то же время обеспечивали в известной мере понятность новых терминов для носителей разных языков, так как создавали относительную общность лексического значения и словообразовательных элементов.
8) Выполнение упражнений, представленных на слайдах.
Учитель: Какие международные словообразовательные элементы вы знаете? Вспомните и запишите термины, в состав которых эти элементы входят. (Слайд 13,14,15).
Учитель: У некоторых терминов есть синонимы. Например, орфография - …. (правописание), приставка –…(префикс), окончание – …(флексия), азбука – …(алфавит). (Слайд 16).
9) Групповая работа.
1. Определите, для какой области науки, техники и искусства характерна та или иная терминология.
Ампер, щелочь, омоним, октава, вектор, мольберт, антисептика, санкция, аорта, полифония, догмат, провайдер, натюрморт, дефолт, гипертрофия.
2. Корень -фил- входит в состав сложных слов со значением «любящий что-то, расположенный к чему-то, друг чего-либо». Что обозначают следующие слова?
Библиофил, англофил, филармония, филателия, филология, славянофил, филантропия, философия.
3. Пользуясь знанием словообразовательных элементов, ответьте на вопрос: что изучают эти науки?
Биология, археология, психология, филология, геология, этимология, политология, фразеология, кардиология, социология.
4. Что обозначают слова с греческим корнем -gramma-? Вспомните, как называются:
1) наука о строе языка, включающая морфологию и синтаксис;2) запись того, что предстоит сделать или увидеть;3) графическое изображение работы сердца;4) сообщение, переданное по телеграфу;5) короткий сатирический выпад в стихотворной форме;6) запись звука, речи, музыки.
Ключи: кардиограмма, телеграмма, грамматика, программа, эпиграмма, фонограмма.
5. Подведение итогов, рефлексия.
- Понравился ли Вам урок?
- Что нового Вы узнали? Чему научились?
6. Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал темы «Терминологическая лексика русского языка».
2. Выписать из Словаря русского языка С. Ожегова термины из различных наук, сгруппировать в одну терминосистему (медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая и др.).