Социально-учебный творческий проект «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Селекция
Кстовского района
Социально-учебный творческий проект
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
руководители проекта:
Мошкова В.В.
классный руководитель 4 «б» класса
Заведующая библиотекой
Климова Л.Л.
Актуальность проблемы.
В «Конституции духовно- нравственного воспитания российских школьников» - приложении №2 к проекту федерального государственного образовательного стандарта начального образования записано: «Совершенное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности… Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа»
Это нисколько не противоречит традициям русской школы. Ещё К.Д. Ушинский связывал эффективность всей системы образования с опорой на национальную традицию - нравственную и мировоззренческую. Он утверждал, что в генах народа находится та сила, которая помогает разбудить нравственность и духовность, делающая нацию единой, а образование сильным. Один из основных источников воспитания гражданственности молодого поколения - память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», - говорил А.С.Пушкин.
Знания исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует у него активной жизненной позиции.
Дети учатся, прежде всего и главным образом, у своих предшественников. Необходимо дать учащимся возможность приобщиться к духовному, исследовательскому, научному, опыту предшествующих поколений.
Главное - заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес в нужное русло.
Этому способствует правильно организованная исследовательская деятельность. Началом нашей исследовательской работы послужили уроки гражданского образования в 3 классе. В рамках гражданского образования ребята изучали историю своей семьи, составляли генеалогическое древо, герб семьи. Вместе с детьми этой работой активно занимались родители.
В данном курсе духовно- нравственные ценности формируются и на краеведческом материале. Действительно, нам есть чем гордится, есть что любить. Включаясь в исследовательскую деятельность, учащиеся готовили доклады о наших замечательных земляках, отмечая, что о патриотизме судят не по словам, а по делам. Много положительных эмоций в сердцах детей оставила экскурсия в Нижегородский кремль.
Расширить рамки исследовательской деятельности, учащихся, способствовала работа со школьной библиотекой.
Благодаря совместной деятельности учащейся 4«б» класса, библиотекаря и классного руководителя, была продолжена исследовательская работа. Вместе с родителями учащиеся готовили презентации о традициях народной культуры, семейных реликвиях.
Таким образом, появилась идея выпуска газеты, эпиграфом которой будет: «Чем дальше в будущее входим, тем более прошлым дорожим»
Вместе с библиотекарем учащиеся проводили не только поисковую и исследовательскую деятельность, но учились оформлять и верстать газету. Увлечение общим делом способствовало сплочению детского коллектива, развивало творческие способности учащихся, формировало духовно- нравственную культуру детей.
«Все, что делается сегодня, только тогда будет прочным и по-настоящему ценным, когда ненарушенными останутся основы, заложенные предками. Иначе быть не может. Не должно быть»
В. ШамшуринЦель проекта:
Сформировать общую культуру учащихся путем вовлечения их в творческий процесс и приобщать к ценностям русской культуры, традициям русского народа.
Задачи проекта:
Формирование у детей уважительного отношения к народному культурному наследию, что является залогом сохранения и укрепления науки, её духовности.
Повышение интереса детей и родителей к истории своей семьи, к её родословной, к историческому поиску и исследованию.
Формирование потребности в сохранении, возрождении и развитии семейных традиций.
Формирование положительного отношения и чувства уважения к семьям одноклассников.
Развитие творческой активности учащихся и умение работать в команде.
Обогащение воспитательного потенциала классного сообщества посредством активного включения родителей в жизнедеятельность классного коллектива.
Форма организации детей:
Индивидуально-групповая, школьно- семейная
Ведущая деятельность:
Поисковая, исследовательская, творческая.
Форма продукта проектированной деятельности:
Газета «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
Информационно- техническое оснащение:
книги, журналы, Интернет, компьютер, принтер, программа для верстки.
бумага.
Этапы проекта:
На уроках гражданского образования мы изучали историю семьи, семейные традиции, составляли свои родословные. Мы находили богатый материал, которым захотели поделиться с ребятами других классов. Как это можно сделать мы обратились к нашему библиотекарю. Она предложила нам включиться в работу проекта.
Во время мозгового штурма мы наметили следующие этапы проекта:
Выбор темы проекта
Создание рабочих групп и распределения обязанностей.
Совместное определение цели и задач проекта, этапов работы.
Сбор материала по теме проекта:
- беседы с родственниками о членах семьи, семейных традициях, реликвиях
- сбор материала вещественного
- работа с архивом семьи
- посещение библиотеки, работа с литературой, выход в интернет
5) Просмотр готовых презентаций по теме, викторины по теме.
6) Систематизация собранного материала (написание статей по собранной информации)
Собранный материал мы решили оформить. Идею оформления нам подсказала библиотекарь, которая занимается выпуском школьной газеты с названием «ШКИДД»
Мы придумали название газеты, которое подсказали нам рубрики. Их у нас получилось семь. Потому газету мы назвали «7×7» («Семью семь»)
Мы разделили на 7 групп, по количеству рубрик в газете. В каждой группе были свои «фотокорреспонденты», которые подбирали фотографии, иллюстрации; «редакторы», которые редактировали статьи и рассказы.
Выпуск газеты на основе собранного материала
Верстка газеты
Работа над проектом завершена. Совместная деятельность учащихся, их родителей, библиотекаря, учителя увенчалась большим успехом. У нас получилась замечательная газета, в которой мы отразили наследия наших предков, традиции русского народа. Теперь о наших дальних предках узнают и наши друзья, т.к. мы решили напечатать газеты в типографии и подарить их.
Эта работа нас очень заинтересовала и увлекла. Возникла такая проблема: о чем еще можно написать? Идей много, будем выбирать.