Внеклассное мероприятие Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Чунский многопрофильный техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ ЧМТ
____________В.М. Васильева
«______»___________2016 г.
Методическая разработка
внеклассного мероприятия.
Тема: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».
Автор: преподаватель
Иванова М.Н.
р.п. Чунский
2016 г.
Внеклассное мероприятие
Тема: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
Нам кое-что простит эпоха
Отлюбит с нами, отгрустит.Но, что Россию знаем плохо, То уж, наверно, не простит. Александр Прокофьев
Цель внеклассного мероприятия:
-познакомить обучающихся с предметами русской старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде, их назначением в прошлом и ценностью сейчас.
Задачи:
- создание условий для системного, целостного освоения обучающимися традиционной культуры русского народа;
-знакомство и изучение обучающимися предметно – материального быта предков,
- развивать творческие способности и эстетический вкус у обучающихся;
- прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- воспитывать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- обогащать и активизировать словарный запас обучающихся: чугунок, ухват, примус, рушник.
Форма проведения внеклассного мероприятия:
демонстрационно - иллюстрированный, беседа, презентация.
Оборудование: проектор, ноутбук, видеослайды, презентация, предметы быта в старину.
Место проведения: музей ЧМТ «Сердцем прикоснись к истории.
Ход мероприятия:
1.Ведущий 1:
Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Мы собрались с вами сегодня на внеклассном мероприятии, тема которого «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим». (слайд 1).
Ведущий 1 читает эпиграф классного часа и спрашивает ребят, как они понимают эти слова.
Цель и задачи нашего мероприятия (слайд 3, 4)
Цель внеклассного мероприятия:
-познакомить обучающихся с предметами русской старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде, их назначением в прошлом и ценностью сейчас.
Задачи:
- создание условий для системного, целостного освоения обучающимися традиционной культуры русского народа;
-знакомство и изучение обучающимися предметно – материального быта предков,
- развивать творческие способности и эстетический вкус у обучающихся;
- прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- воспитывать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- обогащать и активизировать словарный запас обучающихся: чугунок, ухват, зыбка, полог.
Вводное слово (обоснование выбора темы):
В наше компьютеризированное время стало меньше уделяться внимания русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры.
Сегодня мы собрались в музее техникума «Сердцем прикоснись к истории», экспонаты которого познакомят вас с укладом жизни русского народа, окунут в мир быта крестьянства, создадут картину духовного своеобразия русских традиций. Народные традиции - это особое явление народной культуры.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Итак, начинаем наше мероприятие.
Русская изба.
Наши предки - древние славяне были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали. Название русского дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня".
Самый яркий символ русского духа – русская печь.
Главную роль в избе играла печь. Почему?
Ответы ребят. Она обогревала всех долгими, зимними вечерами. В ней готовили пищу, используя при этом чугунки. Как это выглядело? Чугунки подхватывали ухватом и сажали его в печь, также в ней готовили корм скоту, томили молоко, сушили грибы. А еще печь служила местом для ночлега, это было самое почетное место.
Ведущий 2: Святой угол занимал особое место в жизни наших предков – здесь располагалась «Божница» с иконами и лампадой, отчего угол получил название святого. По-другому, красный угол, т.е. красивый. Войдя в избу, человек, прежде всего, крестился на иконы, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей. Во время сборки урожая первый и последний сноп несли в избу, в красный угол, что сулило благополучие семье.
Ведущий 1: Неотъемлемая часть красного угла – стол. Стол – символ изобилия, процветания. Здесь сконцентрирована будничная и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостей, сюда кладут хлеб, ставят святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что налаживает отпечаток на поведение за столом и вообще в красном углу. Раньше говорили: «Хлеб на стол, так стол-престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Вдоль стен или около стола стояли лавки.
Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Сейчас вместе с вами мы назовём предметы быта наших предков через загадки:
- Новая посудина, а вся в дырах. (Сито, решето).
- Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол положили. (Скатерть).
- Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват).
- Гибкий лес на плечи залез. (Коромысло).
- Я тяжёл, внутри огонь, где поеду – будет гладко, я горю, меня не тронь. (Утюг).
Ведущий 2: Сейчас мы проведём краткий экскурс в историю утюга.
Вы видите в нашей избе первый русский утюг – рубель. Эти утюги напоминали стиральную доску. Затем появились утюги металлические, нагревательные, они были очень тяжёлые, иногда достигали 10 кг. Затем появились утюги угольные.
Ведущий 1: Всех кормлю с охотою, а сама безротая. Что это? Ложка.
Ложка существует более двух тысяч лет. Особо хороша деревянная ложка – необходимый атрибут кухонной утвари. А для чего ещё нужна была деревянная ложка? Как музыкальный инструмент. На ложках играли и даже гадали. Есть разные приметы, связанные с ложкой.
Например: ложку на столе после обеда забыть – к гостям. Пролить суп из ложки – к семейной ссоре.
А из какого дерева изготавливали деревянную посуду? Из липы, березы, рябины.
Ведущий 1: а теперь мы поиграем – как любили поиграть наши прабабушки и прадедушки в скороговорки. Мы предлагаем вам старинные скороговорки, которые мало кто знает в наше время:
- По двору, подворью в добром здоровье.
- Летят три пичужки, через три пусты избушки.
- Бежит лиса по шесточку, лизни лиса песочку.
Ведущий 2: О чём сейчас пойдет речь? 4 ноги, 2 уха. 1 нос да брюхо. Конечно, самовар.В каком веке к нам самовар пришел на Русь?
История русского самовара началась в 18 веке. Самовары были самой различной формы: и пузатые, и вытянутые. Появлению самовара на Руси способствовала 2 фактора: развитие медеплавильной промышленности на Урале и знакомство русского народа с чаем из Азии.
А что пили до чая? Русские до чая пили напиток из мёда и местных трав – сбитень. Самовар красовался на самом видном и почётном месте. Ни один дом не обходился без самовара, он был главной атрибутикой, как в богатом, так и в бедном доме.
Ведущий 2: Любили люди чай попить, да в«Рифмовочки» поиграть. Эта игра была распространена в 19 веке. В неё с удовольствием играли в кругу большой семьи.
Плетень - сирень
Тень – лень
День – сень
Гармошка – картошка
Рубашка – букашка
Баран – барабан
Муравей – воробей
Грачи – врачи
Сушка – кружка
Книжка – мышка
Обед – кларнет
Хлопушка – погремушка
Шоколад – мармелад
Мишка – шишка
Подушка – хохотушка
Маша – каша
Дочка - точка
Ведущий 1: А что использовали на Руси вместо плательного шкафа? Конечно, сундук.
История сундука начинается много столетий назад. Считается, что сундуки были придуманы еще в неолите. К нам они пришли от племен кочевников. Здесь хранили наши прабабушки свои вещи, девушки собирали приданое. А маленький сундучок, дорожный, брали с собой в дорогу женщины, где хранили предметы туалета, украшения, письма от возлюбленных.
Ведущий 2: В глубокую старину не было специальных детских кроваток. А как обходились люди? Что было вместо кроваток? Это была зыбка (люлька, качка, колыбелька). Это чудо из глубины веков.
В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований. Из таких люлек вышла вся Россия. Зыбка из прочного дерева могла прослужить 200 лет. Из какого дерева изготавливали люльки? Сосна, кора липы, камыш, лубок. А какое дерево нельзя было применять? Осину. Считалось, что она привлекает нечистую силу.
Матери готовили пОлог, украшали его. Для чего нуден был полог? Он защищал от света, комаров и служил оберегом. Зыбку обычно подвешивали к потолку. А почему? Здесь скапливался тёплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу.
С зыбкой связано много поверий и обрядов, которые берут свое начало в язычестве.
Ведущий 1: Для спокойного сна в зыбку было принято класть полено, при этом поговаривать: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».
На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху».
Если ребенок умирал, зыбку относили к кедру – «дереву мёртвых»
Если благополучно вырастал – зыбку передавали из поколения в поколение, а когда она ветшала, уносили в лес на дерево жизни – берёзу.
Ведущий 2: В низенькой светёлке огонёк горит, молодая пряха у окна сидит.
Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. У каждой прялки есть своя особенность. Есть такая старинная пословица, которая говорит нам, из какого материала изготавливали прялку «На осине сижу, сквозь клён гляжу, берёзу трясу».
А где первоначально изобрели прялку? В Древнем Риме. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прялка была ценным подарком – отец дарил её дочери, жених – невесте, причём жених должен был сам изготовить прялку. Был такой родительский совет для дочери: «Пряди, прялку береги, за отца Бога моли».
Ведущий 1: Небогато жили наши предки, но всегда были приветливыми, радостными, умели отдыхать в свободное от работы время и веселиться. Собирались за околицей или просто возле дома на завалинке, пели веселые частушки.
Вот и мы сейчас послушаем частушки.
Частушки для юношей Частушки для девушек
Рассыпался горох
По белой тарелочке.
Помогите станцевать,
Дорогие девочки. Я любила сокола,
Ему носочки штопала.
А он, проклятый крокодил.
С другими шашни заводил.
Девок много, девок много,
Девок некуда девать.
Посажу я их в телегу,
и поеду продавать. Я частушку на частушку,
Как на ниточку вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Мне не надо пуд гороха,
А одну горошину.
Мне не надо девок много,
А одну хорошую Не ходи по коридорам,
Не стучи колошами.
Всё равно любить не буду,
Морда, как у лошади.
Тень, брень, дребедень,
Выступал бы целый день.
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень! Выйду, выйду я плясать.
В новеньких ботинках.
Все ребята говорят, Что я как картинка.
Ведущий 1: Интересной в старину была игра в охлопок. Что такое, ребята, «охлопок»? Это кусочек ваты. Сейчас мы с вами поиграем.
Бросают вверх кусочек ваты (охлопок), отдувают к соседу, не давая ему упасть. Если охлопок упал около игрока, тот что-нибудь исполняет, или загадывает загадку.
Чем же заканчивались чаще всего посиделки наших прабабушек и прадедушек? Ну конечно же, чаепитием. Мы с удовольствием по старинному обычаю приглашаем всех на чай: Всех гостей мы приглашаем,
Крепким чаем угощаем.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Заключительное слово.
Итак, ребята. Подошел к концу наш классный час. Я надеюсь, что все вы сегодня с пользой провели время: узнали что-то новое и интересное.
Рефлексия.
Подводя итоги нашего классного часа, мне хотелось бы, чтобы вы оставили свои впечатления в виде смайликов.
Если наше мероприятие вам понравилось, приклейте лучик веселому смайлику.
Если вы остались недовольны нашим мероприятием – приклейте лучик грустному смайлику.
Спасибо всем, кто принял участие в нашем классном часе «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим».
До свидания!!!
Пояснительная записка к внеклассному мероприятию
Классный час
Тема: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».
Внеклассное мероприятие проводилось на группе 20 (Повар, кондитер).
Основная цель мероприятия - познакомить обучающихся с предметами русской старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде, их назначением в прошлом и ценностью сейчас.
Задачи внеклассного мероприятия:
- создание условий для системного, целостного освоения обучающимися традиционной культуры русского народа;
-знакомство и изучение обучающимися предметно – материального быта предков,
- развивать творческие способности и эстетический вкус у обучающихся;
- прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- воспитывать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- обогащать и активизировать словарный запас обучающихся: чугунок, ухват, примус, рушник.
Форма проведения внеклассного мероприятия:
демонстрационно - иллюстрированный, беседа, презентация.
Оборудование: проектор, ноутбук, видеослайды, презентации, предметы, предметы быта в старину.
Место проведения: музей ЧМТ «Сердцем прикоснись к истории».
Сообщение преподавателем о проведении данного мероприятия.
Выбор из обучающихся группы 20 ведущих, ребят, которые будут исполнять частушки.
Знакомство обучающихся с этапами мероприятия.
Проведение мероприятия, показ презентации, видеослайдов.
Подведение итогов.
Инициативная группа:
Блок жюри: Васильева В.М. – директор ЧМТ, Литвинцева Г.В. – зам. директора по ОД, Гончарова Т.В. – зам. директора по УВР, Кузьмина Я.И. – зам. директора по УПР, Щербакова С.И. – методист, Яшина И.А. – старший мастер.
Литература:
Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян. Велесова книга» Саратов: "Надежда", 1993.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России» М.; Просвещение, 2005г.
Соловьев В.М. « История России для детей и взрослых»; «ООО Белый город».
Интернет-ресурсы:
1. znanija.com/task/3090844 2. lazoo.ru/zhizn-i-byt-boyar-na-... 3. BestReferat.ru/referat-377618.html Самоанализ внеклассного мероприятия.
классного часа.
Классный час
Тема: «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»
Нам кое-что простит эпоха
Отлюбит с нами, отгрустит.Но, что Россию знаем, плохо, То уж, наверно, не простит. Александр Прокофьев
Цель внеклассного мероприятия:
-познакомить обучающихся с предметами русской старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде, их назначением в прошлом и ценностью сейчас.
Задачи:
- создание условий для системного, целостного освоения обучающимися традиционной культуры русского народа;
-знакомство и изучение обучающимися предметно – материального быта предков,
- развивать творческие способности и эстетический вкус у обучающихся;
- прививать интерес к духовной культуре русского народа, через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
- воспитывать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;
- обогащать и активизировать словарный запас обучающихся: чугунок, ухват, примус, рушник.
Форма проведения внеклассного мероприятия:
демонстрационно - иллюстрированный, беседа, презентация.
Оборудование: проектор, ноутбук, видеослайды, презентации, предметы, предметы быта в старину.
Место проведения: музей ЧМТ «Сердцем прикоснись к истории».
Знакомя обучающихся с предметами русского народного быта, с фольклором, мы тем самым помогаем им усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Это поможет ребятам понять, что они - часть великого русского народа.
Общая характеристика группы: обучающиеся достаточно активны, заинтересованы в обучении. Хорошо работают в группе. В процессе работы в группах были задействованы и более активные и менее активные учащиеся. Сам коллектив дружный, сплоченный.
Эффективность выбранных методов и приемов работы для проведения внеклассного мероприятия: внеклассное мероприятие было составлено в форме групповой работы с использованием игровой технологии, что дало возможность всем ребятам проявить активность, создать на мероприятии комфортную психологическую обстановку, заинтересованность. А так же задействовать при проведении мероприятия самих ребят, с учетом их индивидуальных особенностей характера и темперамента. Были использованы следующие методы и формы работы: групповая, индивидуальная, парная, разъяснение, поручение, поощрение. Это способствовало воспитанию у обучающихся таких качеств как: трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, личная и взаимная ответственность.
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий.
В активе урока были: ноутбук, проектор, мультимедиа-аппаратура, презентация, наглядный материал музея. Отбор содержания учебного материала осуществлялся с целью расширение кругозора обучающихся, знакомства с предметами старинного быта.
Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия.
Использование игрового метода позволило мотивировать обучающихся к деятельности в ходе всего мероприятия, сохранять внимание в ходе всего занятия, способствовало активности детей, создавая атмосферу творчества и сотрудничества. Умственная деятельность чередовалась с физической, что не давало ребятам устать от выполнения заданий.
Презентация позволила заострить внимание ребят.
В ходе мероприятия удалось оптимально решить поставленные задачи за счет сочетаемости различных форм работы и разнообразия материала и заданий; за счет использования игрового метода, принципа наглядности.
Получены оптимальные результаты.
Атмосфера внеклассного мероприятия была комфортной. Обучающиеся высказывались свободно, вели себя непосредственно, но при этом дисциплинированно. Ребятам очень понравилась групповая форма работы. Педагог выступал в роли инструктора и консультанта, что способствовало самораскрытию обучающихся. На протяжении всего занятия присутствовали поощрения, что способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего мероприятия. На мероприятии преобладал демократический стиль общения ведущих с обучающимися. Благоприятный, психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность ребят. Эмоциональность занятия повышала работоспособность обучающихся. Наглядные средства и технические средства способствовали быстрому включению всех ребят в работу.
Реализация поставленных задач внеклассного мероприятия.
Цели были достигнуты. Обучающиеся получили положительный заряд эмоций, в игровой форме демонстрировали знания. Мероприятие помогло систематизировать и расширить кругозор знаний о предметах быта в Древней Руси, об обрядах, традициях, играх и т.д.