Доклад: Дифференциация и индивидуализация обучения младших школьников.

Дифференциация и индивидуализация обучения младших
школьников

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует родителей, учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно актуальной педагогической проблемой.
Основная цель осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения.
Разработка системы воздействия на каждого ученика с учётом индивидуальных, возрастных особенностей - вот задача, стоящая перед учителем по реализации индивидуального подхода в практической деятельности.

«Дифференциация» (от лат. разница) форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

В законе «Об образовании» Республики Казахстан отмечается, что основной задачей системы образования является раскрытие духовных и физических возможностей личности ребенка, обогащение его интеллекта путем создания условий для обучения, воспитания и развития его индивидуальности.  Как, правило, выбираемый учителем средний темп работы, на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – легкий вопрос. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача – создать такие условия, при которых стало бы возможным использования фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.
Дифференцированное обучение невозможно без выполнения ряда психолого-педагогических условий:
- соответствие процесса обучения функциональным и психологическим возможностям и возрастным особенностям детей;
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
предоставление каждому ребенку свободы выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;
формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития игольника;
сбалансирование продуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместной и самостоятельной активности.
Для начальной школы наиболее приемлема внутриклассная дифференциация.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
Распределение детей по группам (по возможности - условным) с учетом результатов диагностики.
Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации, решающей проблему прочности знаний, является уровневая дифференциация, которая предполагает:
создание разнообразных условий для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;
наличие разноуровневых заданий, комплекса организационных методик, обеспечивающих процесс и управление им в гомогенных группах.
Гомогенная группа - это группа, которая объединяет учащихся, равных по какому-либо признаку:
возрасту;
полу;
темпераменту;
уровню здоровья;
уравновешенности процессов возбуждения и торможения;
особенностям восприятия;
уровню работоспособности и темпу работы;
области интересов;
уровню умственного развития;
уровню усвоения материала и др.



Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации (ТУД):
1. Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. -
2. Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. Исходя из положений Л.С. Выготского, можно установить следующие три уровня обучаемости:
а) низкий - беспомощность в решении любых познавательных задач, в том чис- ле типовых, при достаточной восприимчивости к помощи (вообще) извне;
б) средний - быстрое и прочное усвоение разъяснённой операции, решение без помощи извне типовых задач, но затруднения в новых нетиповых, изменённых познавательных ситуациях:
в) высокий - решение без помощи любых познавательных задач, доступных ученику, в том числе и нетиповых; с такими задачами ученик справляется правилосообразно.
Также условно можно выделить три уровня организованности в учении:
1) низкий - ученик неорганизован, неаккуратен, "разбросан", постоянно нарушает режим дня, не умеет планировать "отсроченных заданий", выполняет их обычно в последний день работы, "штурмом";
средний - ученик не всегда организован и аккуратен, бывают срывы, умеет планировать "отсроченные задания", однако зачастую поверхностно, такие планы не являются для ученика руководством к самостоятельной работе и часто не выполняются, ученику необходим периодический контроль со стороны учителя;
высокий - ученик организован, аккуратен, собран, систематически умело планирует свою деятельность, в том числе и "отсроченные задания", строго выполняет планы работ, но не бездумно, а творчески, уточняя, внося необходимые коррективы.
Работа с группами учащихся должна вестись по двум основным направлениям:
Воспитание действенного интереса к учению, к самостоятельной учебной деятельности.
Помощь учащимся в овладении знаниями и рациональными способами учения.
Виды дифференцированных заданий
1. Предварительные задания по уровню трудности:
облегчённому;
среднему;
повышенному.
2. Общее для всего класса задание с предложением системы дополни- тельных упражнений возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
Равноценные вариативные задания с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий возрастающей трудности.
Упражнения с указанием минимального и максимального количества заданий для обязательного выполнения.

Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде карточек.
Дифференцированные задания с разной степенью помощи.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнями обучаемости - продуктивные творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.
На уроках литературного чтения дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом:
на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения;
на более высоком - план для пересказа;
на самом высоком - группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.
При подведении итогов урока-экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе» дифференцированные задания могут быть такими:
первая группа выполняет рисунки «было - стало», то есть зарисовывает наблюдаемые изменения;
вторая группа описывает изменения в природе с учётом причинно-следственных связей;
третья группа готовит доклады или пишет мини-сочинения о природе данного периода, привлекая дополнительные источники информации.
Способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс можно объединить в две группы:
первая - учитель может дать задание каждому ученику,
вторая - ученики могут взять (выбрать) задание сами.
К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить.
На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать;
на втором этапе - рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики, учитель корректирует их выбор;
на заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и осуществляют выбор.
Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.
Одно из средств дифференцированной работы - это карточки с разным уровнем сложности заданий.
Возьмём, к примеру, предмет «Обучение грамоте» (1 класс):
1 группа.
Карточки белого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем слов. Задание: выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
2 группа.
Карточки жёлтого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем. Задание:
Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
С данным словом составь предложение.
3 группа.
Карточки оранжевого цвета. Дан рисунок и 5 разных схем.
Задание:
Выбери схему слова, соответствующего рисунку. Докажи.
Подбери слова к остальным схемам.
С двумя любыми из этих слов составь предложение.
Формой внутриклассной дифференциации также является дозирование помощи учителя ученикам, которая направлена на временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением (рисунком, чертежом).
Вот как могут выглядеть дифференцированные задания с разной степенью помощи:
даны слова: леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
1 группе:
прочитать слова, распределить в 2 группы (с безударными гласными и с непроверяемыми согласными);
2 группе:
распределить слова с разными орфограммами в 2 столбика;
3 группе:
прочитать слова, распределить в 2 столбика.
Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания.
Современная начальная традиционная школа использует достаточно широкий круг комплектов учебников («Школа 2000...» - «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Перспективная начальная школа» и др.). Авторы всех комплектов предлагают на страницах учебников широкий выбор разноуровневых заданий и упражнений для организации дифференцированной работы с учащимися. Однако в концепции УМК «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова) дифференциация обучения заявлена как одна из приоритетных целей и рассматривается как возможность индивидуализации обучения детей в условиях одного класса. Разработчики программы считают, что дифференциация обучения - путь поддержки индивидуальности ребёнка. Комплект учебников и тетрадей обеспечивает два вида дифференциации.
1. Первый вид определяет разноуровневость всех предлагаемых на страницах учебников и тетрадей заданий, которые подобраны не по принципу «больше - меньше», а по принципу «труднее - легче».
Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок полу- чает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ученик раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным. .
2. Второй вид заложен авторами комплекта в специальные коррекционные тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку неуспевающих по разным причинам учащихся. Эти тетради устраняют основания возникших трудностей.
Дифференцированные задания направлены на:
устранение пробелов в знаниях;
учёт имеющихся у учеников предварительных знаний по теме.
В УМК особое внимание уделено отработке путей формирования ученика как субъекта деятельности. Такой способ дифференциации для массовой школы разработан впервые.
Основное требование, предъявляемое к современному учителю, - полное использование потенциальных возможностей каждого ученика. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него учебной задачи. Только таким способом можно поддержать интерес к учению. Научными исследованиями доказан большой положительный эффект учебного процесса с использованием дифференцированного подхода, дающего возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяющего развивать интуицию, воображение, логическое мышление и способствующего активизации познавательной деятельности каждого ребенка.
Новое понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для учащихся:
создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности;
формируется новое прогрессивное педагогическое мышление;
учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей учащихся;
ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.












Литература
1.Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной образовательной школе //Завуч. - 2003. -№8.
2.Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками // Начальная школа. - 2004.- № 5.
3.Гузик Н. Путь к пятёрке - дидактическая единица //Школьные технологии.- 2004. - №2.
4.Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты //Школьные технологии. - 2003. - №3.



























КГУ: «Ушаковская средняя школа».









ДОКЛАД

На тему: «Дифференциация и индивидуализация обучения младших школьников».


Подготовила: учитель начальных классов
Мицуля Елена Андреевна.









2015-2016 учебный год.










15