Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии и географии.


Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии и географии.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ. В современном обществе всё более остро ощущается ценность и значимость каждой человеческой личности. По этой причине становятся ведущими технологии, направленные на личность, на её индивидуальность. Индивидуальный подход к учащимся, индивидуализация и дифференциация обучения в методике преподавания различных предметов ведется уже более полутора веков.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности.
Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, а приспособление методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны.
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Основу дифференцированного подхода составляет знание состояния здоровья ребенка в широком смысле этого слова, включая не только физическое, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса. Педагоги и психологи называют это “обучаемостью”, понимая под “обучаемостью” ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которых при прочих равных условиях зависит успешность обучения.
Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
уровень обученности и обучаемости;
уровень общих умственных способностей;
скорость усвоения;
индивидуальный стиль умственной деятельности
психофизические особенности учащихся.
На основании типических индивидуальных особенностей, которые определяют количество учебной работы и особенности поведения учащихся, в исследовании Мурачковского В.И. «Психологические аспекты организации дифференцированных форм работы на уроке» (Советская педагогика 1983 г., №10) выделено 4 типа школьников:
Высокая обучаемость сочетается со сложившейся позицией хорошего ученика, проявляющейся в стремлении выполнить работу добросовестно, тщательно, используя рациональные приемы учения. При организации дифференцированной работы с учащимися этого типа необходимо исходить из того, что задания должны способствовать их умственному развитию, удовлетворять и развивать познавательные интересы и склонности.
Высокая обучаемость, но равнодушие к результатам учебы, нежелание работать систематически, выполнять аккуратно и тщательно работу. Это школьники с бесконечным, формальным отношением к учебе и сравнительно низким уровнем самоорганизации. В процессе дифференцированного обучения задания должны быть подобраны так, чтобы имеющиеся у учащегося проблемы в знаниях и особенно в умениях не мешали их выполнению. Цель таких заданий – формирование интереса к знаниям, отношение к учению.
Учащиеся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших успехов в учении прилежанием, организованностью, стремлением использовать рациональные приемы учения. У них развиты чувство ответственности за количество учебной работы и познавательные интересы. С точки зрения дифференцированного подхода этим учащимся целесообразно рекомендовать такие приемы и способы выполнения учебных заданий, которые более соответствуют уровню обучаемости, например, использование наглядного материала (схемы, таблицы, графики и т. д.)
4.Учащиеся, испытывающие серьезные трудности в усвоении знаний. У них отсутствует интерес к учению к знаниям, не сформированы различные учебные умения. Эти школьники с низкой обучаем остью, формальным отношением к учению и низким количеством самоорганизации. Многие не успевают, систематически отстают в учении. Усвоение нового материала этими учениками без специальной помощи практически невозможно, именно эти ученики нуждаются в срочной помощи учителя. Приведенная характеристика типических особенностей учебной деятельности школьников используются учителем как исходный тип знаний об индивидуальных различиях учащихся, необходимым для осуществления дифферинцированного процесса обучения.
Необходимо отметить, что многие ученые предостерегают от экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях недостаточной психологической, диагностической, физиолого-гигиенической проработки вопроса.
Некоторые исследователи предлагают выделять три группы учащихся – слабые В, сильные А, средние Б.
Но всегда следует помнить, что, когда речь идет о дифференцированном подходе, имеются в виду не количественные изменения нагрузки, а качественно иной подход. Основная задача каждого учителя - научить детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей.
Дифференциация предполагает не только использование разно уровневых заданий на уроке, но также дифференцированный подход к учащимся на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности.
При устной проверке знаний первыми вызываю учащихся групп Б и В, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся группы А найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или детям 3 группы даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям групп Б и В предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детям группы Б часто даю подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Детей же группы А иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы а в наши дни чаще презентации к уроку).
При работе с учебником, ребята получают задания разного уровня сложности, инструкцию по их выполнению. Учащиеся имеют возможность выбрать посильные для себя задания, чтобы успешно с ними справляться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.
Например в 7 классе
Описать физико-географическое положение страны по плану ( 1 уровень)
Дать сравнительную характеристику двух стран ( 2 уровень)
Дать сравнительную характеристику двух стран и ответить на вопрос, почему ЮАР- самая развитая страна Африки? (3 уровень).
В 8 классе при изучении темы "Россия на карте мира предлагаю следующие задания.
1)Найти крайние точки России на карте (1 уровень);
2)Найти крайние точки и определить их координаты (2 уровень)
3)Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами(например с Канадой, по выбору ученика или учителя),пользуясь картами атласами (3 уровень)
При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, с учениками с высокими учебными возможностями подготавливаю презентации к урокам. А затем совместно с ним объясняем новый материал классу. Этот вид индивидуальной работы позволяет успешно развиваться одарённым учащимся. 
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей групп Б предлагаю работу с учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, детям группы Б, даю задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы В ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы А делают обобщения и выводы. Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников групп А или Б, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
4. Домашнее задание:
Даю дополнительные задания творческого характера, например: придумать сказку по теме «Гидросфера» «Путешествие Капельки», или написать рассказ «О чем поведала золотая рыбка», «Из личного опыта рыбака» после изучения темы «Рыбы», а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус или нарисовать рыбок из Красной книги.
В классах ученики получили «Виды творческих заданий», где указаны варианты дополнительных заданий.
Домашние задания учащимся можно предложить также дифференцированные:
1.Составить сложный план рассказа (1 уровень);
2.В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);
3.Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень);
Основной вывод: дифференцированный подход при обучении возможен на всех этапах урока, а также в процессе выполнения домашних заданий учащимися и дает положительные результаты независимо   от достигнутого школьниками уровня усвоения знаний.
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках географии и биологии достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы, пресс-конференции, лекции, экскурсии, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки ввожу игровые моменты, игры, такие как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку» и другие.
Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении географии, подготавливает подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учу понимать информацию и критически оценивать ее качество. С помощью медиаобразования осуществляется межпредметная связь с предметами не только естественно-научного цикла, но и гуманитарного, в частности с литературой, ведь во множестве литературных произведений есть описание природных явлений и объектов. Все это позволяет мне рассматривать тему с точки зрения разных учебных предметов для полного раскрытия понятия.
Большое внимание уделяю творческим работам учащихся: составлению проектов путешествий, памяток экскурсантам, написанию рефератов, составлению прогнозов, сообщений, выполнению практических работ с использованием иллюстраций нарисованных учащимися, выполнению рисунков гербов, флагов и их описанию. При выполнении таких работ ученик учится мыслить, отбирает и систематизирует научный материал, делает самостоятельные выводы, отстаивает собственную точку зрения, использует знания и умения, полученные при изучении одного предмета для изучения другого предмета.
Обученность ребят в работе с картой определяю также 3-мя уровнями:
понимать карту(1 уровень) читать карту(2 уровень)
знать карту(3 уровень)
К примеру, при изучении темы "Внутренние воды Африки" в курсе географии 7-го класса учащимся предлагается следующая ситуация.
Река Нил - одна из крупнейших рек Африки. В разгар лета, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься и Нил выходит из берегов. А ведь он зажат с двух сторон пустынями и, казалось бы, летом, наоборот, должен сильно обмелеть. В чем причина его ежегодных разливов?
Группа учащихся, последовательно отвечающие на предложенные вопросы, выстраивают связной рассказ о причинах этого явления:
1 гр.
Где Нил берет начало?
От слияния, каких двух рек он образуется?
2 гр.
В пределах каких природных зон и климатических поясов протекает?
В каких из них находятся истоки?
3 гр.
Каковы источники питания притоков Нила?
Когда уровень воды их максимален и почему? При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно; темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей.
Оправдывает себя такой вид работы с учебником, как составление вопросов для взаимной проверки учащихся. В 5-7 классах задания рассчитываются на то, чтобы ученик, формулируя вопросы, целенаправленно работал с определённым разделом учебника, учился вычленять основное. При этом работа ведётся с каждым учеником индивидуально. Она помогает ученикам с низкими учебными возможностями вовремя подтянуться за своими, более способными сверстниками. 
С целью контроля знаний и умений составляю тесты с ответами на выбор в 2-4 вариантах, чтобы обеспечить объективность оценки.  Они необходимы для получения обзора состояния знаний учащихся. В тестах есть, конечно, некоторый процент угадывания ответов, что определяется количеством предлагаемых для выбора вариантов ответов. Чем больше вариантов ответа, тем меньше процент угадывания. Самый большой процент угадывания у вопросов с ответами «да» и «нет» («верно» или «неверно» утверждение). Но такие тесты я использую лишь в 6 классе. В старших классах я использую тесты с большим количеством вариантов ответов.
Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяю зачеты. В ходе зачета ученики выполняют контрольные, индивидуальные задания. На зачете выявляются знания учащихся по отдельным разделам программы. 
Задания по теме «Кишечнополостные»
I уровень
Расположите в правильной последовательности стадии полового размножения гидры пресноводной.
1
2
3
4
5
6
7
8

Какой процесс изображён на рисунке? Опишите этот процесс.

Внесите в таблицу соответствующие номера из колонки I «Представители» и буквы из колонки II «Признаки».
Класс Представители класса Признаки класса
Гидроидные Сцифоидные Коралловые полипы I. Представители
Пресноводная гидра
Морской гидроидный полип
ЦианеяАурелияКорнеротАктиния
Кораллы II. Признаки
Плавающие хищники (медузы)
Имеют стрекательные клетки
2 слоя клеток
Сидячая форма
Многоклеточные
Радиальная симметрия
II уровень
Одним из 12 подвигов, прославивших великого героя Др.Греции Геракла, была победа над мифическим чудовищем – гидрой, у которой на месте одной отрубленной головы вырастает две новые. Объясните, на каком основании небольшой пресноводный полип получил название «гидра».
С какими простейшими сходны половые клетки гидры? Какой вывод можно сделать на основании этого?
Большой барьерный риф Австралии – самая громоздкая постройка, возведенная животными: длиной 2300 км, шириной местами до 150 км и глубиной до 2 км. Какие животные и как его построили?
Нарисуйте схему лучевой симметрии тела гидры. Поясните, какое значение в жизни гидры имеет такая симметрия?
Найдите соответствие между названием поколения в цикле развития и характерными особенностям строения.
Название поколения Характеристика
А Полип 1 Неподвижная стадия
Б Медуза 2 Свободноживущая стадия
3 Размножается половым путём
4 Размножается почкованием
5 Не размножается
6 Сидячий образ жизни
7 Колонии
8 Одиночные организмы
9 Паразитическая стадия
III уровень
Почему нервная система свободноживущих кишечнополостных более развита, чем у прилепленных форм?Подпишите названия клеток и их функции. Исходя из выполняемой функции клетки, определите в каком слое она располагается.
2
1
3
4
5

У полярной (арктической) медузы, или цианеи, много щупалец со стрекательными клетками, ожоги которых опасны не только для рыб, но и для других морских животных. Однако мальки трески, находясь под зонтиком медузы, чувствуют себя в безопасности. Почему? Объясните это явление?
Сравните многоклеточное растение с многоклеточным животным (гидрой). Объясните, по каким признакам гидра относится к царству животных.
Докажите, что коралл, медуза и гидра относятся к одному типу животных.
Я не предъявляю всем школьникам одинаковые, ориентированные на максимум усвоения содержания программы и учебника, требования к результатам обучения. В требованиях я выделяю два уровня усвоения - базовый (обязательный для всех) и более высокий – для школьников, которые хотят и могут превысить этот уровень. Базовый уровень включает наиболее существенные вопросы содержания географического и биологического образования: основные теории, закономерности, понятия, научные факты, учебные умения. Они служат основой для формирования у учащихся научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни. Требования на базовом уровне должны быть посильны для всех учащихся и характеризовать нижнюю границу знаний и умений по биологии, которая должна быть достигнута всеми успевающими школьниками.
Требования для желающих превысить базовый уровень предусматривают более глубокое усвоение учебного материала, овладение разнообразными способами деятельности, увеличение доли творческой деятельности.
Дифференциальный подход в обучении - это не только различие учащихся по характерным чертам их обучаемости или типам неуспеваемости. Это и различие школьников по направленности их познавательных интересов, склонностей и способностей. В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Особенность этой технологии заключается в том, что цель обучения меняется на самообучение. Обучение, построенное с учетом дифференциации и индивидуализации учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – дать ученику возможность выбора.