Конспект логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков [п] — [б] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема Весна


Тема: Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах, словах ипредложениях.
Лексическая тема "Весна"
Цель:  закрепить умение обучающихся правильно произносить  и дифференцировать на слух  звуки [б], [п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционные:
развивать слуховое внимание, память, мышление;
совершенствовать умение дифференцировать согласные фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, с опорой на зрительный и слуховой анализаторы;
развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
обобщать и активизировать словарный запас обучающихся по теме «Весна»;
развивать мелкую, артикуляционную моторику;
предупреждать дисграфические ошибки, развивать орфографическую зоркость.
Образовательные:
учить детей правильно соотносить звуки [б]-[п], [б’]-[п’] с буквами б и п;
формировать умение правописания звонких и глухих согласных  на конце слова.
 Воспитательные:
воспитывать коммуникативные умения, самостоятельность, доброжелательное и вежливое отношение друг к другу и к окружающим людям, формирование умения работать в паре, группе, взаимодействуя друг с другом.
Ход занятия:
1. Организационный момент
1. Развитие временных представлений
Работа у «Календаря»
Логопед: Какое сегодня число, день недели? Какое число и день недели было вчера? А что будет завтра?
Ответы детей. В календаре выставляются карточки с названием дней недели.
2. Основная часть
1. Актуализация знаний и определение темы занятия
Дети рассматривают картинки с изображением весенних сюжетов.
Логопед: О каком времени года эти картинки?
Ответы детей.
Логопед: Сегодня на занятии будем говорить о весне.
Назовите приметы весны, изображенные на картинках.
Ответы детей.
Логопед: Разложите карточки со словами к соответствующим картинкам.
Дети получают карточки со словами «половодье», «проталинки», «подснежники», «прилет птиц», «первоцвет», «ледоход», выполняют задание.
Логопед: Посмотрите на слова. Какое слово лишнее, почему?
Ответы детей.
Логопед: Определите первый звук в оставшихся словах, дайте ему характеристику.
Ответы детей.
Логопед: Вспомните и назовите парный гласный звук для звука п. Дайте ему характеристику.
Ответы детей.
Логопед: Определите тему нашего занятия.
Ответы детей.
Логопед: На партах у каждого солнышко. Чтоб оно ярко светило, не хватает лучиков. Солнышко подарит вам свои лучики, если вы справитесь с заданиями на занятии.
2. Развитие слухового восприятия
Логопед: Весну можно не только увидеть, но и услышать. Какие весенние звуки мы можем услышать?
Ответы детей.
Логопед: Какие звуки напоминает вам звучание металлофона?
Ответы детей.
Логопед: В ясную погоду капель звонкая, веселая, а в пасмурную – капли редкие, приглушенные.
- Сравните звуки металлофона и коробочки.
- Какой звук издает металлофон? (Звонкий)
- Какому звуку занятия соответствует его звучание? (Звуку б)
- Какой звук издает коробочка? (Глухой)
- Какому звуку занятия соответствует его звучание?
- Постарайтесь перевести, что хотят сказать наши звучащие предметы. Составьте слоговые ряды с гласным [а].
Логопед: Итак, с первым заданием вы справились, и солнышко дарит вам свой теплый лучик. А мы выйдем на полянку и поиграем с мячом.
3. Дифференциация звуков П-Б в словах. Активизация глагольного словаря
Логопед: На прошлом занятии мы подбирали слова – признаки к слову солнышко, а сегодня подберем слова - действия.
Называя слова-действия, определите в них наличие звуков П - Б.
(Упражнение проводится в виде игры с мячом)
Логопед: Весной происходит великое переселение птиц на родину.
- Откуда они возвращаются? (Из жарких стран)
Путь их сложный, с препятствиями и бедами.
На доске схема препятствий, которые встречают птиц на их пути.
На одной стороне карточки написано название препятствия, на обратной стороне – текст с описанием этого препятствия.
а) Работа со словами – паронимами
Логопед: Прочитаем о первом препятствии.
Ученик читает текст: «Из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы».
Логопед: Чтобы этого не случилось, постараемся сделать скалы видимыми, напишем на них слова. Я буду читать слово, а вы должны определить, какой звук есть в этом слове П или Б, записать слово на нужную скалу, затем заменить этот звук на парный и на другой скале записать новое слово.
Речевой материал:
пой-бой
палка-балка
борт – порт
башня – пашня
запор – забор
бабочка – папочка
Задание выполняется с комментированием. После выполнения детям даются «солнечные» лучики.
б) Развитие слогового анализа и синтеза
Ученик читает текст: «Внезапные холода сковывают воды, и птицы умирают от холода и стужи»
Логопед: Преодолеем и это препятствие. Для этого нужно определить, какой слог «замерз» в слове и восстановить слова, добавив нужный слог.
Дети работают в парах по карточкам, на которых написаны слова с пропущенным слогом. После выполнения задания дети меняются карточками для проверки и получают очередной лучик солнца.
в) Развитие звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия
Ученик читает текст: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега»
Логопед: Поможем птицам преодолеть и это препятствие. Я буду называть звуки, а вы составьте из них слово, найдите его на карточке, вставьте пропущенную букву. Вставленную букву покажите руками.
У детей карточки с написанными на них разным шрифтом словами.
Почки, тепло, капель, береза
г) Автоматизация правил правописания звонких и глухих согласных в конце слова.
Ученик читает текст: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц: орлов, соколов, ястребов».
Логопед: Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б? (Ястреба)
- Ястреб. Какой звук слышится в конце этого слова? (П)
- А какую букву надо писать в конце этого слова?
- Почему? Какое правило вы знаете?
Ответы детей.
Логопед: Чтобы птицы благополучно прилетели на родину, выполним последнее задание. Вставьте пропущенную на конце слова букву, подобрав проверочное слово.
Речевой материал: дуб, суп, карп, хлеб, сугроб, укроп.
После выполнения задания осуществляется проверка. Дети получают солнечный лучик.
3. Подведение итогов занятия