Конспект открытого занятия Дифференциация звуков С-З


МБОУ Дальнеконстантиновская СШ
Конспект подгруппового логопедического занятия в 3 г классе
«Дифференциация звуков С и З»
Автор
учитель-логопед
Малиновская М.И.
2016 год
Фонетическая тема: Дифференциация звуков С-З.
Лексическая тема: Путешествие по зимнему лесу.
Грамматическая тема: Согласование существительных с прилагательными
Цель: Закрепить знания о зиме, научить согласовывать существительное с прилагательным, дифференцировать звуки С и З.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
Закрепление представлений о зиме, ее приметах.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
Закрепление произношения звука С-З в разных позициях.
Совершенствование грамматического строя речи: формирование согласования существительных с прилагательными
Совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, на представления.
-коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи.
Развитие артикуляторной моторики.
Развитие плавного и длительного выдоха, правильного речевого дыхания.
Развитие фонематических представлений, фонематического анализа.
Развитие общей моторики,  координация речи с движением.
Развитие пространственной ориентировки.
-коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности.
Развитие самостоятельности, самоконтроля.
Воспитание умения слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.
Материал и оборудование:
-Индивидуальные зеркала;
-звуковой светофор (снежинки)
-презентация, выполненная в Power Paint;
-карточки с заданием
-Интерактивная доска
-Мультимедийная установка
Краткое содержание деятельности учителя-логопеда Краткое содержание деятельности учащихся
Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.
-Давайте немножко поиграем, первым займёт своё место тот, кто правильно разделит своё имя на слоги. Назовите имя и количество слогов в нём.
-Молодцы. - Здравствуйте!

Слайд 1
Артикуляционная гимнастика
Развитие подвижности органов артикуляторного аппарата, укрепление мышечной системы языка, губ, щёк.
- Чтобы язычок у нас хорошо работал на занятии, был послушным, четко проговаривал все слова – выполним гимнастику.
Раздать зеркала.
Окошко
Приоткрыл язык окно,
А на улице светло.
Киска
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошёл гулять
Свою лошадь запрягать.
Лошадка
Тут увидел маляра,
Красить потолок пора
Маляр
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо
Заборчик
Приустали и присели
Покататься на качели
Качели
Язычок наш погулял,
Много нового узнал,
Он немного притомился К себе в домик возвратился.
Логопед контролирует правильность выполнения учащимися упражнений.
- Молодцы!
Дети выполняют задания
Введение в тему урока.
Слайд 2 Картина зимнего леса
- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах. Композиторы посвящают зиме свои произведения. О ней сочиняют песни и слагают стихи.
Слайд «Видео из мультф. «12 месяцев» зимний лес.
- Природа в это время года особенная, она какая-то торжественная, величавая, волшебная, сияющая чистотой и свежестью.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. Учащиеся внимательно слушают учителя.
Смотрят небольшой видеоматериал.
Слушают внимательно учителя.
Развитие плавного и длительного выдоха, речевого дыхания, закрепление правильной артикуляции звука С.
- Очень важно в морозном лесу правильно дышать. Итак, вспоминаем, как мы должны правильно дышать? Положим ручки на животики. Вдох через нос, животики надуваем как шарики, выдох медленный и плавный через рот.
Пальчиковая гимнастика
Логопед. Давайте погреем ручки.
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Изучение нового материала.
Слайд 4 ТРОПИНКА В ЛЕСУ
Логопед. И вот перед нами чудная картина, тропинка, которая ведёт в лес. Как вы думаете, что мы можем увидеть, войдя в него.
Правильно.
Слайд 5 Дифференциация звуков С-З
- Назовите предметы, которые изображены на экране.
( ЗАЯЦ, СНЕЖИНКА, ЗИМА, СНЕГ, СОСУЛЬКА, СНЕГОВИК )Назовите первый звук в каждом слове. Дайте характеристику данных звуков.
-Сегодня мы будет учиться различать звуки С и З.
Слайд 6 СОВА В ДУПЛЕ
Логопед. Первой нас встречает мудрая сова, которая живёт в старом могучем дубе. И она предлагает вам выполнить задание.
Дифференциация звуков С и ЗРабота над развитием восприятия речи
Читаем слоги.
СА-СО-СУ-СЫ
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ
СА-ЗА СУ-ЗУ СО-ЗО СЫ-ЗЫ
Скороговорки по парам
У лисы лисёнок
Смекалистый с пелёнок.
Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.
2. «Звуковой светофор»
Логопед. Следующее задание совы – «Звуковой светофор» (раздаю снежинки - светофор) Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук З, поднимите снежинку зелёного цвета, а если звук С, поднимите снежинку синего цвета.
ЛИСА, ЗИМА, ЗАЯЦ, СОСУЛЬКА, БЕРЁЗА, КОСА, ПЁС, МОРОЗЫ, СНЕГ, СНЕЖИНКА. Дети выполняют соответствующие тексту движения.
Называют слова
Учащиеся вслед за логопедом выполняют задание
Выполняют задания
Активизация и обогащение словарного запаса учащихся, дифференциация звуков С и З в словах, словосочетаниях развитие фонематического восприятия и анализа.
Слайд 7 БЕЛКА НА ДЕРЕВЕ
- Путешествуя по лесу, мы встречаем белку. Скажите, чем питается белка?
Белочка поделилась с нами своими запасами, орешком, а в нём задание:
1. Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
( карточки-снежинки)
- На обратной стороне снежинки вы видите слова. Вам необходимо прочитать слово, разделить его на слоги.
ЛЕС, СОСНА, СНЕГОВИК, ЗИМА, СОСУЛЬКА, САНКИ, МОРОЗ, ЛИСА
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
2. Игра «Угадай»
Слайд 8 СЛОВА СО СНЕЖИНКАМИ
- Белка предлагает вам ещё поиграть со снежинками.
Снежинки упали и закрыли слоги в словах. Вам нужно догадаться какой слог спрятала снежинка.
СНЕ-ЖИН-КА, СО-БА-КА, СНЕ-ЖИН-КИ, СНЕ-ГО-ВИК, ЗА-ЯЦ, ЛИ-СА, БЕ-РЁ-ЗА, СНЕ-ГУ-РОЧ-КА.
-Молодцы! Дети отвечают.
Дети читают по два слова, делят на слоги
Выполняют задание.
Слайд 9 ФИЗМИНУТКА. ПОЛЯНКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
- Устали, давайте немного отдохнём. Послушайте музыку, композитора Антонио Вивальди «Зима». Закройте глаза, расслабьтесь, и представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Светит солнце. В лесу очень тихо.
- Откройте глаза, встаньте из-за парт. Сделаем кружочек. Слушайте внимательно, как меняется музыка, что вы слышите?
-Вот пошёл снег. Поднимите руки, покажите ими, как сыплется снег на землю (движения кистями рук вниз и вверх).
-Снег идёт уже большими хлопьями. Присядьте, покажите, какие намело сугробы (приседания).
-Подул ветер, он становится всё сильнее и сильнее. Подняли руки, показали, как качаются деревья под порывами ветра (наклоны с поднятыми руками вправо и влево).
-Начинается метель, она поднимает с земли снег и кружит его в воздухе (дети кружатся сначала в одну, а потом в другую сторону).
-Садимся за парты. Выполняют
Развитие слогового анализа и синтеза на уровне словосочетании
Слайд 10 Видео из «12 месяцев» (животные)
- Посмотрите, как радуются зиме животные. А каких ещё животных мы можем встретить в лесу? Молодцы!
Слайд 11 «Наложенная картинка»
И я Вам предлагаю найти и назвать животных, которые изображены на данном рисунке.
-А теперь обведите животное. (даю задание каждому)
ЛИСА, МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, ОЛЕНЬ ? Какой вопрос можно поставить к каждому из животных? Что обозначают данные слова?
На какой вопрос отвечают признаки предмета?
А теперь охарактеризуйте этих животных, какие они, то есть подберите к своему животному признаки предмета.
Слайд 12 «Собери словосочетание»
- В лесу поднялся сильный ветер и разбросал слова. Подберите к слову в левом столбике слова признаки из правого столбика.
СНЕЖИНКИ
ЗИМА
ЛИСА
СНЕГИРЬ
ЗАЯЦ
МОРОЗ РЫЖАЯ, ПУШИСТАЯ
БЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ
КРАСИВЫЕ, БЕЛЫЕ
ТРЕСКУЧИЙ
ХОЛОДНАЯ, БЕЛОСНЕЖНАЯ
КРАСНОГРУДЫЙ
Слайд 13 «Словосочетания»
Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Дифференциация звуков на уровне предложения.
Слайд 14 «Составь предложение»
Посмотрите, даны предложения, но они рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения.
Выпал, белый, улице, на, снег.
Холодная, зима, наступила.
Слайд 15 «Предложения»
Читают предложения, они появляется на слайде.
На улице выпал белый снег.
Наступила холодная зима.
Работа в тетради.
-Запишите в тетрадь получившиеся предложения.
Логопед. Вот и закончилось наше познавательное путешествие. Мы с вами отдохнули, набрались сил, здоровья, знаний. А теперь, давайте подведём итог занятия.
Рефлексия «Паутинка»
У меня в руке клубочек настроения. Встанем в кружочек, и будем делать красивую паутинку. Выскажите своё мнение, что вам понравилось на занятии, что запомнилось.
Слайд 16
Молодцы! Спасибо большое вам за старание, мне очень понравилось с вами работать.
Дети отвечают.
Дети обводят животное
Кто? Означает предмет.
Какая? Какой? Какие? Какое?
Дети характеризуют животных
Составляют предложения
Записывают в тетрадь предложения
Дети высказывают своё мнение
Приложение
ЛЕС СОСНА
СНЕГОВИК ЗИМА
СОСУЛЬКА САНКИ
МОРОЗ ЛИСА
У лисы лисёнок
Смекалистый с пелёнок.
Идёт козёл с козой,
А коза идёт с косой.