Урок русского языка на тему Алфавит. соотношение букв и звуков. Звуковое значение букв е,ё,я,ю

Краткосрочное планирование уроков русского языка
Предмет
Русский язык
1 час
5 класс
Мыкышева Мейрамкуль Ермековна

Тема
Алфавит. Соотношение букв и звуков. Звуковое значение букв е, ё, ю, я;

Цель

Задачи
Узнают о звуковом значении букв е,ё,ю,я.
Вспомнить русский алфавит, повторить соотношение букв и звуков, научить различать йотированные гласные.
Развивать речь учащихся, умение работать в паре, группе, навыки самостоятельной работы.
Воспитывать уважение к предмету, к русской народной песне.

Результаты обучения для учеников категории «А»
Знаю русский алфавит.
Различаю гласные и согласные буквы и звуки.
Умею выполнять фонетический разбор слова.
Способен работать самостоятельно, помогать другим.
Могу оценить как свою работу, так и работу одноклассников.

Результаты обучения для учеников категории «В»
Знаю русский алфавит.
Различаю гласные и согласные буквы и звуки.
Умею выполнять фонетический разбор слова.
Могу работать самостоятельно, помогать другим.
Умею оценить свою работу по критериям оценивания.

Результаты обучения для учеников категории «С»
Знаю русский алфавит.
Различаю гласные и согласные буквы и звуки.
Могу выполнить фонетический разбор слова с помощью таблицы.
Умею оценить свою работу по листу самооценивания.

Источники, оснащение и оборудование
Слайдовая презентация, мелодия песни «Во поле береза стояла», корзина с фруктами и овощами, кроссворд, тесты.

Действие учителя
Действие ученика
Время

Введение

1.Создание коллаборативной среды. Каждому ученику при входе в класс вручается определенный фрукт или овощ, в зависимости от этого учащиеся сразу садятся по группам. Распределяют роли в группе.
Учитель: Ребята, вы знаете, что осень – время урожая. Раньше, когда собирали урожай, сборщицы пели песни, давайте и мы вспомним какую-нибудь русскую народную песню и под эту песню наполним корзину овощами и фруктами.
1.Учащиеся, получив фрукт или овощ, садятся в группу «Яблоко» (фрукт) и в группу «Огурец» (овощ).
Распределяют роли в группе.


Ученики поют песню «Во поле береза стояла» (под музыку) (текст дан в учебнике стр.15),
затем наполняют корзину овощами и фруктами, которые они получили при входе в класс.


2 мин

2.Работа над ошибками диктанта.
Учитель: На прошлом уроке мы писали диктант, сегодня проанализируем наши ошибки, чтобы в дальнейшем таких ошибок не допускать.
2.Ученики в тетради для контрольных работ чертят таблицу анализа ошибок:
Пишу правильно
Проверяю
Привожу пример






5 мин

3.Кроссворд.
Учитель: Отгадайте кроссворд, тогда вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить:

1.Изучает начертания букв (графика)
2.Изучает нормы и правила произношения звуков (орфоэпия)
3.Простая форма вокальной музыки (песня)
4.Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков (речь)
5. Основное содержание произведения (тема)
6. Произнесение одного из слогов с бо
·льшей силой и длительностью (ударение)
7. Мы их произносим и слышим (звук)
8. Набор букв или подобных им знаков (алфавит)
Учитель: О чем мы будем говорить?
3.Ученики отгадывают в группах кроссворд:


1
 
 


 
 
 

2
 
 

 
 
 
 

 3
 
 

 


4

 
 

 
5
 
 
 

6
 
 
 
 
 

 

 7
 
 


8
 
 
 
 
 
 



Ответы детей:
О разделе русского языка – Фонетика.
О звуках и буквах. О йотированных гласных.
3 мин

Основная часть урока

4.Переход к теме урока.
Учитель: Давайте вместе составим критерии оценивания урока.



Критерии оценивания будут записаны на доске и на листочках в каждой группе.








Физминутка. Игра на внимательность: Хлопните в ладоши, если услышите ю в словах (яблоко, елка, Елена, Юра, юмор, улица, юбка, яма).
Какая это буква?
4.Ученики: Совместно с учителем составляют критерии самооценивания:
Лист самооценивания Ф.И.______________ класс___

Да

Частично
2,5б
Нет

Всего



Знаю алфавит





Знаю, что такое фонетика.





Различаю букву и звук





Могу различить йотированные гласные





Умею оценить себя и членов своей группы





Итого:
25-22б «5»
21-18б «4»
17-14б «3»
13б и ниже «эту тему надо повторить»

Ребята хлопают в ладоши, услышав ю в словах: юмор, Юра, юбка.



Гласная (дауысты ‰ріп)
3 мин


5.Учитель: У нас сегодня урок будет проходить в форме соревнования. Каждой группе будут даны карточки с заданиями. За определенное время вы должны выполнить эти задания, обговорить их в группе, сделать выводы по теме и подготовиться к защите своего проекта.









Оценивать