Занятие предназначено для детей по дифференциации сходных по акустико-артикуляционным признакам звуков и букв. Тема: Дифференциация С-Ц в слогах, словах и предложениях.


Занятие предназначено для детей по дифференциации сходных по акустико-артикуляционным признакам звуков и букв.
Тема: Дифференциация С-Ц в слогах, словах и предложениях.
Цели:
-вырабатывать у учащихся умение различать звуки «с» и «ц», опираясь на оральные ощущения, подключая мелкую моторику и зрительные ассоциации;
-развивать умение строить самостоятельные высказывания, орфографическую зоркость и навыки беглого письма;
- расширить и обогатить словарь за счет слов.
Ход урока:
Повторение чистоговорок.
Са-са-са- в лесу бегает лиса.
Сы-сы-сы-хвост пушистый у лисы.
Су-су-су- видел кто из вас лису?
-Какой звук встречался чаще всего? Запиши букву «с».
2. Повторение стихов.
Нам к обеду пригодится
Перец, огурец, горчица.
-Какие продукты пригодятся к обеду? Какой звук есть во всех словах? Запиши букву «ц».
3. Запись букв с проговариванием до конца строчки.
4. Уточнение артикуляции звуков «с» и «ц».
Сравнение звуков по артикуляции.
Работа перед зеркалом: Длительно произносим звук «с» и несколько раз звук «ц». смотрим, в каком положении губы, анализируем, что делает язычок, какая струя воздуха – холодная или теплая, дрожит ли горлышко?
Вывод: Когда мы произносим звук «с», губы – в улыбке, кончик языка за нижними губами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, посередине языка образуется желобок, по которому идет холодный воздух. Горлышко не дрожит. Звук «с» - согласный, глухой, щелевой. Когда мы произносим звук «ц», губы улыбаются, кончик языка за нижними зубами, спинка языка сначала поднимается вверх и смыкается с небом за верхними передними зубами, потом опускается в положение, как при звуке «с», в середине образуется желобок, по которому идет холодный воздух. Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т+с». Горлышко не дрожит. Звук «ц» - согласный, глухой, смычно-щелевой, всегда твердый.
5.Произнесение звуков «с» и «ц» с опорой на картинки-символы.
Логопед в произвольном порядке демонстрирует картинки с изображением чайника и девочки, а дети произносят звук «с» (чайник свистит) или «ц» (тише).
Дифференциация С-Ц в слогах.
Чтение слогов.
Ац-ас ис-иц са-ца-са ца-са-ца аса-ацаОс-оц ец-ес со-цо-со цо-со-цо осо-оцоУц-ус ёц-ёс су-цу- цу цу-су- цу усу- уцуЗаписать первую букву слога:
Са, ца, сы, цы, цу, су, се, це, си, цы, цо, со.
Прослушайте звуковые сочетания, запишите только согласные.
Ацу, усу, ице, исе, ицу, есу.
Запишите слоги с буквой «ц» на первой строчке, а с буквой «с» - на второй.
Ца, са, су, цу, ец, ес, ос, ус, уц, иц, ис.
Дифференциация С-Ц в словах.
Работа с предметными картинками.
Назови картинку. Какой звук есть в названии картинки: «с» или «ц»? Запиши букву.
Картинки: Цыпленок, сова, сыр, цапля, сумка, курица, посуда, очки, сосна, бабочка, кактус, месяц, заяц, ананас, ножницы.Выделение звуков из слов.
Послушайте слова. Какой звук есть в слове – «с» или «ц»? Запишите букву.
Слова: сани, цирк, сын, цифра, сумка, овца, колбаса, таблица, оса, улица, голоса, мясо, яйцо, огурец, парус, палец.Убежали слоги.
Добавь в слово слог «са» или «ца». Повтори слово.
Устно, с мячом;
Письменно, по карточкам.
Ов…, ко…, ули…, колё…, умни…, кури…, колба…, табли…, голо…, учительни…, поло…, пугови…
Добавь слог «сы» или «цы».
Ве…, огур…, матро…, молод…, насо…, бой…, паль…, поло…, воло…, леден…
Убежали буквы.
Вставь пропущенные буквы и запиши слова. Подчеркни букву «с» одной чертой, а «ц» - двумя.
№1. …ено, …ифра, …ок,…апля, …епь, …ила, …ани, …ех, ли…а, ули…а, голо…а, оте…, огуре…, анана…, фику…, па…ека, пале…, поко…, коне…, пе…ок, тан…ы, мя…о, ку…ок, пти…а, ли…о.
№2 …ини…а, …кворе…, гу…ени…а, …пи…а, …ите…, …олн…е, …вине…, …трани…а, …ахарни….а, …толи…а, …тан…ия, ме…я…, …е…три…а, ….елит…я.
Буквы меняются местами.
Замени букву «с» на «ц». Запиши слова парами. Объясни значение слов.
Свет-…, сел-…, свести-…, село-…, лиса-…, сели-…