Педагогический совет: «МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ».

КГУ «Областная специальная школа-интернат для детей с ОВР» управления образования Карагандинской области




Педагогический совет:
«МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ».

Подготовила и провела:
Руководитель ШМО,
учитель математики
Минасипова А.Б.


Шахтинск 2015
Тема: Методы, приемы и Формы обучения как система управления качеством образования в коррекционной школе.
«Хороших методов существует
ровно столько, сколько существует
хороших учителей» Дьёрдь Пойа
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по предложенной теме; создание условий для осознанного выбора учителем пассивных, активных и интерактивных методов и приёмов обучения на уроке.
Задачи: 1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать формы, методы и приёмы обучения в процессе обучения детей с ОВР.

Ход работы:
Организационный момент
«Пожелание»
Давайте начнем с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так: кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
Представление темы
Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего не только необходимым набором современных знаний, умений и качеств, но и умеющего применять полученные знания в новых ситуациях, в самостоятельной жизни, умеющего нестандартно мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

III. Погружение в тему. ( Мини- тест на соответствие)
- Прежде чем начать наш педсовет, хотим проверить вашу профессиональную готовность. Предлагаем выполнить мини – тест на соответствие.
НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых,
деятельности, направленной на решение задач ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
образования, воспитания и развития
в процессе обучения

это отдельные операции, умственные или
практические действия учителя или учащихся, МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
которые дополняют форму усвоения материала,
предлагаемую данным методом.

Внешнее выражение согласованной ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
деятельности учителя и ученика

Слайд 3,4
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Метод – (от греч. ) способ действия, деятельности: путь достижения цели цели
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Слайд 5
Понятие о методах обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Слайд 6
Классификация методов обучения И. Лернера и М.Н.Скаткина
По признаку активности детей.
Пассивные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные м.о. (рассказ, лекция, беседа и т.д.). Учитель рассказывает – дети слушают (восприятие + память).
Репродуктивные (упражнения) (память + восприятие).
Методы проблемного изложения материалов (проблемная лекция) (память + восприятие + мышление).

Активные методы обучения:
Частично поисковый метод (семинары, проблемные семинары) (логическое мышление).
Исследовательский метод (рефераты, доклады, курсовые, дипломные) (логическое и творческие мышление).

Слайд 7
Формы взаимодействия учителей и учащихся.
Пассивные методы обучения

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
Слайд 8
Минусы
Самый неэффективный метод (с точки зрения современных педагогических технологий)
Плюсы
1)легкая подготовка к уроку со стороны учителя
2) возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока

Слайд 9

Активные методы обучения
Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Учитель и учащиеся находятся на равных правах. Демократический стиль общения.
Слайд 10
История возникновения активных методов
К родоначальникам идей активизации относят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и других.

Слайд 11
Активные методы обучения
АМО – методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный характер, творческий характер. Селевко Г.К.
АМО – методы стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящееся на диалогах решение проблем. Демьяненко-Кононерский.
АМО – это способ практического осуществления процесса передачи знаний, умений, навыков по средствам деятельности самого ученика.
Активные методы обучения возникли раньше, чем пассивные.
Слайд 12
Интерактивные методы обучения
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Ориентированы на более широкое взаимодействие учеников друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения при изучении нового материала.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Слайд 13
Традиционные методы
Активные методы
Интерактивные методы

Лекция
Рассказ
Чтение газетного и журнального материала
Беседа
Размышление над (высказыванием, фактом и т.д.)
Встреча (с произведениями искусства, интересными людьми, специалистами и т.д.)
Обсуждение (конкретных событий)
Анкетирование и анализ результатов
Просмотр фильма и др.
Диспут
Дискуссия
Беседа за круглым столом
Путешествие
Соревнование
Игра и т.д.
Деловая игра
Ролевая игра
Проект
Мозговой штурм
Брейн-ринг
Телемост
Суд и др.


Слайд 14
Классификация методов обучения (по Юрию Константиновичу Бабанскому)
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Слайд 15
1 группа методов

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности
(Е.Я.Голант 1888-1971г.г.)
По логике передачи и восприятия информации
По степени самостоятельности мышления
По степени управления учебной работой

Словесные
Индуктивные
Репродуктивные
Под руководством преподавателя

Наглядные
Дедуктивные
Проблемно-поисковые
Самостоятельная работа обучаемых

Практические





Слайд 16
Характеристика методов обучения
Словесные, наглядные и практические методы.
Словесные методы - если ученики получают основную учебную информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств учителя или текстов учебных книг (беседа, рассказ, описание, разъяснение и др.).
Словесные методы преподавания вызывают соответствующие словесные формы усвоение материала.
Словесные методы используются преимущественно при изучении нового материала и дают хороший эффект в обучении, если сочетаются с другими формами овладения знаниями.
Наглядные методы – формы усвоения учебного материала, которые находятся в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
Практические методы – формы овладения учебным материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических и лабораторных работ.
Слайд 17
Словесные методы обучения
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их разъяснения преподаватель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.


Слайд 18
Рассказ Этот метод предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым
Рассказ вступление характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.
Рассказ изложение раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ заключение проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

Слайд 19
Учебная лекция
предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, большой сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений

Метод беседы предполагает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Слайд 20
Активные словесные методы: диспут, дискуссия
Диспут – одно из активных средств учебно-воспитательного воздействия на становление личности
старшеклассника, выработки у него активной позиции, способности аргументированно и
последовательно отстаивать свои взгляды и убеждения.
Диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) – публичный СПОР на заданную тему.

Слайд 21
Репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, проблемные, частично – поисковые и исследовательские методы.

Репродуктивные методы – форма овладения учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Эти методы обычно используются при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала.

Объяснительно – иллюстративные методы – находят применения в различных формах изучения нового содержания (объяснение, рассказ, беседа, описание, доказательства и т.д.).


Частично-поисковые методы – форма овладения учебным материалом, которая включает постановку отдельных проблемных вопросов, высказывание учениками своих предложений, самостоятельность рассуждений, расчленение общей задачи на ряд частных, эвристическую беседу и т.д.

Исследовательские методы – учащиеся под руководством учителя выполняют отдельные исследовательские задания и работы. Можно дать задания для самостоятельных наблюдений, их записей и анализа результатов.

Слайд 22
2 группа методов

методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению
методы стимулирования ответственности
и долга

Познавательных игр
Убеждения в значимости учения

Учебных дискуссий
Предъявления требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры
Поощрения и наказания


Слайд 23
3 группа методов


методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности


Методы устного контроля и самоконтроля
Методы письменного контроля и самоконтроля
Методы практического контроля и самоконтроля

Индивидуальный опрос
Письменные контрольные работы
Машинный контроль

Фронтальный опрос
Письменные зачеты
Контрольно-лабораторный контроль

Устные зачеты
Письменные экзамены


Устные экзамены
Письменные работы



Слайд 24, 25
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.

Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения.

Слайд 26
Методические приемы это действия, направленные на решение конкретной задачи.

Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.

Слайд 27
Приемы обучения подразделяются на:
Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников.
Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала;
Приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся.

Слайд 28, 29
Формы обучения
Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика
В основе: особенности коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником...

Индивидуальные Коллективные Групповые

Слайд 30
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ эффективного урока
Индивидуальная –
когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения, познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого ученика без непосредственного общения с другими учащимися.
Положительные стороны:
1) хорошо учитывает особенности каждого ученика;
2) осуществляется подбор дифференцированных заданий;
3) учит индивидуальному труду, воспитывает самостоятельность, ответственность, упорство;
4) служит подготовкой для занятий самообразованием;
5) способствует более прочному усвоению зун и способов деятельности.
Отрицательные стороны:
1) большие расходы времени;
2) не способствует развитию коллективизма

Слайд 31
Фронтальная –
предполагает выполнение общих заданий всем классом для достижения общей познавательной задачи.
Положительные стороны:
1) учитель непосредственно общается со всем классом и воздействует на всех; 2) каждый ученик стремится усвоить передаваемую учителем информацию; 3) общая цель достигается за счет индивидуальных усилий каждого.
Отрицательные стороны:
1) работают наиболее подготовленные учащиеся;
2) нет обратной информации о деятельности каждого ученика;
3) не учитывает индивидуальные особенности учащегося;
4) не способствует мотивации учения.

Слайд 32
Групповая –
организация таких уроков, на которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой учащихся (2-6 чел.).

Положительные стороны:
1) тщательная подготовка учителя, умение уделить внимание каждой группе;
2) ученик ставится в положение учителя;
3) возможность оказания реальной помощи друг другу;
4) формирует взаимную ответственность, внимательность.
Отрицательные стороны:
1) большие затраты времени учителя.

Слайд 33
Коллективная – каждый обучает всех, а все – каждого.
Положительные стороны:
1) наличие у всех учащихся общей цели;
2) имеет место разделение труда, функций и обязанностей; 3) развивается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; 4) самоконтроль;
5) работа каждого приобретает общественную значимость;
6) равенство объективных условий для каждого;
7) руководит учитель;
8) широко используется работа в статических и динамических парах; 9) развиваются демократические принципы.
Отрицательные стороны:
большие затраты времени учителя.
V. Подведение итогов.
А сейчас проведем небольшое «закрепление» пройденного.
В данных таблицах перечислить основные методы, приемы и формы работы, применяемые на ваших уроках.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ






И закончить нашу работу хочется одной притчей о Хадже Насреддине. Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть - нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.

Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.
Дерзайте, творите! Успехов вам! Спасибо за работу!

Литература:
1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Просвещение, 1985. 208 c.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
3. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.
4. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. канд. пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000.
5 Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие / В. В. Сериков / под ред. В. А. Сластенина, И. А.Колесниковой. – М. : Академия. – 2008.
6. Педагогический энциклопедический словарь.
· М.: Научное издательство БРЭ, 2003.
7. Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
8. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов
· 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый.
· М.: ВЛАДОС, 2004.
· 365 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




5-10%
усвоения
учебного
материала

Вербальные методы

Аудиальный
канал



Picture 615