Педагогический совет «Содержание и организация оценки предметных результатов»


«Содержание и организация оценки предметных результатов»
1. Федеральные государственные стандарты нового поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание общего образования и его образовательный результат.
Владение учебным понятием, знание того или иного способа решения задач, умение сотрудничать, ценностное отношение к своему здоровью, - все это становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки.
Тема моего выступления «Содержание и организация оценки предметных результатов». В нем я затрону теоретический и практический аспекты данного вопроса.
Для начала рассмотрим особенности оценки предметных результатов.
2. Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Надо отметить, что Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. На этой особенности и строятся задания в КИМах. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно – познавательных и учебно – практических задач.
Для оценки достижения предметных результатов используются контрольно – измерительные материалы, которые являются частью рабочей программы по предмету. Пакет контрольно – измерительных материалов и соответствующую критериальную оценочную шкалу формирует педагог с учетом рекомендаций, предлагаемых авторами УМК, по которому ведется преподавание учебной дисциплины.
3. Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»). 50 -74 %
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); 75 -94
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). 95 -100
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. менее 50 %
4. Предметные результаты отслеживаются через следующие виды контроля: входной контроль – сентябрь - стартовая диагностика предметных результатов;
текущий контроль – основной - обязательный вид контроля - позволяет систематически получать информацию о динамике овладения учащимися универсальными учебными действиями и предметным содержанием;
тематический - помогает зафиксировать промежуточные учебные достижения каждого учащегося, определить уровень овладения учебным материалом по определённой теме и соответствие этих достижений планируемым результатам;
итоговый контроль включает
- Промежуточную аттестацию - обязательный вид контроля предметных результатов - март-апрель;
- Итоговая аттестация - рубежный контроль - обязательный вид контроля предметных результатов.
5. Для контроля и учета достижений обучающихся используются следующие формы, представленные на слайде.
В нашей школе, как и в других общеобразовательных учреждениях, сложилась своя система оценки предметных результатов. В середине сентября проводятся входные контрольные работы по математике, русскому языку. Эта стартовая диагностика позволяет скорректировать рабочие программы по предметам, увидеть уровень сформированности знаний, умений и навыков.
Текущий контроль по русскому языку и математике осуществляется по следующей схеме: 1 раз в неделю - самостоятельная работа, 1 раз в месяц – контрольная работа, по математике 1 раз в месяц - контрольный математический диктант, по русскому языку 1 раз в месяц - контрольный словарный диктант, не менее 2 раз в год – контрольное списывание, 1 раз в 2 недели – урок развития речи. Это может быть сочинение, изложение, свободный диктант. Административные контрольные работы проводятся не менее 2 раз в год по полугодиям, результаты которых обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей русского языка и математики.
6. В условиях внедрения ФГОС все контрольные и диагностические работы составляются с использованием кодификатора и с учетом специфики каждой работы.
Вести учет сформированных умений помогают предметные таблицы. Для каждой учебной четверти заводится отдельный лист таблицы требований.
7. Для проведения объективного оценивания обучающихся педагогическим коллективом нашей школы осуществляется ряд мероприятий, закрепленных нормативно – правовыми документами РФ в сфере образования и локальными актами школы «Положение о внутренней системе оценки качества образования», «Положение о портфолио».
Согласно этим документам принимается решение о проведении промежуточной аттестации, определяются ее временные границы, определяются формы этой аттестации. Например, в прошлом году все обучающиеся 5-7 классов выполняли контрольные работы по математике, русскому языку и выполняли комплексную работу.
8. Следующим шагом было создание творческой группы из учителей русского языка и литературы, учителей математики, с целью подготовки контрольно-измерительных материалов для внутренней оценки качества результатов образования с 5 по 7 класс.
9. Затем необходимо было выделить те предметные умения, которые формируются на определенном учебном предмете в каждом классе, поскольку в ФГОС ООО прописаны планируемые результаты только для выпускника основной школы.
10. Далее педагоги разработали пакет контрольно-измерительных материалов (кодификатор, спецификация аттестационной работы, диагностическая работа и ключи к работе). Все работы были в 2 вариантах и приближенны к стандартизированным, а именно имели следующие признаки:
- достижение планируемых результатов оценивалось в процессе решения учебно-практических и учебно-познавательных задач, что является необходимым требованием ФГОС ООО;
- наличие в работе заданий базового и повышенного уровня позволяет осуществлять дифференцированный подход к оцениванию;
наличие в итоговых работах заданий с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом,
наличие рекомендаций по оцениванию каждого типа заданий;
Кроме того они были и внешне приближены к демоверсиям, только инструкция для учащихся по оформлению бланков была не отдельно, а прямо в работе.
11. В соответствии с технологией апробации ОПМР было определено время написания работ: предметных - 45 минут, комплексной – 100 минут (2 урока по 45 минут с перерывом 10 минут), что соответствует возрастным особенностями учащихся и требованиям СанПиН.
Для проведения внутренней оценки были назначены организатор - учитель, работающий в данном классе и ассистент. Процедура проведения итоговых работ заняла 2 недели.
12. Последний этап, не менее трудоемкий, чем подготовка КИМов – это оценка и анализ итоговых работ по предметам. Для каждого варианта были разработаны ключи к заданиям. За выполнение задания базового уровня выставлялся – 1 балл, повышенного уровня - 2 балла.
Работа считается выполненной, если сделано от 50% заданий, независимо от уровня задания. Положительные итоги годовой аттестации являются основанием для перевода учащихся в следующий класс.
Для анализа индивидуальных достижений обучающихся в системе внутреннего контроля и оценки используются 2 таблицы. Необходимо высчитать обучающихся, которые справились с заданиями по каждому разделу учебной программы, охваченной в работе, успешность выполнения работы.
Трудности:
Каждому учителю необходимо было не только проверить не менее 25 работ, но и проанализировать достижения каждого обучающегося и сделать анализ по классу в целом по каждому отдельно взятому предмету.
13. Итак, результаты, полученные в ходе внутренней оценки предметных результатов, предполагается:
1) использовать для улучшения качества образовательных достижений учащихся,
2) а также для определения содержания и форм работы МО.