Конспект НОД для детей 6-7 лет по художественно- эстетическому развитию на тему: Русская зима.


Конспект НОД с детьми подготовительной группы
по художественно- эстетическому развитию на тему:
"Русская зима".
Цель: Формировать целостный образ русской зимы, созданный в произведениях живописи и музыки интегрированными средствами выразительности.
Задачи:
Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, умение эмоционально откликаться на выраженное в них настроение;
творческое воображение.
Формировать умение строить композицию в пейзаже, передавать особенности зимней природы.
Обогащать словарь образными выражениями, сравнениями.
Воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте русской природы, выраженной в произведениях искусства.
Формировать общую культуру воспитанников; приобщать детей к культуре взаимоотношений.
Развивать самостоятельность; инициативность; ответственность; индивидуальность.
Задачи познавательного развития детей в семье:
Предложить дома читать стихотворения, поговорки, загадки, произведения устного народного творчества, литературные произведения классиков по теме «Зима».
Рекомендовать родителям погулять в зимнем лесу, парке, сквере, обращая внимание ребенка на красоту зимней природы.
Познакомить детей с традициями и обычаями празднования Нового года и Рождества на Руси.
Рекомендовать прослушивание классической музыки.
Посетить с детьми выставочный центр «Радуга».
Рассматривание иллюстраций картин известных художников по теме «Зима».
Рисовать с детьми зимние пейзажи.
Взаимодействие с родителями:
Подготовить рекомендации для родителей по проведению совместного досуга с детьми в зимний период.
Подготовить подборку музыкальных произведений и репродукций картин, рекомендованных для детей дошкольного возраста.
В родительском уголке разместить нагляднуюинформацию на тему «Волшебница- зима».
Предварительная работа с детьми:
Наблюдение зимних явлений природы на участке ДОУ, во время экскурсий, целевых прогулок;
Чтение и заучивание стихотворений, поговорок, загадок на тему «Зима» (произведения устного народного творчества, литературные произведения А. Пушкина, И. Бунина, Н. Некрасова и др.);
Разучивание песен на тему «Зима»;
Прослушивание музыкальных произведений Ц. Кюи «Зима», Р. Шумана «Зимой», П. Чайковского «Зимнее утро»;
Рассматривание репродукций картин: «Зимний пейзаж» (И. Грабарь), «Зима» (И. Шишкина).
Предварительная работа педагога:
подбор дидактического материала:
- подбор слайдов для демонстрации: репродукции картин К. Юона, И. Шишкина, И. Грабарь; пейзажи на тему «Зима».
- аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима» (1 часть).
- отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», зазимки, загадки о зиме.
Формы работы с детьми:
общение с детьми;
рассматривание картины;
обсуждение;
прослушивание музыки;
творческая деятельность.
Материальное обеспечение:
Интерактивный экран;
Столы, листы белой бумаги, круглые кисти, гуашевая краска (белая, синяя, черная), стаканы с водой, салфетка для обсушивания кисти;
Изображение репродукции картины К. Юона «Русская зима»;
Магнитофон;
Аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима» (1 часть).
Ход НОД:
Воспитатель подходит к окну; смотрит в него и читает:
Как по небу с севера
Плыла лебедь белая.
Плыла лебедь сытая.
Вниз кидала-сыпала
На поля, озерушкиБелый пух да перышки.
Воспитатель(поворачивается к детям): Что это? Верно.
- С кем сравнивается зима?
- Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Русский народ издавна сочинял песенки- зазимки. Хотите
послушать одну из них? Идемте в музыкальный зал-будет интересно!
В музыкальном зале дети вместе с воспитателем рассаживаются на ковре.Воспитатель:
Приходи, зима,
Приходи, красна,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными.
С метелями дружными.
Воспитатель:
- Почему зима, по мнению народа, красна?
- Какой представляется вам зима?
- Что она должна принести с собой?
- Кто из вас любит это время года?
- Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А.С. Пушкин описывает ее так:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель:
- Какое настроение передает поэт, рисуя образ зимы? Дети отвечают.
Воспитатель:Многие известные художникисоздавали образ зимы в своих пейзажах. Очень любил русскую зиму художник Константин Федорович Юон, он любовался белизной ее снежных покровов, деревьями, закутанными в мохнатый иней.
Дети вместе с педагогом рассматривают изображение картины К. Юона «Русская зима».
Воспитатель:
- Что вы видите на картине?
- Какой стоит день?
- Много ли снега выпало?
- Какой изображена природа?
Дети отвечают.
Воспитатель:
- Вам нравится зимний наряд березок?
- Опишите его. Дети выполняют задание.
- Что делают ребята?
- Кто еще изображен на картине? Дети отвечают.
Мы не видим художника, не слышим его голоса, но
- как он рассказывает нам о красоте зимы?
- какие краски он использовал? Дети отвечают.
Воспитатель: Сочетание красок, цвета, создающее единство картины, называется колоритом. Он передает настроение художника. Если основные цвета в картине – красные и желтые, колорит называется теплым, если синие и зеленые- холодным.
- Какой колорит у картины К. Юона «Русская зима»? Дети отвечают.
- Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на нее? Дети отвечают.
Воспитатель: Зиму можно изобразить и в музыкальном произведении. Композитор создает различные картины зимы при помощи звуков. Звуки в музыке имеют свою окраску, которая называется тембром. Окраска звука тоже может быть светлой и темной, как и колорит картины- теплый и холодный. В музыке светлая, радостная, яркая окраска звучания называется мажорной. А грустная, печальная, мрачная и темная- минорной. Послушайте первую часть из концерта «Зима» итальянского композитора Антонио Вивальди.
Звучит фонограмма А. Вивальди «Зима» (1 часть)
- Какая зима видится вам при звуках этой музыки?
- Почему?
- Как об этом рассказывает нам музыка?
- Какова она по характеру? Дети отвечают.
Воспитатель: В этой музыке слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно, задушевно поют скрипки. Музыка звучит мажорно, радостно.
- А каких красок больше в этой музыке? Дети отвечают.
Воспитатель: Посмотрите вновь на картину и представьте, какую музыку, мажорную или минорную, вы слышите. Дети отвечают.
- Как вы думаете, какую песню поют изображенные на картине дети, веселую или грустную?
- Почему вы так думаете? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте сравним музыкальное произведение «Зима» с картиной «Русская зима».
- Похожа ли по характеру музыка композитора Вивальди на музыку картины Юона?Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас посмотрите еще раз на картину, вспомните звуки прослушанной музыки и представьте свое изображение зимы.
- Какие зимние картины вы увидели?
- Какие звуки услышали?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами вместе на прогулке любовались красотой зимней природы. Празднично чистая, она не была яркой. Мы заметили множество оттенков белого, серого, коричневого, серовато- коричневого, зеленовато- коричневого, черного и других цветов. Кроме укутанных снегом деревьев мы видели много кустарников, на которых замерзли отдельные ягодки. Видели снегирей, которые, как румяные яблоки, сидели на ветках деревьев. Рисунки у вас получатся разные, потому что вы придумаете свою композицию, по – разному расположите на листе изображение природы. В соответствии с замыслом затонируйте верхнюю часть листа для изображения неба. Оно может быть различных оттенков. Помните, что холодные цвета на рисунке создают ощущение мороза.
Наблюдая за работой детей, воспитатель в случае необходимости напоминает, что для изображения деревьев (ствола и веток) необходимо смешивать краски, а не пользоваться каким- нибудь одним цветом. Передать пространство можно, изобразив деревья далеко и близко. Падающие снежинки можно изобразить точками с помощью черенка кисти или кончика ее ворса мелкими быстрыми мазками.
Итог:
По окончании работы дети вместе с воспитателем внимательно просматривают все работы. Рисунки анализируются по наличию в них музыкального и живописного настроения.
Оформляется выставка детских работ.
Варианты реализации ОД в самостоятельной деятельности и в режимных моментах:
рисование пейзажей на тему «Зима» различными изобразительными материалами;
рассматривание иллюстраций по теме «Зима»;
наблюдение зимних явлений природы на прогулке;
составление рассказов из своего личного опыта, связанного с яркими событиями зимних каникул;
Использованная литература:
Актуальные вопросы реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сборник методических материалов/авторы-составители: И.А. Сырова, О.Г. Чеховских.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Мозаика- Синтез», 2005.
Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. М.- Сфера, 2008г.
Чернышева Е.А. Проектирование воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. (Из опыта работы педагогов ДОУ Ленинского района г.о. Самара). Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста. Самара, 2011г.