Тематическое планирование 8 класс к учебнику Рудзитиса

44 им. Деева В. Н.

Тематическое планирование по химии
8класс
Данное тематическое планирование составлено на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2015

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс - М.: Дрофа, 2016.
Количество часов: 2 часа в неделю (70 часов в год).


Основные разделы курса химии 8 класса.

Тема 1: Введение....(6 часов).

Тема 2: Атомы химических элементов...(10 часов).

Тема 3: Простые вещества............(6 часов).

Тема 4: Соединения химических элементов..(10 часов).

Тема 5: Изменения, происходящие с веществами.....(10 часов).

Тема 6: Скорость химических реакций.
Химическое равновесие... (6 часов).

Тема 7: Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов.....(12 часов).

Резерв: ...(10 часов).

Итого: 70 часов.

Контрольные работы: 4

Практические работы: 8

Учитель: Прохорова В.В.







Пояснительная записка.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющее курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, оснований, и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.


















Тема 1: «Введение» (6 часов).

Планируемый результат.
учащиеся должны знать понятия: химия, вещество, химические свойства и химический элемент, простое и сложное вещество, атом, молекула, ион, химическая формула и индекс, химические знаки элементов; правила поведения и техники безопасности при работе в кабинете химии.

учащиеся должны уметь: приводить примеры физических тел, химических веществ, их физические свойств, а также примеры простых и сложных веществ; по формуле вещества объяснять его состав; указывать положение химического элемента в периодической системе; читать химические формулы, вычислять относительную молекулярную массу веществ по формулам; вычислять массовую долю элемента в веществе.

№ Ур.

Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Предмет химии. Строение веществ и их превращения. Правила техники безопасности (вводный инструктаж)

Химия, вещество, химические свойства и химический элемент, простое и сложное вещество, атом, молекула, ион, химическая формула и индекс.

Химические и физические свойства веществ, растворы и смеси веществ, способы их разделения.

Образцы простых (S, Al) и сложных веществ (NaCl), смесей (растворы солей, смесь песка с железными опилками, взвесь мела с H2O). Растворы HCl, Na2CO3, текст вводного инструктажа по ТБ, делительная воронка, магнит, спиртовка, чашка для выпаривания.

§§ 1-3,
таблица


2.

Периодическая система химических элементов Менделеева Д. И. Относительная атомная и молекулярная массы.

Химические знаки элементов, нахождение атомной массы, вычисление молекулярной массы и массовой доли химического элемента в веществе.



Модели атомов, периодическая система химических элементов.

§§ 4, 5


3.

Практическая работа №1: «Правила ТБ. Приемы обращения с лабораторным оборудованием». ТБ. Практическая работа №2: «Анализ почвы». ТБ.


П.р.№1. ТБ
П.р.№2. ТБ
Штатив, лабораторная посуда, свеча, смесь поваренной соли с почвой, нагревательный прибор, стакан с водой и стеклянная палочка, фильтровальная бумага и воронка, почва, предметное стекло.


Повтор.
§§ 4 -5


Тема 2: «Атомы химических элементов» (10 часов).

Планируемый результат.
учащиеся должны знать понятия: изотопы, энергетический уровень, орбиталь, ион, заряд иона, ионная связь, ковалентная и металлическая связь, валентность, электроотрицательность, структуру периодической системы, физический смысл порядкового номера химического элемента.

учащиеся должны уметь: определять по периодической системе заряд ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме; составлять схемы строения атомов элементов №№ 1-20, определять число электронов на внешнем уровне; сравнивать строение атомов элементов одного периода, одной главной подгруппы, сравнивать их металлические и неметаллические свойства; показывать образование ионной связи на типичных примерах, составлять схемы образования ковалентной связи, соответствующие структурные формулы, определять кратность связи. Уметь объяснять сущность металлической связи.

№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Строение атомов. Изотопы.

Структура периодической системы, физический смысл порядкового номера, изотопы, заряд ядра атома, нейтроны, протоны, энергетический уровень, орбиталь, валентность.




Периодическая система химических элементов.

§§ 6, 7

2.
Строение электронных оболочек атомов.
Составлять схемы строения атомов элементов №№ 1-20, определять число электронов на внешнем уровне.

Периодическая система химических элементов.
§§ 8, 9

№ Ур.
Тема урока
Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование

Домашнее задание


3.
Взаимодействие атомов. Химическая связь.
Химическая связь

Таблица «Виды химической связи».

§10


4.

Ионная и ковалентная связи. Металлическая связь.

Ковалентная полярная и неполярная связь, ионная и металлическая связи, ион, заряд иона, электроотрицательность, степень окисления, электронная плотность.


Таблицы «Распределение электронов в атомах элементов главных подгрупп», «Изменение строения атомов одного периода, одной главной подгруппы».

§§10-12
Повторить §§6-12


5.
Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов».






Тема 3: «Простые вещества» (6 часов).
Планируемый результат:
учащиеся должны знать понятия: количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем; общие физические свойства металлов, особенности строения их атомов и кристаллической решетки. Знать особенности строения атомов неметаллов, понятие аллотропии, состав воздуха, условия реакции горения и ее прекращения, значение числа Авогадро и молярного объема при нормальных условиях.
учащиеся должны уметь: записывать уравнения реакций получения кислорода и водорода; взаимодействия кислорода с простыми веществами, а также водорода с неметаллами и оксидами металлов. Решать задачи на связь количества вещества, массы, объема, числа структурных единиц вещества, вычислять плотность и относительную плотность газов; рассчитывать n, m, V . Использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода и водорода, соблюдать правила техники безопасности при работе с ними.

№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Простые вещества: металлы и неметаллы. Кислород. Водород.

Аллотропия, состав воздуха, реакция горения, катализатор, гидриды




Образцы металлов и неметаллов, пробирки, колбы, газоотводная трубка, KMnO4, MnO2, H2O2, Zn, HCl, лучина, жестяная банка с отверстием в дне, красный, P, Mg.


§§ 13, 14, записи в тетради



2.

Практическая работа №3: «Получение кислорода. Изучение его свойств». ТБ. Практическая работа №4: «Получение водорода. Изучение его свойств». ТБ.


Собирания и доказательства наличия кислорода и водорода, соблюдать правила техники безопасности при работе с ними.


П.р.№3. ТБ.
П.р.№4. ТБ.

Zn, HCl, KMnO4, пробирки, спички, лучинка, стаканчики, газоотводная трубка, P, Mg,

Повторить
§§13, 14


3.

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем.

Количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, значение числа Авогадро и молярного объема газов при н. у.



Образцы 1 моля сахара, поваренной соли, воды, куб объемом 22,4 литра.

§§15,16



Тема 4: «Соединения химических элементов» (10 часов).
Планируемый результат.
учащиеся должны знать понятия: степень окисления, растворы, смеси; формулы, выражающие массовые и объемные доли веществ в смесях; типы кристаллических решеток; состав и названия оснований, кислот, оксидов, их важнейших представителей.

Учащийся должен уметь: определять по формуле принадлежность вещества к какому-либо классу, уметь составлять формулы оксидов, оснований, солей и кислот по названиям, давать названия по формулам; находить массовую и объемную доли компонентов смеси, их массы и объемы, используя формулы, проводить расчеты массовой доли, работать с лабораторным оборудованием; выполнять расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ дано в виде смеси или раствора; определять степень окисления химического элемента по периодической системе, по формуле бинарного соединения, составлять формулы бинарных соединений по степеням окисления. Уметь приводить примеры веществ с разными типами кристаллических решеток.

№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Степень окисления. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды.


Степень окисления, ее определение, составление формул бинарных соединений по степеням окисления.



Таблица «Виды химической связи» и периодическая система химических элементов.
Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов

§§ 17, 18



2.

Основания. Кислоты

Состав и названия оснований, кислот, примеры их важнейших представителей.


Образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований, а также кислот, индикаторы.

§§ 19, 20



3.

Соли. Типы кристаллических решеток.
Соли как производные кислот, их названия и состав. Растворимость солей в воде, их представителей. Типы кристаллических решеток.


Образцы солей, модели кристаллических решеток алмаза, графита, металлов.

§§ 21, 22



4.

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доля компонентов смеси, включая долю примесей.

Чистые вещества и смеси, их состав. Массовая и объемные доли компонента смеси.

Способы разделения смесей.

Образцы смесей. Карточки с заданиями.

Повторить §§18-21,23,
§24


5.

Практическая работа №5: «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворах». ТБ. Решение задач по теме: «Растворы»

Расчет массовой доли соли в смеси.

П.р.№5 ТБ


Стакан с водой, мерный цилиндр, сахарный песок, весы, стеклянные палочки, колба.

Повторить §§18-21


Тема 5: «Изменения, происходящие с веществами» (10 часов).
Планируемый результат.
учащиеся должны знать понятия: явления как изменения, происходящего с веществами; понятия - количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем; сущность, признаки и условия протекания химических реакций обмена в растворах до конца; определения химического уравнения. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, возгонка, выпаривание, центрифугирование. Закон сохранения массы веществ. Знать различие каталитических и некаталитических, обратимых и необратимых реакций.
учащиеся должны уметь: составлять уравнения химических реакций, определять тип реакции по записи химического уравнения; расставлять коэффициенты в уравнениях реакций; рассчитывать n, m, V одного из веществ, участвующих в реакции, по n, m, V другого вещества по уравнению реакции. Использовать электрохимический ряд напряжений металлов для прогнозирования возможность протекания реакций. Использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода и водорода, соблюдать правила техники безопасности при работе с ними.

№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Физические явления. Способы очистки веществ.
Способы очистки веществ, экзо- и эндотермические реакции., отличие химических явлений от физических.
Сравнение скорости испарения спирта и воды на фильтровальной бумаге.

Вода, спирт, фильтровальная бумага.


§ 25


2.

Химические реакции: сущность и классификация. Закон сохранения массы веществ.


Признаки протекания химических реакций, составление уравнений реакций, их уравнивание.

Признаки протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ.

Растворы CuSO4, NaOH, CaCl2, KSCN, FeCl3, Na2CO3, HCl, NH4Cl, Ca(OH)2, Mg, Zn, Cu, пробирки, весы.

§§ 26, 27, упр. 1,7 после § 43


3.

Расчеты по химическим уравнениям.

Коэффициент, индексы, химическое уравнение, решение задач.



Карточки.

§§ 28,
задачи 1 -5

4.
Практическая работа №6: «Признаки химических реакций».ТБ.
Решение задач по теме: «Химические уравнения»

Расчет массовой доли
П.р.№6 ТБ

Растворы CuSO4, NaOH, CaCl2, KSCN, FeCl3, Na2CO3, HCl, NH4Cl, Ca(OH)2, Mg, Zn, Cu, пробирки.

Повторить
§§ 15 - 28


5.
Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа №2 по теме: «Простые вещества. Соединения химических элементов».







Тема 6: «Скорость химических реакций. Химическое равновесие» (6 часов).

Планируемый результат:
учащийся должен знать понятия: скорость химических реакций, молярная концентрация, гомо- и гетерогенные реакции, катализаторы и катализ, биологические катализаторы, обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие, принцип Ле-Шателье; условия смещения химического равновесия и протекания необратимых реакций; зависимость скорости химической реакции от определенных факторов.

учащийся должен уметь: определять направление смещения химического равновесия и скорость химических реакций с помощью простейших расчетов.

№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Скорость химических реакций.

Скорость химических реакций, молярная концентрация, гомо- и гетерогенные реакции, катализаторы и катализ.

Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Zn, HCl, CH3COOH, Fe, Mg, тиосульфат натрия, вода, H2SO4, H2O2, лучина, MnO2.

§§29-31


2.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие.

Обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие, принцип Ле-Шателье; условия смещения химического равновесия

Обратимые и необратимые реакции

HCl, ф/ф, Na2CO3, AgNO3, лакмус, вода, мрамор.

§§32,33


3.
Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа №3 по теме: «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».






Тема 7: «Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов» (12 часов).

Планируемый результат:
учащийся должен знать понятия: растворы и растворимость, электролит и электролитическая диссоциация, степень диссоциации, гидраты и кристаллогидраты, насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Знать формулы, выражающие массовые и объемные доли веществ в смесях. Знать условия протекания реакций ионного обмена до конца сущность, признаки и условия протекания химических реакций; определения классов неорганических веществ, их классификацию и свойства, а также их общие формулы.

учащийся должен уметь: определять по формуле принадлежность вещества к какому-либо классу, уметь составлять формулы оксидов, оснований, солей и кислот по названиям, давать названия по формулам; находить массовую и объемную доли компонентов смеси, их массы и объемы, используя формулы, проводить расчеты массовой доли, работать с лабораторным оборудованием; составлять уравнения реакции диссоциации, а также молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена; называть свойства классов неорганических веществ, составлять уравнения реакций, характеризующих эти свойства; выполнять расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ дано в виде смеси или раствора. Уметь составлять генетические ряды металлов и неметаллов, уравнивать окислительно – восстановительные реакции, использовать таблицы растворимости для характеристики химических свойств основных классов неорганических соединений, а также электрохимического ряда напряжений металлов.

№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Растворение. Растворы. Электролитическая диссоциация. Ионные уравнения.

Растворы, растворимость, насыщенные, перенасыщенные, ненасыщенные растворы. Электролит и электролитическая диссоциация, степень диссоциации, уравнения диссоциации, слабые и сильные электролиты, молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

Электропроводность растворов некоторых веществ, растворимость некоторых веществ при разных температурах. Взаимодействие растворов электролитов. Примеры реакций, идущих до конца.

Стакан с водой, конц. H2SO4, NH4NO3, NaCl, NaOH, Cu, термометр. Дистиллированная вода, сахар, NaCl, CH3COOH, щелочь, прибор для измерения электропроводности. Растворы CuSO4, NaOH, CaCl2, Na2CO3, HCl, ф/ф.


§§ 34, 35,36, 37


2.

Кислоты. Основания. Оксиды.
Химические свойства и классификация кислот, оснований, оксидов, реакции нейтрализации
Химические свойства кислот, оснований, оксидов. Примеры реакций нейтрализации.

CO2, NaOH, Cu(OH)2, CaO, SO2, кислоты, индикаторы.

§§38-40

3.
Соли. Генетическая связь между классами веществ.
Химические свойства и классификация солей.
Химические свойства солей. Осуществление переходов.
P P2O5 H3PO4 Ca3(PO4)2
Ca CaO Ca(OH)2 Ca3(PO4)2
§41, 42, подготовиться к П.р .№ 8, 9.


4.

Практическая работа № 7: «Условия необратимого протекания реакций ионного обмена». ТБ. Практическая работа №8: «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». ТБ.

Составлять уравнения реакции диссоциации, а также молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.


П.р.№8 ТБ
П.р.№9 ТБ


Пробирки, ф/ф, CuSO4, NaOH, Na2CO3, HCl, Na2SO3, Zn, AgNO3, FeCl3.

Повторить §§35-42


5.

Окислительно-восстановительные реакции
Окислительно - восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса.



§43


№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


6.

Обобщение и повторение по теме6 «Свойства растворов электролитов». Контрольная работа №4 по теме: «Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов».






Резерв (10 часов).

№ Ур.
Тема урока

Содержание учебного материала
Химический эксперимент
Материалы и оборудование
Домашнее задание


1.

Решение задач повышенной сложности







15