Урок по всеобщей истории 7 класс Промышленный переворот в Англии


Тема урока по всеобщей истории 7 класс
Промышленный переворот.
Цели урока:
рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить его сущность и общественные последствия;
формировать навыки работы с различными текстами, анализа исторических источников,
воспитывать уважительное отношение к труду как источнику богатства общества, сочувствие к людям, борющимся за свои права.
Тип: урок изучения нового материала.
Оборудование: карта « Англия 17-18вв», учебник Юдовская А.Я Новая история, 1500 – 1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2014.,тексты документов, иллюстрации,
Рабочая тетрадь. 1500-1800. 7 класс. Часть 1 и 2. Юдовская А.Я. , М., Просвещение , 2015.
Основные понятия:
Аграрная революция - это Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наемных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства,
Промышленный переворот - это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Луддизм - первое массовое движение рабочих — движение разрушителей машин.
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих.
-Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да?
-Есть ли отсутствующие? Если таковых нет, приступим к уроку
2.Повторение пройденного материала (3 минуты).
Определите о какой стране идет речь?
- Это первая страна, где к концу 17 века в результате революции установился парламентский строй.
- Это первая страна, где народ первым среди европейских народов завоевал право на свободу слова, собраний, личной неприкосновенности.
- К 18 веку эта страна становится ведущей торговой и колониальной державой мира.
Англия
1. Какие процессы происходили в сельском хозяйстве Англии в 16 – 17 вв и чем они были вызваны?
2. Какими причинами был вызван процесс огораживания в Англии? Какие он имел последствия?
3.Какие изменения происходили в английской промышленности в 16 – 17 вв?
Что такое мануфактурное производство? О каких новых явлениях в развитии общества свидетельствует появление мануфактур?
4. Какое влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности оказала Английская революция 1640 – 1660гг?
2.Актуализация деятельности учащихся
Учитель создает проблемную ситуацию, в которой необходимо коллективное участие и знание прошлого материала. Из проблемной ситуации под руководством учителя вытекает тема урока.
-Ребята, посмотрите на две картины-репродукции.
На одной изображена мануфактура XVI-XVII вв., на другой – фабрика XVIIIв.
Какие различия вы видите? ( Показать на карте мануфактуры и фабрики)
-Отлично! А мы с вами сможем понять, как Англия смогла достичь таких высот и обрести мощь, подарившую ей великую славу.
Тема сегодняшнего урока «Промышленный переворот»
3.Изучение нового материала (35 мин.)
- Изменение в системе ведения сельского хозяйства (5 мин).
К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским хозяйством, в почти полном исчезновении крестьян — мелких собственников.
Вы уже знаете, что в ходе Английской революции лендлорды получили право собственности на свои земельные владения. Если они не вели хозяйство сами, то отдавали имение в аренду крупным фермерам-предпринимателям. Чем больше имение, тем больше денег. Поэтому лендлорды увеличивали свои земельные владения: мелких арендаторов выживали штрафами и непомерно высокой арендной платой, захватывали общинные земли. Мелкий же собственник в английской деревне должен был или увеличить свои владения и выжить, или, утратив их, сделаться наемным рабочим.
В Англии победила крупная земельная собственность. Складывалась характерная для английской деревни того времени пирамида: лендлорд, который уступает землю и получает арендную плату; арендатор — фермер, играющий роль предпринимателя; наемный работник (батрак). Как видите, капиталистическое предпринимательство вторглось и в деревню. (Задание: составить схему земельной собственности. Лендлорд Фермер Батрак ) 
- Аграрная революция (5 мин).
Крупное землевладение позволило улучшить обработку земли: применять удобрения, производить кормовые культуры для скота (турнепс, клевер), хорошо растущие на песчаных почвах. Началось освоение заброшенных ранее земель. Это, в свою очередь, привело к более передовому севообороту — вместо того чтобы оставлять землю под паром, ее стали засевать кормовыми травами. Так создавались условия для увеличения производства зерна и мяса, а цены на зерно даже снизились.
В XVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные поселки. Увеличился товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты. Появились даже газеты, освещавшие вопросы торговли. Все больше возникало централизованных мануфактур. Как видите, крупная земельная собственность была более целесообразна с хозяйственной точки зрения.
Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наемных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства — все это получило название аграрной революции.
(Записать определение термина Аграрная революция.)
- Условия промышленного переворота (5 мин)
( Составить схему)
Условия промышленного переворота. К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, то есть перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Это было подготовлено всем предшествующим развитием страны. Во-первых, завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше б млн, а в 1790 г. — 8,2 млн. человек. Все «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих, в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.( Подготавливали буклеты)
- Промышленный переворот (3 мин). – сообщения учащихся.
Теперь посмотрим, как же произошел промышленный переворот и почему именно во второй половине XVIII в. Начался он с изобретения машин. Первые машины появились в хлопчатобумажном производстве, где отсутствовали цехи и не существовало ограничений в производстве.
Кроме того, английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии. Новая техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика.
Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъем производительности труда. (Записать определение термина промышленный переворот. )- Положение рабочих (10 мин).
Применение машин превратило работников в придаток.Машины позволяли удлинить рабочий день до 15 – 16часов. Введение газового освещенияввело в практику ночную смену.
Часто на фабрике трудились всей семьей. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины — пряли или ремонтировали машины.
Впервые в истории появилось четкое расписание рабочего времени. С понедельника до субботы звон фабричного колокола в 6 или 7 часов утра означал начало рабочего дня. Водяные колеса и машины крутились шесть часов до обеденного перерыва и шесть часов после него. У семей отняли возможность поработать напряженней со вторника до субботы, чтобы выкроить еще один день отдыха — «святой понедельник».
Рабочие жили в очень тяжелых условиях. Существовали многочисленные штрафы — за опоздание, за ругань, за неопрятность. Очень редко кто из фабрикантов помогал рабочим облегчить трудную жизнь. Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей — дешевую рабочую силу. Чаще всего это были дети-сироты или подопечные приходских попечителей но призрению бедных. Дети работали с 5—8 лет. На растущих как грибы фабриках не существовало никакой охраны здоровья и труда рабочих.
Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 г., сообщавшего своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.
Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков... и т. п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь...
Свидетельства очевидцев о фабричных детях.
«Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников при самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну... Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы».
«...Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот... искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах».
Отрывок из речи Байрона в палате лордов по поводу билля о разрушителях станков ( 27.02.1812года) « Вы называете этих людей чернью, разнузданной, невежественной, опасной толпой черни, и считаете, по-видимому, что единственное средство усмирить многоголовое чудовище – это отрубить ему несколько лишних голов!... А помним ли мы, сколь многим мы обязан этой черни? Это та самая чернь, что обрабатывает ваши поля, прислуживает вам дома, из неё составляются ваши флот и армия…»( Хрестоматия по новой истории.Ч.1.1640 – 1870 – М., С. 37 – 38).
Записать в тетрадь особенности работы на предприятиях в Англии.
трудились всей семьей; 2) четкое расписание рабочего времени; 3) рабочие жили в очень тяжелых условиях; 4) существовала система штрафов; 5) использование в качестве подмастерьев детей; 6) не существовало никакой охраны здоровья и труда рабочих.
- Движение протеста (5 мин).
Промышленная революция изменила состав общества. Больше стало предпринимателей и наемных рабочих. Рабочие не всегда покорно принимали новый уклад жизни и условия труда, сложившиеся во время промышленной революции. Законов, защищавших их от произвола хозяев, не существовало, и они прибегали к собственным средствам борьбы. Развивалось и самосознание рабочего класса. До промышленного переворота большая часть людей работала на себя, теперь они работали по найму. Уменьшилось число хозяев, но увеличилось число рабочих. Работы всем не хватало.
Во время промышленного переворота возникло первое массовое движение рабочих — движение разрушителей машин. В эти годы заработки сократились, безработица увеличилась. Многие рабочие считали виновниками своих бедствий появившиеся машины. Наибольший размах движение разрушителей машин приобрело в 1811 —1813 гг. Участники его называли себя луддитами по имени легендарного рабочего Нэда Лудда, который будто бы первым разбил свой станок. У рабочих даже была поговорка: «Поступать как Нэд Лудд», то есть разбивать станки (отсюда луддизм — движение разрушителей машин). Напуганные предприниматели потребовали от парламента защиты, и был принят закон о смертной казни за порчу машин. 40 луддитов было казнено. Форма борьбы луддитов была неправильной. Почему?
- Подведение итогов урока (2 мин.)
К 60-м гг. XVIII в. в Англии произошла аграрная революция, в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников, и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным.
В это же время в стране происходил промышленный переворот переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота становилось больше предпринимателей и наемных рабочих.
- Облегчился труд человека
-Значительно выросла производительность труда.
- Англия укрепляла свои экономические позиции в Европе и мире.
- Были заложены основы новой индустриальной цивилизации.
К концу XVIII в. Англия стала первой .промышленной страной мира, где все нагляднее проступали черты индустриального общества. В мире началась новая эпоха – индустриальная.
Придумайте вопросы. Начало
Где?
Как?
Почему?
Кто?
Зачем?
- Запись домашнего задания (2 мин) Параграф 22, вопросы 2,3,5. Заполнить таблицу (см. ниже).
дата изобретатель изобретение Значение изобретения
  Джон Кей«летучий челнок» ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи.
1765 г. Джеймс Харгривсмеханическая прялка «Дженни» Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру
1767 г ХейсПрядильная машина, приводимая в движение водяным колесом отличалась высокой производительностью.
  Эдмунд Картрайтмеханический ткацкий станок в 40 раз увеличил производительность труда.
1784 Джеймс Уатт универсальная паровая машина позволило строить фабрики в любом удобном месте
1784 Корбпрокатный стан привело к новой организации промышленности
1784 Модели токарный станок