Урок по истории в 7 классе по теме «Промышленный переворот в Англии» с использованием элементов технологии РКМЧП

Открытый урок истории в 7 классе
по теме
«Промышленный переворот в Англии»
Цель: Обучающиеся должны иметь представление об изменениях, происшедших в Англии XVIIIв., о переходе от традиционного общества к индустриальному.
Задачи урока:
рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить их сущность и общественные последствия;
формировать навыки работы с различными текстами, извлекая информацию из текста, анализа исторических источников,
воспитывать у учеников стремление к самообразованию, саморазвитию и творчеству.
Тип: урок изучения нового материала.
Метод обучения: проблемный или частично поисковый метод с использованием элементов технологии РКМЧП и работы в группе.
Оборудование:
Учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история. 1500-1800»
CD Всеобщая история. Учебное электронное издание. История нового времени. 7 класс.
Тексты документов.
Электронная презентация «Промышленный переворот в Англии».
Видеофрагмент.
Тест и кроссворд в Exсel.

Ход урока
Вводная беседа, постановка целей урока.
На примере истории Англии XVIII века мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Поэтому нам с вами очень важно разобраться в причинах, сущности и последствиях промышленного переворота. В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Вступительная беседа, актуализация знаний.
Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.
«Мозговой штурм»
- А что такое революция?
- А что бы мы назвали промышленной революцией? (предположения уч-ся)
- Аграрной революцией?
- Какими причинами был вызван процесс огораживания в Англии? Какие он имел последствия?
- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках?
- Что такое мануфактура? О каких новых явлениях в развитии общества свидетельствует появление мануфактур?
Обобщение: Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.о. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному и появление новых слоёв общества – буржуазии и наёмных рабочих.
А почему мы с вами изучаем эту тему на примере Англии? Какое событие произошло в этой стране в XVII веке?
Изучение нового материала.
Запись темы урока в тетрадь (слайд №1) Промышленный переворот в Англии.
К 70-м гг. XVIII в. старая система ведения сельского хозяйства а Англии разрушилась. В деревню всё сильнее вторгался капитализм.
Чтение учащимися п. 1. «Аграрная революция в Англии», с применением приёма «Инсерт» (алгоритм работы у каждого уч-ся в тетради)
- Записать определение «аграрной революции».
Работа над осмыслением текста в соответствии с поставленными значками (v, +, -)
Для закрепления (Слайды 2-4)
Прочитайте определение промышленного переворота, запишите его в тетрадь (слайд 6-9)
Просмотр видеофрагмента. Беседа о переходе от мануфактур к фабрикам и заводам. (сравниваем)
Промышленный переворот произошёл не сразу после буржуазной революции, а только в 60-70-х гг XVIII века. Почему ?
По мнению экономистов, для этого необходимы определённые условия, или предпосылки. Как, по вашему мнению, могут быть взаимосвязаны аграрная революция и промышленный переворот? Предположите, какие ещё условия ещё необходимы для промышленного переворота (мнения уч-ся).
Сообща делаем вывод, записываем в тетрадь в первую графу таблицы. (слайд 10)
Условия ПП
Наличие этих условий в Англии

Появление свободной рабочей силы.
Аграрная революция, крестьяне. Рост населения

Наличие капитала.
Рост городов и городского населения

Наличие рынка сбыта товаров.
Перепродажа земли. Ограбление колоний. Работорговля.



1 группа Задание. Прочитайте текст учебника на стр.199-200, документ на стр. 204 и ответьте на вопросы:

1. Какие способы обогащения можно выделить на основании этих фактов?
Какие выводы о наличии рынка сбыта английских товаров вы можете сделать?

2 группа Задание. На основании высказываний современников определите, какими способами Ост-Индская компания обогащалась в Индии.

Служащий компании доносил: «Джентльмены присылают сюда своего агента вести торговлю. Этот агент насильно заставляет жителей покупать его товары либо продавать свои. В случае отказа немедленно следует порка или тюрьма. Агенты компании платят за забираемые товары гроши либо не платят вовсе».
Английский купец так описал положение ремесленников конце 18 века: «Англичане со своими индийскими агентами произвольно решают, какое количество товаров должен поставить каждый ремесленник и по какой цене. Согласие бедного ткача не считается необходимым».
Англичанин так характеризовал деятельность откупщиков налога: «Они отбирали всё до последнего фартинга (мелкой монеты) у несчастных крестьян».

Выслушиваются выводы групп, заполняется вторая графа таблицы.

В руках торговцев, банкиров, предпринимателей скапливались огромные капиталы, которые надо выгодно использовать. Получению максимальной прибыли мешал слабый уровень развития производства. Возникла необходимость внедрения в производство усовершенствований и изобретений, которые позволили бы резко увеличить выпуск продукции.

Время изобретений.
Презентация (слайды 11-14 )
Стр. учебника 200-201, заполнение таблицы.
Год
Изобретатель
Изобретение
Значение изобретения







Вывод.
4. Положение рабочих.
Фрагмент CD (урок 19) Положение рабочих.
Примерные выводы.
Переход к фабричному производству не облегчил, а ухудшил положение рабочих.
Условия труда рабочих были очень тяжёлыми: освещение плохое, вентиляции не было. Это приводило к травмам и заболеваниям.
Широко применялся труд детей, которых жестоко наказывали за различные провинности.
Предположите, как рабочие могли выражать свое недовольство?
Чтение учебника стр. 202 – 203.
Примерные выводы.
Одной из ранних форм протеста рабочих является луддизм - движение разрушителей машин.
Рабочие не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.
Общий вывод по уроку: Какие изменения произошли в Англии XVIIIв. в экономических и социальных отношениях?

Закрепление новых знаний: Выполнение теста в Excel или заполнение кроссворда в Excel (по выбору уч-ся).
Рефлексия: метод «Незаконченное предложение»
(учащиеся встают и по очереди продолжают предложенные предложения) Мне на уроке понравилось ........ Мне показалось трудным........... Я бы хотел ещё.................. Главным своим результатом я считаю.........
Выставление оценок за урок.
Д/з § 22, прочитать, в. 8,9 стр.204; по выбору учащегося приготовить сообщение об изобретении и его изобретателе.






Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1.Учебник Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история. 1500-1800»
2. Поурочные планы по учебнику Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. «Новая история. 1500-1800» 7 класс. Автор-составитель Н.С.Кочетов.
3. CD Всеобщая история. Учебное электронное издание. История нового времени. 7 класс.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. http://www.proshkolu.ru/user/Khamitova77/file/664865/