Интегрированный урок биологии и химии по теме: Химия крови


Интегрированный урок биологии и химии по теме:"Химия крови"Панафидина С.А. учитель химии и биологии
Тип урока: обобщающий семинар.
Цель: обобщить полученные на уроках химии и биологии знания о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе.
Задачи:развивать умения применять и обобщать полученные знания;
развивать интерес к предметам естественно-научного цикла;
развивать навыки работы с информационными технологиями.
Оборудование:интерактивная доска;
компьютер;
диск;
карточки с задачами, кроссворд.
Подготовка учащихся к уроку: за 2 недели до урока учащимся раздаются вопросы для подготовки:Химические элементы в клетках живых организмов.
Состав и функции крови.
Диффузия, тургор, осмос в клетке.
Гемоглобин, его химический состав.
Химическая природа процесса свертывания крови.
Защитные барьеры организма.
Ход урокаУчитель: наш семинар называется "Химия крови", его цель - повторить и обобщить сведения о классах неорганических веществ, в состав которых входит металлы, а также решение расчетных задач на уроках химии, и о составе и функциях крови, которые вы изучали на уроках биологии.
Как вы знаете, в нашем организме протекают единые биохимические процессы. Сегодня мы попытаемся еще раз это доказать. Работа на семинарском занятии будет строиться в соответствии с перечнем вопросов, с которым вы ознакомлены заранее. По ходу урока вы должны будете выполнить разноуровневые задания:
/ уровень - составление плана урока;
2 уровень - решение кроссворда.
Записи вы будете вести в тетрадях по химии.
II
Учитель: итак, первый вопрос семинара "Химические элементы в клетках живых организмов" (один из учащихся делает сообщение по данному вопросу).
Химические элементы образуют вещества, которые входят в состав клеток и тканей. Кровь - это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь? (вопрос к классу). Действительно, кровь - это разновидность соединительной ткани. Охарактеризуйте кратко этот вид ткани {вопрос к классу). Следующий вопрос нашего занятия "Состав и функции крови".
Вы знаете, что в состав плазмы крови входят разные соли. Их концентрация поддерживается на определенном уровне. Одна из солей плазмы - это поваренная соль. Вспомните, чему равна концентрация этой соли в плазме крови, и как называется такой раствор? {вопрос к классу). Действительно, это физиологический раствор, концентрация которого равна 0,9%. Поваренная соль в растворе находится в виде ионов. А теперь решим задачу:
Сколько грамм соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора? (на столы раздаются карточки с условием задачи, один из учащихся решает задачу у доскиУчитель: обмен веществами между клеткой и окружающей средой - очень важное свойство живого. Какими путями он может происходить, мы поговорим далее.
Итак, следующий вопрос: "Диффузия, тургор, осмос в клетке". В каких продуктах содержится много калия? {курага, изюм, сухофрукты). Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съесть кураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии.
Задача: В 50 граммах кураги содержится 1,017 г. калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия? Суточная норма равна 3,5 г.
Учитель: следующий вопрос нашего семинара: "Гемоглобин, его химический состав". Основной металл гемоглобина - железо. Чем же отличается строение атома железа от строения атомов натрия или калия? Напишите строение атома железа {вопрос к классу).Учитель: следующий вопрос: "Химическая природа процесса
свертывания крови". Какие продукты нужно употреблять, чтобы организм получал кальций в нужном количестве? {вопрос к классу). А теперь представьте больного, потерявшего много крови. В состоянии ли он что-то есть? Нет, поэтому все необходимые элементы вводятся больному внутривенно в растворенном виде. Попробуем рассчитать, сколько надо хлорида кальция, чтобы помочь больному.
Задача: сколько грамм хлорида кальция надо организму при кровотечении для того, чтобы восполнить его суточную норму кальция?
Учитель: свертывание крови - один из защитных механизмов нашего организма. О других защитных барьерах речь пойдет в следующем вопросе: "Защитные барьеры организма".
Учитель: итак, живые организмы характеризуются исключительно сложной в химическом отношении структурой. Данные биологии и химии объединяются в общую науку - биохимию. Биохимия помогает понять, как работают биологические системы, играет объединяющую роль, помогает доказать родство между живыми организмами, единство их происхождения
А закончить наш семинар я хочу стихотворением С. Острового:
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя - версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества?
Встреч?
Человек - он ведь тоже природа...
Так давайте природу беречь!
Наш урок закончен. Сдайте свои работы. Оценки за работу на уроке будут объявлены на следующем занятии. Будет учитываться ваша работа на уроке, решение кроссворда, составление плана урока