Интегрированный урок по химии и биологии Химия крови


Интегрированный урок биологии и химии по теме: "Химия крови"
Тип урока: обобщающий
Цель: обобщить знания полученные на уроках химии и биологии о единстве процессов, протекающих в живой и неживой природе.
Задачи:
развивать умения применять и обобщать полученные знания;
развивать интерес к предметам естественно-научного цикла;
развивать навыки составления плана и конспекта урока
Оборудование:
пробирки с реактивами для проведения качественной реакции на катион железа(2):
сульфат железа (II),
сульфат меди (II),
хлорид натрия,
красная кровяная соль.
№ Учитель ученики (8-9 классы)
1. за 2 недели до урока учащимся раздаются вопросы для подготовки:
Химические элементы в клетках живых организмов.
Состав и функции крови.
Диффузия, тургор, осмос в клетке.
Гемоглобин, его химический состав.
Химическая природа процесса свертывания крови.
Защитные барьеры организма.
Иммунопрофилактика.
2. Учитель химии: наш урок называется “Химия крови”, его цель – повторить и обобщить сведения о металлах, полученные вами на уроках химии, и о составе и функциях крови, которые вы изучали на уроках биологии.
Учитель биологии: как вы знаете, в нашем организме протекают единые биохимические процессы. Сегодня мы попытаемся еще раз это доказать. Работа на семинарском занятии будет строиться в соответствии с перечнем вопросов, с которым вы ознакомлены заранее. По ходу урока вы должны будете выполнить разноуровневые задания:
1 уровень – составление плана урока;
2 уровень – составление краткого конспекта урока.
Записи вы будете вести в тетрадях по химии.
3. Учитель химии: итак, первый вопрос “Химические элементы в клетках живых организмов” Слайд №1 учащиеся делает сообщение по данному вопросу
4. Учитель биологии: химические элементы образуют вещества, которые входят в состав клеток и тканей. Кровь – это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь?
Охарактеризуйте кратко этот вид ткани
Слайд №2
кровь – это разновидность соединительной ткани.
Наряду с клеточными элементами содержит большое количество межклеточного вещества. Различают рыхлую и плотную соед.тканьотносят хрящевую и костную ткань
5. Следующий вопрос нашего занятия “Состав и функции крови”.слайд из презентации «Состав крови» №3
Основная часть составляет жидкое межклеточное вещество – плазма. В ней находятся эритроциты и лейкоциты и кровяные пластинки – тромбоциты, которые образуются из клеток красного костного мозга.
6. Учитель химии: вы знаете, что в состав плазмы крови входят разные соли. Их концентрация поддерживается на определенном уровне. Одна из солей плазмы – это …..
Напишите формулу соли и дайте ей название
Напишите уравнение реакции диссоциации хлорида натрия(для 9 класса)
Это поваренная соль- физиологический раствор, концентрация которого равна 0,9%. Поваренная соль в растворе находится в виде ионов. Напишите уравнение реакции диссоциации хлорида натрия, ионы калия
NaCl-хлорид натрия
NaCl => Na+ + Cl-
8. Учитель биологии: обмен веществами между клеткой и окружающей средой – очень важное свойство живого. Какими путями он может происходить? (Диффузия,тургор,осмос…?)
Что такое : “Диффузия -….. ”?
Диффузия-это ……….
9. Учитель химии: в каких продуктах содержится много калия? Слайд №5 Его много в зеленых овощах, мясе, сухофруктах, шоколаде, кураге, изюме.
10. Учитель биологии: следующий вопрос : В чём особенности строения гемоглобина?
“Гемоглобин, его химический состав”.
Слайд №6
Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гема.
11. Учитель химии: основной металл гемоглобина – железо. Чем отличается строение атома железа от строения иона железа (2)?
Напишите строение атома и иона железа(2)
Что общего и чем отличаются?
Проверка работы у доски и в тетрадях.
Атом:Ион:
Fe + 26 ) ) ) ) Fe + 26 ) ) ) )
2 8 14 2 2 8 14 0

1s2 2s2p6 3s2p6 3d6 4s2p0d0f0 1s2 2s2p6 3s2p6 3d6 4s0p0d0f0
12. Представьте, что вы находитесь в исследовательской лаборатории и с помощью химического эксперимента должны определить, в какой из выданных вам пронумерованных пробирок находится вещество, содержащее катион двухвалентного железа.
Лабораторная работа
Проводят опыт по определению иона – катиона двухвалентного железа
(реактивы для л/р:р-р сульфата железа (2),гидроксид натрия)
Fe SO4 +2 NaOH = Fe(OH)2 ↓ + Na2 SO4
(ионное уравнение)
Образовавшийся светло-зеленый осадок – гидроксид железа (II) Fe(OH)2
На воздухе быстро становится бурым.

15. Учитель биологии: следующий вопрос: “Химическая природа процесса свертывания крови”.
Слайд №7,8
Свертывание крови –это защитное приспособление организма, предохраняющее его от потери крови.
Рана --- сгусток --- тромб --- белок фибрин--- фибриноген --- соли кальция
14. Учитель химии: Напишите уравнение диссоциации хлорида кальция( 9 класс) СаСl 2= Са2++ 2Сl-
15. Учитель биологии: какие продукты нужно употреблять, чтобы организм получал кальций в нужном количестве?
Слайд № 9 Молоко,творог,…….
16. Учитель химии: а теперь представьте больного, потерявшего много крови. В состоянии ли он что-то есть? Нет, поэтому все необходимые элементы вводятся больному внутривенно в растворенном виде.
17. Учитель биологии: свертывание крови – один из защитных механизмов нашего организма. Какие ещё защитные функции крови вы знаете? “Защитные функции крови”. Слайд №10 Антитела, фагоцитоз……..
18 Учитель химии: Вопрос “ Что такое иммунопрофилактика”. Слайд №11,12,13 Приобретенный и врожденный иммунитет--- прививки……..
19. Учитель биологии: итак, живые организмы характеризуются исключительно сложной в химическом отношении структурой. Данные биологии и химии объединяются в общую науку – биохимию. Биохимия помогает понять, как работают биологические системы, играет объединяющую роль, помогает доказать родство между живыми организмами, единство их происхождения.
20. Учитель химии: в качестве домашнего задания вы получите кроссворд, в котором обобщаются сведения о “химии крови”. Учащиеся переносят кроссворд.
1. Красные кровяные клетки.
2. Особые вещества белковой природы, вырабатываемые лимфоцитами с целью уничтожения чужеродных микроорганизмов и ядов.
3. Белок в крови, который под действием ферментов превращается в нити нерастворимого белка, которые на ранке образуют сетчатую структуру, предотвращая кровотечение.
4. Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови.
5. Жидкий компонент внутренней среды организма, предназначенный для переноса кислорода и углекислого газа, питательных веществ, создающий иммунитет.
6. Ученый, открывший явление фагоцитоза.
7. Жидкая часть крови
8. Компонент внутренней среды организма, передвигающийся по лимфатическим сосудам.
9. Белковые молекулы на поверхности эритроцитов, к которым прикрепляется кислород или углекислый газ для транспортировки.
10. Белые кровяные клетки "пожирающие" микроорганизмы.

22 Объявление оценок за работу на уроке