Урок Группы крови. Переливание крови


Конкурсный урок с использованием технологии проблемного обучения
Районный конкурс «Урок года»
Учитель биологии Иванова Татьяна Васильевна
Тема урока: «Группы крови. Переливание крови»
Тип урока: изучение и первичное усвоение знаний с применением технологии проблемного обучения
Образовательные цели: сформировать у учащихся новые понятия о группах крови и их
совместимости при переливании крови, развивать умение находить
взаимосвязи между строением и функциями кровяных клеток
Воспитательные задачи: акцентировать внимание учащихся на значении донорства, на
единстве состава и групп крови у людей всех рас и национальностей
Развивающие задачи: развивать способность логически мыслить, решать проблемные вопросы, анализировать и сравнивать
Оборудование: использование мультимедийного проектора при работе с учебным диском, модели-аппликации «Переливание крови и определение группы крови», «Наследование резус-фактора»
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный
момент Предлагает определить готовность к уроку, создает положительный настрой
( всем улыбнуться) Проверяют оформление рабочего стола, определяют готовность
2. Целепологание, мотивация Создание мотивации: «Пермская трагедия привела к гибели и сильнейшим ожогам сотни людей, чем могли помочь окружающие пострадавшим в трагедии? Им срочно нужна была кровь для переливания. Для оказания срочной помощи очень важно, чтобы все люди, желающие сдать кровь, знали свою группу крови. Необходимо каждому осознавать пользу донорства для спасения людей»
Называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели:
Что должен узнать?
Чему научиться? Записывают тему урока в тетради и ключевые слова на доске:
переливание крови,
группы крови,
совместимость групп крови,
резус-фактор
3.Актуализация ранее изученногоматериала Что входит в состав плазмы крови?
Какие кровяные клетки вы знаете?
Какова функция эритроцитов?
Проблемный вопрос: Как решить проблему необходимости переноса большого количества кислорода кровью, если эритроциты столь малы. Отвечают, дополняют друг друга, учатся решать проблемные вопросы
Отвечают на проблемный вопрос (задание 1 карточки)
4.Усвоение нового материала 1.Просмотр исторической справки о переливании крови (учебный диск).
В чем причина неудачных переливаний?
(в тканевой несовместимости)
2.Просмотр диска («Антитела») и обсуждение действия системы антиген-антитело
3.Система определения групп крови АВ0 Ландштейнера(1901 г.)
I –O (αβ), II-A(β), III- B (α), IV-AB
I -антигены: 0 антитела: αβII - A β
III - B α
IV - AB -
Просмотр диска(«Группы крови») после обсуждения
4.Совместимость групп крови при переливании: наличие в крови одноименных антител плазмы и антигенов эритроцитов (А-α, В-β) приводит к слипанию эритроцитов (агглютинации). Понятие «донор» и «реципиент»
Проблемный вопрос: « Что делать для безопасного переливания крови от донора к реципиенту?»
5.Наследование резус-фактора крови
В эритроцитах крови макаки-резуса, а затем человека Ландштейнер в 1940 году обнаружил белок резус-фактор (Rh+).Кровь, содержащая Rh+, называется резус положительной, а не содержащая его – резус отрицательной (rh-). 75% людей имеют Rh+. Резус фактор учитывается при переливании крови.
При несовместимости крови происходит резус-конфликт, который возникает вследствие образования антител в крови реципиента и приводит к гемолизу крови
Особо опасно возникновение резус-конфликта при беременности (составление схемы модели-аппликации) 1.Обсуждают возможные причины неудачных переливаний крови.
2.Объясняют систему антиген-антитело с точки зрения состава крови:
Антигены – белки на поверхности эритроцитов
Антитела – белки плазмы
Агглютинация – слипание эритроцитов
3.Записывают в тетради принадлежность антигенов эритроцитов и антител плазмы к каждой группе крови.
Работают со словарем терминов: находят название антигенов и антител в крови человека.
Находят ошибку в тексте диктора (агглютиногены в плазме).
4.Составляют схемы совместимости групп крови (схема 1) (один учащийся составляет, другой проверяет) и на доске с помощью модели- аппликации.
Отвечают на вопрос: «Человека с какой группой крови можно назвать универсальным донором, универсальным реципиентом?»
Отвечают на проблемный вопрос
5. Работают с моделью-аппликацией по составлению схемы вариантов переливания крови с разным резус-фактором.
Записывают схему в тетрадь:

↓rh- Х ↗ Rh+
F1 Rh+
Резус-конфликт
Отвечают на вопрос:
«Что произойдет, если плод унаследует отсутствие резус-фактора у резус-отрицательной матери?»
5.Закрепление 1.Закрепление совместимости групп крови при переливании
2.Решение проблемного вопроса 2 заданий инструктивной карточки
3.Закрепление понятия резус-конфликта 1.Составляют упрощенную схему совместимости крови (схема 2) в тетради (проверка по компьютеру)
2.Приходят к выводу о единстве состава и групп крови у людей всех рас и национальностей
3.Определяют варианты резус-конфликта по схеме 3 (один учащийся определяет, другой проверяет). Один учащийся работает с моделями- аппликациями у доски
6.Домашнее задание Стр.97-98, (§19)
Постарайтесь определить вероятность возникновения проблемы резус -конфликта для ваших будущих братьев и сестер Узнают группы крови родителей по резус фактору и решают вопрос о возможности резус-конфликта7.Рефлексия Определите свое настроение и степень удовлетворенности уроком Определяют подходящий их настроению на уроке смайлик