Аналитический отчет семинара — практикума Современный урок- конструирование и анализ


Аналитический отчет
Проведенного семинара –практикума
по теме «Современный урок – конструирование и анализ».
30 апреля 2015 года состоялся семинар - тренинг с молодыми специалистами по теме: «Современный урок – конструирование и анализ». Девизом данного семинара были высказывание В.А. Сухомлинского « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства ,показатель его кругозора. эрудиции»
Целью данного семинара: рассмотреть основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения учащихся, способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся и повысить мотивацию педагогов на применение современных технологий на уроках .Руководителем ШМУ – Батилой Тургинбаевной был начат следующими словами –
Задумаемся, уважаемые коллеги, над следующими цифрами:
Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.
Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.
Все самое важное для ученика совершается на уроке. Обратимся еще раз к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Любой урок имеет потенциал для решения новых задач. Сегодня мы попытаемся выяснить те составляющие современного урока, которые также будут способствовать решению данной проблемы.
В последнее время учителями школ применяются идеи семи модулей , одним из которых мы применим в нашей работе – модуль критическое мышление. Вы наверное уже знакомы с данным модулем . Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) или «Корзина идей»
Подумайте и ответьте на вопросы:
1.Что такое современный урок?
2.Признаки современного урока .3.Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях.
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
·        Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
·        Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.
·        Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.
Под этим подразумевается:
·        Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использованием этого процесса для всестороннего развития личности.
·        Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.
·        Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания.
·        Эффективное воздействие  урока на умственное развитие учеников.
·        Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.
·        Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
·        Воспитание культуры чувств.
 Обратила особое внимание на триединую цель урока , которая вбирает в себя 3 аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. Также особое внимание уделила на результативность и требование к уроку.

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? В такой последовательности был проведен семинар-практикум . Подходы к проведению семинара-практикума: коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата.
Молодыми педагогами велась работа в группе , с использованием стратегий развития критического мышления . Время на подготовку задания 10-15 минут. Затем с каждой группы спикер представлял проделанную работу группы.

Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…).


Кто на себя глядит, свой видит лик,Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает,Кто строг к себе - тот истинно велик!
(Пьер Гренгор)
Руководитель ШМУ напомнила, что рефлексия - это "разговор с самим собой", обращение назад, размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание, самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Порекомендовала проводить рефлексию на разных этапах урока, познакомила с приёмами рефлексии на разных этапах урока. Была проведена рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».
Из 25 присутствующих на семинаре-практикуме ответили единогласно , что работали активно, довольны своей работой , за время семинара не испытали усталость , настроение хорошее , материалы семинара полезны и интересны , возьмут на вооружение в дальнейшем в своей работе.
Учителя пришли к единому мнению, что современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять!А наша задача - помочь ученикам в этом!