Сценарий семинара-практикума в ДОУ «Игровая деятельность в ДОУ»


Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и удовольствие. В игре ребенок развивается, приобретает знания, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком самостоятельная игра – показатель его зрелости, культуры, умения рационально организовать свой досуг.
Между тем самостоятельная игра вытесняется из детского сада что обусловлено требованиями школы получить такого будущего ученика, который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Большое количество занятии практически не оставляет в режиме дня дошкольника места для игровой деятельности. Дети рано становятся школьниками, им некогда играть, культура детской игры утрачивается.
«Игра, как затопленная Атлантида» - по образному выражению профессора С.А.Шмакова, - находится на грани исчезновения. Справедливо его высказывание о том, что «детство без игры и вне игры анормально и аморально»»Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира» и т.д.
Не менее серьезными причинами угасания самостоятельной игры дошкольников являются:
отсутствие у педагогов личной убежденности в том, что игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника;
нехватка у воспитателей теоретических знаний и практических навыков в организации игровой деятельности детей;
их неумение играть;
Ослабление методической помощи воспитателям по вопросам организации и руководства игровой деятельностью детей.
Соблюдение баланса между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности – одно из основных требований для развития игровой деятельности детей. В чистом виде, если сделать хронометраж игровой деятельности, она должна занимать не менее 3-3,5 часов в день.
Анализ образовательной программы «Радуга» (авт. Т.А. Доронова и др.) раздел «Игра» обозначен оранжевым цветом. Раздел называется «Играем вместе с детьми», что свидетельствует о необходимости построения игрового взаимодействия педагога и детей. Авторы программы подчеркивают, что игра в детском саду создает благоприятный психологический климат; преобладание игры в течении дня создает атмосферу эмоционального тепла, защищенности, снимает излишнюю заорганизованность и невротизацию.
Итак, что ж такое игра?...
Глоссарий

Игра - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Игротека – собрание игр, игрушек и различного игрового материала, предназначенных для выдачи детям. Задача игротеки – способствовать широкому использованию игр в воспитательной работе с детьми.
Игрушка – условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме, одно из важных средств воспитания ребенка.









Роль и место игры в педагогическом процессе.

игра как:
средство развития личности
средство обучения
форма организации детского общества
средство обучения и самообучения
средство коррекции развития ребенка
средство досуга
диагностическое средство
психотерапевтическое средство

Классификация детской игрушки

Е.А.Флерина - соответствие игрушки возрасту и виду детской игры:
образные игрушки(кукла, животное, транспорт; технические; народные игрушки;
дидактические игрушки
- разборные игрушки
игрушки для конструирования
звучащие и музыкальные
игрушки по развитию движений
3. конструктивный материал:
крупный строительный материал, состоящий из разнообразных форм (куб, цилиндр и др.)
настольный строительный материал
разборный (конструкторы)
полуфабрикаты – наборы дощечек, колесиков для самостоятельного изготовления игрушек
театральные атрибуты и игрушки.

Требования к игрушкам
( А.Г. Асмолов, Р.Б. Стеркина)


Первый уровень (обязательный): игрушки не должны провоцировать детей на агрессию, вызывать проявление жестокости, провоцировать к сюжетам , связанным с насилием.
Второй уровень: игрушки должны быть полифункциональными, такими, чтобы их можно было использовать в совместной деятельности, обладать дидактическими свойствами; в их числе должны быть игрушки –произведения народных промыслов.

Игрушка должна быть безопасной, развивающей, красивой, привлекательной, приносить радость им удовлетворение детям.

«Королева» игр – сюжетно-ролевая игра.

Роль это первое осмысленное Я ребенка.
Я.Моренко

В сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства: поиск своего места среди взрослых людей. В игре ребенок ищет для себя новые возможности. В сюжетно-ролевой игре ребенок устанавливает свою принадлежность к разным социальным кругам раньше, чем это произойдет в реальной жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры
(Д.Б.Эльконин)

Известный детский психолог Д.Б. Эльконин выделил единицу сюжетно-ролевой игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они нося изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр. Важнейшими чертами сюжетно-ролевой игры является ее суверенность, автономность, самостоятельность и свобода, которые придают ей характер собственной деятельности. Кроме того сюжетно-ролевой игре присущи такие черты как экспериментальность, творчество (импровизация), наличие высокого эмоционального напряжения, самобытность. Наличие этих характеристик обуславливает широкий спектр возможностей влияния данной игры на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, волевое, исследовательское направления развития личности дошкольника.
Моделируя различные явления жизни в ролевой игре, ребенок успешнее социализируется, проявляет свои потенциальные возможности.
Сюжетно-ролевая игра наиболее отвечает возможностям дошкольника, его потребностям и интересам. Благодаря ролевой игре, ребенок приобщается к совместной со взрослым жизни, удовлетворяя свои потребности.
По утверждению А.Н.Леонтьева, именно в игре, особенно в сюжетно-ролевой, возникают психологические новообразования (творческое воображение, символическое мышление и др.), которые будут основой успешного обучения. Сюжетно – ролевая игра является показателем здоровья ребенка, его полноценного развития.
Чем здоровее ребенок, тем больше, охотнее и разнообразнее он играет.

Руководство игрой

- определяется как тип педагогического воздействия, направленный на создание условий, обеспечивающих формирование игровой деятельности. Формирование игры планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности и развития у них способов игрового поведения.

Направления в развитии игровой деятельности

в развитии игры идти от конкретного предметного действия к обобщенному игровому и затем к ролевому;
воспитание у детей глубоких познавательных интересов через расширение круга детских впечатлений и знаний об окружающей жизни, создание у них ярких образов, которые бы ребенок стремился воплотить в игровом действии;
обучение детей конструированию из строительного материала, изготовлению игрушек-самоделок;
глубокое изучение игровых интересов, склонностей и чувств каждого ребенка;
осуществление дифференцированного и индивидуализированного подхода к отбору содержания игр;
сочетание различных форм воспитательных работ, направленных на создание у дошкольников эмоционально-психологической настроенности и радостного ожидания игры;
побуждение детей к самостоятельной постановке игровых целей;

Принципы руководства сюжетно-ролевой творческой игрой

знание закономерностей развития игры;
преемственное ,поэтапное развитие игры
принцип использования комплексного метода –
ознакомление детей с окружающим в активной деятельности;
обучение способам игрового воспроизведения действительности;
организация предметно-игровой среды;
активизирующее общение взрослого с ребенком в ходе игры.

Принципы организации игр с правилами (дидактические)

принцип разнообразия игр (подвижных, словесных);
принцип вариативности игр;
принцип преемственности;
принцип ориентировки на интересы и желания детей.
Приемы руководства игровой деятельности

показ и объяснение простейших действий.
Создание ситуации для переноса условного действия на другие игрушки (с куклы на мишку), можно переносить цепочку действий
Повторить показ действия ребенком, вызвать подражание.
Закрепить закрепившиеся действия словом.
Прием совместной игры.
Придумывание воспитателем простейших сюжетов.
Показ сюжета-образа(предложить поиграть, перенести на другой объект).
Использование литературных произведений. Использование игр- инсценировок.
10. Использование игр-занятий.
11. Создание игровых ситуаций
12. Внесение новых игрушек
13. Имитация действий (мишки, собачки)
14. Детализировать траекторию движения (как взять лопатку, высыпать песок)
15. После цепочки действий предложить роль
16. Постепенно переводить от игр с игрушкой, действий с игрушками к игре с ребенком.
17. Разыгрывать 4-5 сюжетов


- словесные
Дидактические
- на наглядном
материале
- музыкальные

- хороводные
Народные
- подвижные

- с сюжетом
Подвижные
- спортивные

Игры-драматизации, режиссерские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные игры
Игры на темы литературных произведений
Сюжетно-ролевые

Игры с
правилами

Творческие
игры

Классификация игр