Методический доклад Подход к оценке учебных достижений обучаемых

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ГОУ СПО «ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ»








Контроль и оценивание учебных достижений студентов в процессе инноваций











Подготовила:
преподаватель математики Зорина Л. Г.













Чита, 2015




Оглавление

Введение
3

Глава I Систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний и умений учащихся
4

1.1 Цели и задачи контроля знаний
4

1.2. Функции контроля и проверки знаний учащихся
5

1.3. Методы контроля знаний учащихся
6

1.4. Формы контроля знаний учащихся по математике
6

1.5. Средства контроля.
6

1.6. Основные положения зачетной системы контроля
8

1.7 Основные положения технологии оценивания
10

Глава II. Использование различных форм контроля на уроках математики
11

Заключение
12

Литература
13


.
















Введение
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики. 
Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача учителя проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен.
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить систему контроля знаний, умений, навыков учащихся и формы оценивания учебных достижений.
Объект исследования: процесс обучения в средних учебных заведениях.
Предмет исследования: Различные формы контроля знаний и умений учащихся по математике и формы оценок учебных достижений
.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а, следовательно, будет повышаться и эффективность обучения математике.
Задачами данной работы являются:
1)   Изучение литературы по  проблеме контроля знаний и их оценке.
2)   Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний и оценке учебных достижений.
3) Разработка различных форм контроля на уроках математики и представления бально- рейтинговой оценке знаний
Глава I. Систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний и умений учащихся

1. 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения математике
Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процессе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.
В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.
Контроль - это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по математике является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по математике. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).
В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика); взаимный (осуществляется одним учеником над деятельностью другого ученика);самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию.
Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.
Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
 
1. 2. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Контроль знаний учащихся по математике выполняет следующие функции:
1. Контролирующая и диагностическая функция - выявление и диагностика результатов обучения.
2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.
3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.
4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.
5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.
Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция - основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала по математике доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция.
Педагогические требования к контролю знаний учащихся: контроль знаний учащихся должен быть: -  мотивированным; -  систематическим и регулярным; -  разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу; -  быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся; -  базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.  

1. 3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. Рассмотрим некоторые из них.
Выделяют следующие методы контроля:
1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.). 2. Письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.). 3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.). 4. Зачеты. 5. Экзамены.
Другая классификация контроля за знаниями учащихся по математике:
Контроль знаний:
Текущий
Тематический
Периодический
Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др.
Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.
Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.
1. 4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной
Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по математике и их математические способности.
  1.5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют ввиду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.
В основу классификации таких средств может быть положена форма вывода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются два задания свободного выбора ответа и задания-тесты.
Тестовая форма проверки и оценки знаний и умений учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.
Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, учителю прежде всего следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.
  Наряду с тестовой формой контроля на уроках математики могут применяться разного рода игры, в частности, чайнворды, кроссворды, криптограммы. Они вошли в практику обучения сравнительно недавно, опыт их применения основательно не изучен и не обобщен, но польза, приносимая ими, их влияние на усвоение учебного материала совершенно очевидны и реально ощутимы. Содержание, вкладываемое в игры, может быть различным. В основном это математическая терминология, не исключены и отдельные цифровые данные.
Отметка и оценка. Результаты контроля выражаются в оценке. В зависимости от типа контроля эта оценка будет либо внешней, либо внутренней (самооценкой). Всякая оценка выражает уровень соответствия результатов учебных действий ученика проверяемым параметрам этих действий. Следовательно, для оценки должна существовать какая-то шкала этого соответствия, которая может быть бинарной (выполнил - не выполнил), или более сложной, выражающейся в виде балльной шкалы отметок. При этом отметка выступает как внешнее выражение оценки.
Всякая оценка складывается под влиянием двух факторов: объективного и субъективного. Объективный фактор - это фактический результат контроля (проверки) учебных действий ученика, а субъективный - это отношение оценивающего субъекта (учителя, ученика) к оцениваемому субъекту (ученику), а также цель самого действия оценивания. При оценивании учебных действий ученика производится сравнение этих действий с одним из следующих: а) с прошлыми действиями это же ученика; б) с аналогичными действиями других учеников; в) с остановленной нормой этих действий.
Соответственно можно выделить способы оценивания: а) личностный; б) сопоставительный; в) нормативный.
Итак, процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение. Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем. Погрешности делят на ошибки и недочеты.
Оценка должна ставиться за уровень и характер знаний по математике. Чем больше объективности в оценке знаний, тем больше это стимулирует учащихся и активизирует для дальнейшей учебной деятельности по предмету. Совершенно недопустимо влияние на оценку личностно-негативного отношения учителя к отдельным учащимся.
1. 6. ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
С целью систематического контроля за уровнем обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет - это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачета оценивается по двухбалльной шкале: «зачтено» - «не зачтено».
Зачеты необходимо проводить по каждой теме школьного курса математики. Каждый учащийся сдает все предусмотренные программой зачеты. Зачет считается сданным, если учащийся решил все соответствующие обязательному уровню задачи и упражнения. Зачет подлежит пересдаче, если оценка «зачтено» не выставляется. Причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды задач, с которыми учащийся не справился.
Итоговое оценивание знаний ученика непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.
Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Систему зачетов учитель может строить по-разному. Аналогично видам контроля, зачеты можно разделить на два класса: тематические зачеты; текущие зачеты.
Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом.
Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
При любой форме проведения зачета наиболее эффективна такая организация, когда ученик в ходе проведения зачета узнает результаты своей деятельности: успешно ли он справился с работой, какие ошибки допустил и над какими разделами учебного материала ему предстоит еще работать.


1.7 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:
– «Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний;
– «Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметку;
– «Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать;
– «Где фиксировать результаты?» – отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи;
– «По каким критериям оценивать?» – оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков в четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений

Как, наверное, и у многих педагогов, на моих уроках есть проблемы с выставлением оценки. Часто мы сомневаемся в тех или иных ответах учащихся: :кто-то отвечает на 3,но лучше, чем на прошлом уроке и хочет. А для кого-то и оценка 4 является недостаточной, но нам не хватает нужного количества баллов для объективности. Вот и приходится придумывать способы выхода на объективность в оценке.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной)
В 5-е правило технологии оценивания «Школы 2100» тоже внесла изменения: За задания, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. Каждое здание проверочной (контрольной) работы ребенка по итогам темы оценивается отдельно, затем выводится средняя отметка и ставятся. Оцениваются все учащиеся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать. Справедливости ради, надо сказать, что четвертные контрольные работы в 4 классе предоставляет отдел образования с установленными критериями оценок методом вычитания, разработанными еще по «минимуму».В этом вся наша система образования! Даже в стандартах второго поколения, где так подробно расписано итоговое оценивание, я не нашла ответа на вопрос как оценивать ребенка на неконтрольном, рабочем уроке? Вывод: Данная система оценивания способствует снижению уровня тревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки. Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения одноклассников
Дети стали более раскрепощенными, они понимают, что оценку надо заслужить, а для этого надо трудиться.

Глава II. Использование различных форм контроля на уроках математики 
Экспресс- диктант, вопросы с незаконченными ответами, тесты, письменная работа авторского характера и т. д.
см в приложении «Контролирующие задания»


Заключение
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Литература
1. Данилов, Д.Д. Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
учащихся / Д.Д. Данилов // Образовательныетехнологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2008.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М. :Просвещение, 2008.
3. Найн, А.Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций / А.Я. Найн // Инновации в образовании. – Челябинск : ЧФ ИРПО МО РФ, 1995.








13PAGE 15


13PAGE 14215




­ђ Заголовок 115