Организационно-воспитательная деятельность классного руководителя Портфолио достижений ученика – как средство индивидуальной накопительной оценки знаний учащихся


«Портфолио достижений ученика – как средство индивидуальной накопительной оценки знаний учащихся»
Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение, которое носит повсеместный характер. Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связано с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что делать. На сегодняшний день строгих правил нет. Оформление портфолио - это уже творческая работа. Министр образования В.М.Филиппов в "Комсомольская правда" 14.01.2003 писал:
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов".

Портфолио – это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребёнка в разных видах деятельности в школе и за пределами.

Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребёнком. Ученики младших классов, которые впервые оформили портфолио, не могут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключаться в постоянном побуждении ребёнка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.


Цели и задачи:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
-позволяет проследить развития личности в течение всех лет обучения в различных областях деятельности, более точно оценить свои успехи, чётко спланировать дальнейшее обучение, грамотно показать свои достижения, что позволяет оценить динамику и глубину интересов;
-умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я – реальный, я – идеальный»).
Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Структура портфолио
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1.Личные данные:
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о себе;
г) список долгосрочных и краткосрочных планов учёбы и карьеры.

Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребёнка. Будет лучше, если он сам выберет своё фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребёнок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своём городе, семье, друзьях, о своём имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
Давайте рассмотрим структуру портфолио.
Моё имя.
Информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
Моя семья.
Здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
Мои друзья.
Фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
Мои школьные предметы.
Небольшие заметки о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя, о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".
Моя учёба.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Моя общественная работа.
Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
Моё творчество.
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.
Мои впечатления.
На этих страничках ребёнок может поделиться своими впечатлениями о посещении театров, выставок и музеев, вспомнить содержание экскурсий, познавательных программ, в которых он участвовал. Дополнить свои заметки фотографиями и рисунками.
Мои достижения.
На этих страничках ребёнок может поделиться своими впечатлениями о посещении театров, выставок и музеев, вспомнить содержание экскурсий, познавательных программ, в которых он участвовал. Дополнить свои заметки фотографиями и рисунками.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.
Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму.
И в заключении хочется сказать о самом главном:

Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами!
Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат!
Таким образом, портфолио позволяет проследить развития личности в течение всех лет обучения в различных областях деятельности, более точно оценить свои успехи, чётко спланировать дальнейшее обучение, грамотно показать свои достижения, что позволяет оценить динамику и глубину интересов.