СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ


Современные подходы к оцениванию
учебных достижений младших школьников
Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
 
Традиционные методы проверки оценки учебных достижений
1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков. И в связи с этим в гимназии практикуется посещение других уроков в своём классе., чтобы составилась полная картина об учащихся данного класса.
2. Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся.
Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл». Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку
3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
Составление кластера на обобщающем уроке даёт полную картину по изучению той или иной темы.
4.Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
6. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Одной из целей стандарта второго поколения в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования является контрольно-оценочная деятельность.
Ключевая задача начального этапа – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у ребёнка способности к оценке границ своих знаний и умений.
Понимая важность этой проблемы вводится развёрнутая система оценочных взаимоотношений, сотрудничество ребёнка и взрослого в процессе оценивания. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Цель помочь ребёнку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны - столь же здоровую самокритичность (без самоедства).
Какие новые формы оценивания учебных достижений можно выделить
Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Чаще всего критериями в 1-2 классах «правильность» и «аккуратность».
Во втором классе чаще всего использовала цвета по договорённости. Детям нравился красный цвет и они для правильного и точного ответа зажигали маячок красного цвета на полях. Если были помарки , то зелёный, а если работа не соответствовала нормам, то синий. В таком же порядке шла и взаимопроверка.
Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой.
Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Я в свою очередь, проверяя работу, оценивала ребёнка, ставя крестик красным цветом. Если моё мнение совпадало с оценкой ребёнка, я обводила его крестик в кружок. И это считалось высшим баллом.
Адекватность самооценки с каждым ребёнком рассматривалась индивидуально, при необходимости корректировалась.
Рейтинг – это число; получается оно путем набора очков и баллов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов, и т. д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов, и каждому может быть присвоен тот или иной ранг.
Рейтинговая контрольная работа,тесты.
Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга важна для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребёнок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми. Родителям рейтинг демонстрируется уже в 1-м классе, а для детей он вводится позднее. Рейтинговая контрольная работа используется нечасто. Как итоговая работа, она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти. Непременное условие – рейтинг анонимный: на доске демонстрируется столбик индивидуальных сумм баллов во главе с максимально возможным (идеальным) результатом, а далее детские результаты следуют в порядке убывания. Дети имеют на руках свою работу с набранной суммой баллов или количеством допущенных ошибок и по ней могут найти своё место в рейтинге. Аналогично действуют и родители на собрании или при индивидуальном собеседовании
«Подиум». Место для презентации детских работ
Это место для вывешивания детских работ или представления детьми своих выполненных работ в отведённом пространстве. Так, попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание, показать его выполнение на листе бумаги. Такое место и будет местом презентации детских работ, показа выполненных заданий.
«Карта успеха»
«Карта успеха» работает на успех ученика, позволяет дифференцированнее подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность. На начальном этапе в первом классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, «умный» вопрос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливается учебный опыт, определённые знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учитель во втором классе вводит разбор ошибок, допущенных учениками класса, выписывает их на доску и предлагает создать игровую ситуацию. Затем ребёнок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно даёт совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике. Ученик, допустивший ошибку, сам называет правило, которое он не знает, объясняют свою ошибку. Подобная работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе».
Особое внимание на уроке я уделяю совместному определению критериев оценивания различных видов работ, на это на уроке тратится 3-4 минуты, но время окупается: учащиеся становятся участниками процесса оценивания. Ребёнок оценивает свою работу сразу после её выполнения. Такая самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю. «Оцени, верно, ли ты выполнил задание. Если верно, то поставь !, а если допустил ошибку, то поставь *».
В 3-м и 4-ом классах работа с «картами успеха» усложняется. Ученики в специальных тетрадях записывают основные темы программы и отмечают, как они справились с работой: безошибочно или допустили ошибки и сколько на какую орфограмму, числовое выражение, задачу. Эта работа позволяет чётко видеть ученику неусвоенные вопросы и неотработанные умения.
«Рефлексивная карта ученика»
Цели составления «рефлексивной карты». Для учителя – это средство оценивания интеллектуальных проявлений ребёнка, уровня овладения предметными знаниями, умениями, навыками. Для ребёнка «рефлексивная карта» помогает дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения. Набор рубрик, вносимый в карту, составляется учителем. Чтобы он стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изучения каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и уметь в результате работы над темой. При проверке выполненных заданий акцент делается на том, на развитие каких умений они направлены. В конце каждой четверти ученик (ученику эту работу помогает выполнить «карта успеха») и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки.
Например: ! – знаю или умею очень хорошо;
* - иногда ошибаюсь;
? – пока самостоятельно не выполняю.
Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. «Рефлексивная карта» даёт возможность учителю контролировать процесс овладения учащимися определёнными умениями и навыками. Однако работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу. (Приложение 3).
«Портфолио»
Цель составления портфеля учебных достижений для ученика – выработка положительной мотивации и интереса к учению; развитие самоанализа и самооценки. Материал собирают сами дети, обсуждая с учителем и родителями. Элементы портфолио переходят вместе с учеником из года в год. На одном из заседаний МО были утверждены разделы, из которых должен состоять портфолио. Это: оглавление, работы учащихся по русскому языку и математике ( итоговые контрольные работы, тестовые и зачётные работы, лучшие тетради), творческие работы ( лучшие сочинения, изложения, рассказы и стихи собственного сочинения), образцы художественного и технического творчества (лучшие рисунки, поделки), исследовательские проекты, моя «карта успеха», мои достижения (различные грамоты, дипломы, наградные листы).
Весь материал ученики собирают в папку с прозрачными файлами.
Работа по технологии «портфолио» позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащегося, определить преобладающую мотивацию ребёнка.
Презентация исследовательских проектов
Оформление результатов проектов в виде газет, рефератов, сборников задач, сценариев праздников и т.д.
Лист индивидуальных достижений
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки