Публикация Контроль и оценка учебных достижений в условиях безотметочного обучения ( из опыта работы)

Контроль и оценка учебных достижений в условиях безотметочного обучения.
( из опыта работы)

Актуальность
Безотметочное обучение в нашей школе практикуется уже несколько лет. Однако контроль и оценивание, которое является неотъемлемыми составляющими образовательной системы, волнуют практически всех педагогов. Накопилась неудовлетворенность пятибалльной системой, которая фактически является трехбалльной и не в состоянии отразить все различия в уровнях достижений школьников. Сложившаяся практика контроля и оценивания зачастую не учитывает личностные особенности учеников, создаёт стрессовые ситуации. В качестве основных негативных эффектов отметки нужно указать следующие:
искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим с собой;
повышение тревожности и невротизация детей;
искажение учебной мотивации;
невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он «круглый отличник» или неуспевающий.
Поэтому недостаточно отменить оценку, важно заменить её более «более инструментальным» и содержательным способом оценки достижений каждого ученика.

Практическая часть.
Опираясь на ст. 15 п. 3 Закона «Об образовании», которая гласит: «Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников» в рамках МО начальных классов СПЛ разработана данное положение.
Цель изменения системы оценивания – сделать оценку более содержательной,
объективной и дифференцированной. Это позволить учителю:
1. не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка;
2. более эффективно обучать детей.
Мы с первых дней обучения в первом классе оцениваем и поощряем любое действие ученика, т.к. каждый первоклассник вкладывает в свой труд столько сил и старания и ему хочется, чтобы его работу похвалили. И чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Маленький ребёнок, придя в школу, хочет учиться отлично. Он готов получать отметку, если это «5». Все остальные отметки ему не нужны. Ученику нравятся все его работы. То, что взрослому человеку кажется неаккуратным и неверным, он воспринимает с восторгом. Его самооценка ещё не сформирована. Именно поэтому мы считаем, что отметки можно ставить лишь тогда, когда ребёнок в состоянии самостоятельно и объективно оценивать свою работу. Система, предложенная нами, возможно, поможет сформировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля.
Для того чтобы учащиеся могли оценивать свои достижения, необходимо познакомить их с критериями оценивания.
Этапы построения оценочной самостоятельности в 1-м классе:
1. Рассказ учителя о внешних критериях оценки (эталонах).
2. Коллективная работа по выработке эталонов.
3. Самостоятельное сравнение результата деятельности с эталоном.
Сначала можно взять для оценивания какое-нибудь одно из умений, например, наклон буквы или цифры, высоту написания букв, аккуратность. Оценивается выполненная работа, а не исполнитель. Самооценка учащихся всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Удобнее всё это показать на условных шкалах, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию. Условная шкала не только показывает учителю, насколько комфортно чувствует себя ребёнок на уроке, но и даёт возможность самому ученику проконтролировать и оценить себя.
Самооценка и самоконтроль:
1. Понимание изучаемого материала.
2. Правильность выполнения работы.
Оценивание оформления работы.
Шкала выявляет уровень понимания изучаемого материала.
. - отлично всё понял
. - что – то понял
- ничего не понял.

Как работать в тетради?
Условные обозначения и пояснения.
Классные работы в тетрадях по письму и математике сначала оценивает сам ученик.
Здорово получилось! Я горжусь с собой.
Работа выполнена аккуратно. Все виды работы выполнены (с точки зрения ученика) верно.

Я старался.
Не удалось всё сделать правильно. Но ученик нашёл и исправил все недочёты. В работе есть исправления.

Я неважно себя чувствую. Ничего не получается. Работа выполнена небрежно. Много исправлений.

После того, как ребёнок оценил свою работу, своё мнение выражает учитель. На этой же шкале, красной пастой показывает ученику, согласен или не согласен с оценкой ребёнка. Если согласен, то обводит кружком. Если не согласен, на этой же шкале ставит свою отметку. При работе в парах функцию учителя берёт на себя сосед по парте.

Устный ответ одноклассника оценивают жестами + и -.

При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения – недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки не должны становится причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
На каждого заводится «Лист индивидуальных достижений ученика».
  В этом листе мы отмечаем продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Этот лист заполняется после проведение тематических, итоговых, самостоятельных и контрольных работ. Помогает зафиксировать не только конечный результат (например, решена или не решена математическая задача), но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему не хватило для успешного решения задания.
Все эти результаты заносятся учителем в «Журнал мониторинга класса».
Чтобы отследить динамику развития учебной самостоятельности школьников после тематических контрольных, проверочных работ провожу мониторинг уровня сформированности общеучебных организационных действий учащихся. Например, при обучении звуко-буквенному анализу слов оцениваю умения учащихся пооперационно, а именно: постановку ударения, деления на слони, гласные-согласные, звонкие-глухие, твёрдые-мягкие, количество букв, количество звуков.
Качество усвоения знаний и умений оцениваю видами оценочных суждений с использованием следующих символов:
«+»-хорощо знает и может применить на практике,
«__»-допустил незначительные ошибки,
« - » -не знает.
Введение систематического учёта усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые определяются программными требованиями, позволяет нам организовать коррекционную работу по преодолению трудностей, которые испытывает ученик, помогает работе с родителями, когда необходимо показать реальные достижения ребёнка и обратить внимание на возможные проблемы.
При проведении коррекционной работы сначала выбираю типичные ошибки и проводим работу над ними фронтально. Затем над единичными ошибками работаю индивидуально. За две недели до окончания учебной четверти провожу консультацию для родителей, где показываю результат работы и указываю на проблемы над которыми надо поработать. Подобную работу даю на дом, чтобы они устранили пробелы. При выполнении следующей проверочной работы выявляю продвижения ученика по данной теме. Если продвижения не наблюдаются, то приглашаю ребёнка на дополнительное занятие.
Оценивая ученические работы таким образом, следует отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой и проводится коррекционная работа.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года вручаем родителям оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету, т.е. программный материал, который должен быть усвоен. Например, по русскому языку в конце первого класса это могут быть следующие умения: что такое орфограмма в буквенной записи высказывания (слова, которое не может быть точно определено по произношению, умение безошибочно списывать текст и пр. (Надин)
Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод составления таких «портфелей» основывается на анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов работ учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами:
    что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;
    какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;
    как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его «портфеля».
Умелое использование «Портфеля достижений ученика» предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.
В нашей школе внедрен SМS-дневник. Это сервис предоставления школьной информации в любое время и любом месте посредством SМS-рассылки. SMS-рассылки позволяют ученикам и родителям оперативно получать информацию обо всех значимых событиях школы, об оценках и поведении ученика, о родительских собраниях, напоминает о школьных обязанностях. Учителям сервис помогает более эффективно выполнять задачи по воспитанию и образованию детей, быстро информирует родителей о проблемах с ребёнком, сокращает время на оповещение родителей.
Заключение
Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма. Применяемая нами система способствует эффективному лбучению, является здоровьесберегающей, по скольку наблюдаем следующие положительные изменения:
дети быстрее легче адаптипуются к учебным условиям;
повышается работоспособность, самостоятельность и ответственность школьников;
учащиеся сами определяют качество и успешность своего продвижения;
ребёнок осознанно готовится воспринимать отметку (как определённую сумму на данный период).








Числа 1 - 4
Класс: 1г Дата: 7. 02. 07.




Ф,И,
схемы
Задачи на + и -

сравн

итог




Нахождение части
Нахождение целого





цел
части
схема
выраж
ответ
схема
выраж
отв



1
Амбросьев У












2
Атакова Д












3
Архангельская А












4
Босикова В












5
Бочкарёва А












6
Васильева Саяна












7
Васильева Сабин












8
Габышев А












9
Дмитриев А












11
Дмитриева М












12
Михайлова В












13
Максимова А












14
Никулин С












15
Неустроев С












16
·
Борисова А












17
Шелковникова Н












18
Павлов Т












19
Винокуров В












20
Свинобоев А












21
Заболоцная А












22
Свинобоева А













Учитель – Яковлева А.А
Саха тыла
Класс: 2г Дата: 07.10.07





Ф,И,












1
Амбросьев У













2
Атакова Д













3
Архангельская А













4
Босикова В













5
Бочкарёва А













6
Васильева Саяна













7
Васильева Сабин













8
Габышев А













9
Дмитриев А













11
Дмитриева М













12
Михайлова В













13
Максимова А













14
Никулин С













15
Неустроев С













16
Борисова А













17
Шелковникова Н













18
Павлов Т













19
Винокуров В













20
Свинобоев А













21
Заболоцная А













22
Свинобоева А















Учитель – Яковлева А.А.


Лист индивидуальных достижений

Ученик _____________ Класс: ________




Формируемые навыки и умения


Дата





Старт


I четв

II четв

III четв

IVчетв


1.1

Техника чтения
Чтение слогов
 
 
 
 
 



Чтение слов

 
 
 
 



Ударение

 
 
 
 



Чтение предложений

 
 
 
 



Чтение текстов

 
 
 
 



Безошибочность чтения

 
 
 
 



Выразительность чтения

 
 
 
 


1.2

Понимание прочитанного
Ответ на прямой вопрос по прочитанному
 
 
 
 
 



Восстановление пропущенного слова

 
 
 
 



Составление «устной картины»

 
 
 
 



Сопоставление прочитанного текста и иллюстративного ряда к нему

 
 
 
 


1.3

Пересказ
С помощью учителя

 
 
 
 
 



Без помощи учителя


 
 
 
 

 




Учитель _____________________________


Контроль и оценка учебных достижений в условиях безотметочного обучения.
( из опыта работы учителей начальных классов СОШ№14)

Актуальность
Безотметочное обучение в нашей школе практикуется уже несколько лет. Контроль и оценивание, которые являются составляющими образовательной системы, волнуют практически всех педагогов. Пятибалльная система, которая фактически является трехбалльной не учитывает личностные особенности учеников, создаёт стрессовые ситуации, не отражает умственный рост ученика. В качестве основных негативных эффектов отметки нужно указать :
искажение отношений ученика с учителем и родителями, а главное, с самим с собой; (возникают конфликты м/у родителями и учителем, ребёнок часто не доволен собой)
повышение тревожности и невротизация детей; (постоянно находится в ожидании худшего)
искажение учебной мотивации; (если периодически получает плохие отметки, то пропадает интерес к учёбе)
невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он «круглый отличник» или неуспевающий. (вчера-2, сегодня-2, не позволяет увидеть какое-то продвижение)
Поэтому недостаточно отменить оценку, важно заменить её более содержательным способом оценки достижений каждого ученика.

Практическая часть.
Опираясь на Закон «Об образовании», которая гласит: «Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников» нами разработано положение.
Цель изменения системы оценивания – сделать оценку более содержательной,
объективной и дифференцированной. Это позволит учителю:
1. не причинять вреда здоровью ребёнка;
2. более эффективно обучать детей.
Мы с первых дней обучения в первом классе оцениваем и поощряем любое действие ученика, т.к. каждый первоклассник вкладывает в свой труд столько сил и старания и ему хочется, чтобы его работу похвалили. Маленький ребёнок, придя в школу, хочет учиться отлично. Он готов получать только «5». Все остальные отметки ему не нужны.
Ученику нравятся все его работы. То, что взрослому человеку кажется неаккуратным и неверным, он воспринимает с восторгом. Потому что его самооценка ещё не сформирована. Именно поэтому мы считаем, что отметки можно ставить только тогда, когда ребёнок в состоянии самостоятельно и объективно оценивать свою работу.
Для этого со 1-го сентября у нас проводится 10-дневный курс «Введения в школьную жизнь». Дети учатся быть настоящими школьниками. Они знакомятся с самооценкой и самоконтролем. Работа проводится поэтапно:
1. Рассказ учителя о внешних критериях оценки (какую работу считать эталоном)
2. Самостоятельное сравнение результата деятельности с эталоном.
3. Выставление оценки.
Сначала нужно взять для оценивания какое-нибудь одно из умений, например, наклон буквы или цифры, высоту написания букв. Оценивается выполненная работа, а не исполнитель. Самооценка учащихся всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Удобнее всё это показать на оценочных шкалах, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию.

Как оценивать работу в тетради?
Классные работы в тетрадях по письму и математике сначала оценивает сам ученик. Можно оценивать работу по одному или нескольким критериям. На верху шкалы указывается критерий: П – правильность, П – понимание, А – аккуратность, К - красиво
Ребёнок крестик ставит наверху – по его мнению, здорово получилось. Он гордится собой. Работа выполнена, с точки зрения ученика, верно.
Крестик находится на середине - не удалось всё сделать правильно. Но ученик нашёл и исправил свои ошибки. В работе есть исправления.
Крестик находится внизу - ничего не получается. Работа выполнена грязно. Много исправлений.
После того, как ребёнок оценил свою работу, своё мнение выражает учитель. На этой же шкале, красной пастой показывает ученику, согласен или не согласен с оценкой ребёнка. Если согласен, то обводит кружком. Если не согласен, на этой же шкале ставит свою отметку. При работе в парах функцию учителя берёт на себя сосед по парте.

Устный ответ одноклассника оценивают жестами + и -. Этот способ хорош тем, что дети учатся слушать друг друга, учатся быть внимательными.
При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка. Это могут быть различные формы графиков, таблиц. Графическую форму оценивания удобно использовать при проверке чтения. Хорошо виден рост ученика. Табличной формой оценивания, наверно, многие учителя пользуются. Здесь можно оценки выставить виде кружочков, квадратиков, треугольников, знаков +,-,__. Также оценка выставляется виде набранных баллов. Таблица состоит из нескольких граф, в которых записываются З,У,Н, которые проверяются по данной теме. При выставлении баллов учитывается объём и сложность работы. Помогает зафиксировать не только конечный результат (например, решена или не решена математическая задача), но и проследить, где ребенок допустил ошибку ( при составлении схемы, при выборе действия, в ходе решения или при записи ответа), т. е. каких именно З,У,Н ему не хватило для успешного решения задания. По итогам этой работы проводится конкретная коррекционная работа.
Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен сравнивать работы учеников и конечно же не выставляется как «Экран успеваемости».
Все результаты заносятся учителем в «Журнал мониторинга класса».

Как оцениваются учебные достижения в конце четверти или учебного года.
На каждого заводится «Лист индивидуальных достижений ученика».  На этом листе мы отмечаем какие навыки чтения, письма, вычисления контролировались в течение четверти. Этот лист заполняется по итогам всех контрольных работ в конце четверти. На собрании родителям вручаем результаты всех контрольных работ в виде таблицы.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года вручаем родителям оценочный лист. В нем отражаем уровни овладения ребёнком программного материала, который должен быть усвоен. Например, по русскому языку в конце первого класса это могут быть следующие умения: что такое орфограмма в буквенной записи высказывания, умение безошибочно списывать текст и пр.
Еще одним средством предъявления достижений ученика является «Портфель достижений ученика». Он представляет собой подборку личных работ ученика, его творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, грамоты, сертификаты.
В 1 классе заполняется с первых же дней с помощью родителей. Помещается рассказ родителей о своём ребёнке. Т.е. родитель даёт информацию о своём ребёнке (дата рождения, кто по гороскопу, его характер, что он любит, чем занимается и тд.) Далее родитель записывает рассказ ребёнка о первом школьном дне, первых впечатлениях о школе, уроке, одноклассниках, о первом школьном друге.
В выпускном классе всё это красиво оформляется. На первой странице обычно помещаются фотография и достижения ученика за все годы учёбы в начальной школе. Все его свидетельства о победах. Заканчивается портфолио напутствием первого учителя своему ученику.
С этого учебного года в нашей школе внедрен SМS-дневник. SMS-рассылки позволяют ученикам и родителям оперативно получать информацию о значимых событиях в школе, об оценках и поведении ученика, о родительских собраниях, напоминает о школьных обязанностях или поручениях. Учителям такой сервис помогает быстро информировать родителей о проблемах с ребёнком, улучшает взаимодействие по вопросам обучения и воспитания. Этой услугой начали пользоваться учителя среднего звена.
Заключение
Конечно, применение всех описанных форм, средств оценивания требует от учителя много времени высочайшего педагогического мастерства. Но используя такие формы оценивания мы наблюдаем следующие положительные изменения:
дети быстрее и легче адаптируются;
повышается работоспособность, самостоятельность и ответственность школьников;
учащиеся сами видят качество и успешность своего продвижения;
ребёнок осознанно готовится воспринимать отметку.











Результаты итоговых контрольных работ
И.Ф. ______________________________________________________

математика
дата______________


Сравнение
чисел
Слож.
в пред.10
Вычисл. в пред.10
Составл. выраж по схеме
Вычислен. при решен. задачи
Матем. диктант
Решен. уравн.
баллы
Уровень выполн.
















Обучение грамоте
Диктант «________________________________»
дата _____________

Б.б в нач.
точка
Б.б в именах
Пробел м/у словами
Обозн. зв(й) Е,Ю
Ь
Чу-щу
Жи-ши
Другие
ошибки
баллы
Уровень выполн.

















Проверка техники чтения
дата _____________


Способ


Скорость

Правильн.

Осозн.

Выразит.

Результат












Якутский язык
дата ______________


У. б.


точка

У. а. д.

Хоk. б. д.

Дифтонг

Солбуйуу

баалла

Т_м_гэ












Учитель ___________________________
15