Выступление на тему Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

Выступление на педсовете
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. 
   Изменения, происходящие в содержании современного образования – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск иного подхода к оцениванию.   В основе данного подхода к оцениванию лежат следующие ключевые вопросы:
- что оценивать
- как оценивать
- каким образом оценивать
- что нужно учитывать при таком оценивании?
   Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащихся. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка ЗУН.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
- оценивание является постоянным процессом;
- оценивание может быть только критериальным;
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке;
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Система оценки должна включать в себя: как внешнюю оценку (государственные
службы, аттестация: выпускник), так и внутреннюю (учитель, ученик, ОУ и родители).
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.
Мы опираемся преимущественно на три вида оценивания:
- стартовую диагностику;
- текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
- итоговое оценивание.
В этом году я работаю в первом классе по внедрению ФГОС по системе Л.В.Занкова. Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова. разработали диагностические тетради и методические рекомендации по мониторингу в начальной школе. Мониторинг - наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его необходимо раз в год по единой стандартной процедуре.
Стартовая диагностика (на входе) в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.
Началом моей системной диагностической работы явились рекомендации школьного психолога Мотиной Н.К. и программа «Школьный старт». Диагностика педагогической готовности проводилась в сентябре, в течение 3 и 4 недели обучения. Задания выполнялись ежедневно, в начале 2 и 3 уроков в течение 5 – 10 минут. Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц «Оценка». Баллы заносятся в сводную таблицу. По каждому ребенку была получена диагностическая информация по инструментальной готовности и по личностной готовности. А также получена диагностическая информация по классу в целом. Более подробно об этом говорили на совещании.
Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Так как мы все заложники УУД, в конце года нам их предстоит мерить какой-то линейкой с едиными показателями. «Универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей.
Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему проведения мониторинга метапредметных УУД и является продолжением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Мониторинг метапредметных УУД «Учимся учиться и действовать» основан на следующих теоретических и методических положениях:
1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.
2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Сформированность каждого УУД проверяется на материале двух и более учебных предметов.
3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.
В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности восьми важнейших универсальных учебных действий. Их оценка производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути.
В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. Все диагностические модули тетради имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание. Каждый элемент диагностического модуля имеет свою специфику и назначение.
Во введении к каждому модулю приводится сюжетно-игровая ситуация, далее следует краткое описание образца и условий выполнения заданий. Каждый диагностический модуль занимает один разворот рабочей тетради.
Мониторинг сформированности УУД проводится в течение всего апреля.
В 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Результаты сравниваются со стартовой диагностикой. Результат такой работы фиксируются в таблицах и сравниваются с результатами стартовой работы, что поможет учителю зафиксировать «прирост» в умениях каждого ребенка.
Во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений.
И также в конце учебного года нам предстоит выполнить комплексную письменную работу, которая позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной. В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.
В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить три по своему выбору.
В работе дано 4 варианта. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвёртый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Детям, которые к концу 1 класса ещё недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант. Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.
Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.
В зависимости от уровня подготовки класса целесообразно затратить на проведение работы два, три или даже четыре урока, в течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе по 20минут на каждом уроке. Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.
В журнале «Начальная школа. Первое сентября» в помощь учителю публикуются итоговые, проверочные, контрольные работы по разным предметам и комплексные работы. Используя электронное приложение к журналу, можно быстро распечатать тексты работ. Там же даны таблицы по анализу работ.
Остановлюсь на текущем оценивании учащихся. Я использую устный опрос, письменные самостоятельные и контрольные работы, диктанты, контрольное списывание, творческая работа, контроль техники чтении. В 1 классе – безотметочная система оценивания. Поэтому я использую такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой. В начале года на уроках я использовала «Лесенки успеха» и «Копилки достижений» класса в целом. На каждом уроке за правильно выполненную работу учащиеся на лесенке (на магнитной доске) выставляли геометрическую фигуру. разных цветов и формы. В конце дня получался узор из геометрических фигур. Я его фиксировала у себя в тетради. В конце месяца по этим данным строила диаграммы, которые пригодились нам на уроках математики при изучении темы «Диаграмма»
Периодически провожу анализ учебных достижений. У меня есть папка, в которой фиксирую результат выполненной работы по определенному критерию в виде таблиц.
 Оценка творческих проявлений ребенка должна быть представлена не только самому ребенку, но и учащимся, учителям других классов, родителям. Я использую сменные выставки, публикации работ детей в газете, участие во всевозможных конкурсах.      
Формой для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Может стать «Портфель достижений ученика», о котором мы тоже уже много говорили. Умелое его использование предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Сейчас мы все много работаем над проектно-исследовательской деятельностью. Методисты системы Л.В.Занкова пошли навстречу учителям и весь необходимый объем по этой технологии заложен в учебниках. Так на ИЗО дети получили первые уроки химии – превращение одного вещества в другое. Предлагалось задание самим придумать рецепт изготовления пластилина. Было множество версий. В итоге мы пришли к выводу, что более нежное и податливое в работе тесто. А дома вместе с родителями они изготовили вот таких Снегурочек. В учебнике «Литературное чтение» есть такое задание: исследуй, какая научно-популярная литература есть у тебя дома? И тут же творческое задание: расскажи о щенке как ученый. В учебнике русского языка такое задание: исследуйте, зачем людям даются имена, фамилии: хотя бы часть урока не называйте друг друга. Удобно? Но так как сейчас нашу работу оценивают по красочно оформленным проектам, я вынуждена давать раз в месяц подобные задания. На внеурочной деятельности «Узнаем сами» мы обсуждали вопрос: есть ли крылья у цветов? Далее дети самостоятельно искали информацию о том, как появляются бабочки, каких бабочек можно увидеть у нас. Это исследование. А чтобы его как-то представить дети выполняли семейный проект – поделку. У кого-то она простая, кто-то выполнил вот так. Все работы получились разными: из бумаги, дерева, ракушек, ткани. Но их в портфолио не положить.
Некоторые ученики моего класса участвовали в конкурсах «Эму-эрудит» и «Эму-специалист». По результатам детей организаторы прислали диаграммы по уровню сформированности УУД, которые я и вложила им в портфолио.
Но зачастую, дети участвуют в проектах за пряник: стремятся получить грамоту. Поэтому моя задача на данный момент привить детям вкус к постижению нового и собственному росту. И все перечисленные системы оценивания в комплексе могут помогать в воспитании этой любви и вкуса к учебе и развитию.



















13PAGE 15


13PAGE 14415