Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы


Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений
выпускников начальной школы
1. Цели и задачи
Мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие в учебной и внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками.
2. Общие положения
2.1.Настоящее положение о Портфолио (далее – Положение) разработано всоответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО, 2009г.), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, Уставом и иными локальными актами  МОСШ №3 и регламентирует порядок разработки накопительной системы оценивания достижений обучающегося начальной школы.
2.2. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
2.3. Функции Портфолио:
- диагностическая – позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении;
- контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда;
- воспитательная - осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
2.4. Сертификаты достижений накапливаются в течение учебы в начальной и в основной школе.
2.5. Образовательное учреждение ведет учет документов, входящих в портфолио.
2.6. Выпускники, набравшие наибольшее количество баллов по портфолио, по представлению школы награждаются грамотами на выпускном вечере в образовательном учреждении.
2.7. Управление образования и образовательные учреждения ответственны за информирование участников образовательного процесса о целях аттестации и накопительной оценки.
3. Порядок формирования и использования портфолио.
3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио – с 1 по 4 классы начальной школы. 3.3. Учащийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Учащийся имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, целостную завершенность, наглядность. 3.4. Формирование портфолио  возложено на учащегося и его родителей. Школа оказывает помощь в этом направлении. 3.5. Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель, который  оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио. 3.6. Портфолио хранится в классном помещении школы. Учащиеся имеют свободный доступ к своим работам, регулярно пополняют материалы.  Имеют возможность знакомить и совместно с родителями выполнять работы дома. 3.7. Родители участвуют в обсуждении со своими детьми результатов учебной и внеучебной деятельности, в контроле за систематической работой учащихся и пополнением портфолио; в обсуждении с учителем  прогресса своих детей с использованием материалов портфолио; в выполнении детьми заданий по самооценке, самоконтролю и самоанализу; в создании аудио- и видеоматериалов для портфолио; в формировании портфолио по итогам каждого класса. 3.8. Материалы портфолио учащихся допускаются к участию в конкурсах портфолио, проведению независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации педагогов, педагогических советов, консилиумов. 3.9. Персонифицированные и неперсонифицированные материалы Портфолио публикуются, демонстрируются, обсуждаются с согласия автора, его родителей (законных представителей). 3.10. Портфолио учащихся выполняется в добровольном порядке, является вариативной рекомендательной формой представления  учащимися достижения планируемых результатов.
 4. Структура, содержание и оформление портфолио.
4.1.Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру: - Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником);- Содержание:
1. "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
- Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной деятельности (похвальные листы, грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т.п.);
- Итоговые отметки по предметам базисного учебного плана.
- Контрольные, диагностические работы, мониторинги (достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.);
- Сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности.
2. «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности».
- Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося во внеурочной деятельности (грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т.п.);
- Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.);
- Сведения об участии в школьных, районных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в Интернет - проектах.
3. «Творческая мастерская»
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
4. "Мир моих увлечений"(заполняется ребенком по его усмотрению).
Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д.
5. Отзывы о моей учебной и внеурочной деятельности.
Отзывы о деятельности ученика (классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей).
Рецензии на работы учащихся
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творческих работах
 5. Оценка результатов портфолио.
5.1. Портфолио ученика проверяется и оценивается классным руководителем не реже 1 раза в годпо следующим критериям:
Раздел
Индикатор
Раздел «Мир моих увлечений», «Отзывы и пожелания»
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото
- 3 балла – индикатор полностью соответствует требованиям;
- 2 балла – незначительные замечания
Раздел "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
- наличие проектов, творческих работ
- 3 балла – от 5 и больше работ по каждому предмету;
- 2 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
Раздел «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»:
- наличие грамот, дипломов, сертификатов
- 5 баллов – всероссийский уровень;
- 3 балла – региональный уровень;
- 2 балла – муниципальный уровень;
- 1 балл – школьный уровень
Раздел «Моя общественная работа»
- наличие поручений, фото, сообщений и т.п.
- 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от 5 и больше);
- 2 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
- 1 балл – недостающая информация, отсутствие фото, сообщений
Раздел «Творческая мастерская»
- наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ
- 3 балла – наличие от 5 и более работ;
- 2 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
5.2. Итоговая оценка портфолио может определяться как простая сумма баллов.
5.3. В конце учебного года рекомендуется проведение презентации портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях:
« Самый оригинальный портфолио»;
« За лучшее оформление работ»;
« Идея!»;
« За многогранность таланта»;
« За трудолюбие»;
« За творческий подход».
5.4. В конце учебного года в Портфолио вкладывается отзыв учителя с указанием достижений ученика в учебной, внеучебной деятельности, а также рекомендации для дальнейшего роста и развития ученика.
5.5. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
5.6. Практически все составляющие Портфолио оцениваются только качественно.
5.7. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустима только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. 6. Итоговый документ по портфолио6.1. Педагогический совет общеобразовательного учреждения утверждает итоговую оценку портфолио выпускника.
6.2. Итоговые документы по портфолио заполняются классным руководителем.