Некоторые подходы к оценке результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры

Некоторые подходы к оценке результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Урок физической культуры - основная ведущая форма физического воспитания в общеобразовательной школе. А вот предмет, который я преподаю в школе, называется физическая культура.
Цель обучения физическим упражнениям - организация сознательной, планомерной деятельности занимающихся, осмысливание, освоение ими специальных знаний, формирование у них двигательных умений и навыков под руководством учителя. Достижение этих целей я вижу в решении следующих задач:
гармоничное развитие форм и функций организма занимающихся, направленное на укрепление здоровья.
развитие двигательных качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты и выносливости).
воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.
Систему своего обучения я реализую в три этапа:
I. Первоначальное обучение (создание общего представления о движении).
2. Углубленное разучивание (непосредственное овладение основами техники движения).
3. Закрепление и дальнейшее совершенствование техники движения (формирование прочного автоматизированного двигательного навыка).
Проявление результатов своей работы я вижу, когда учащиеся:
демонстрируют владение важными знаниями, умениями и навыками, хорошо развиваются физически.
Осознают, какое большое значение имеет физическая культура в жизни человека.
Знают, какие условия нужно соблюдать, чтобы быть здоровым, каким должен быть режим дня, как сочетать умственную работу с физической, какие упражнения включать в комплекс УГГ.
Сейчас очень много выпускают программ по физической культуре. На своих уроках я стараюсь подобрать ту программу, которая соответствовала бы условиям нашей школы, нашего региона, способствовала становлению ученика как субъекта собственной деятельности.
Для контроля за эффективностью уроков физической культуры, направленной на укрепление здоровья учащихся, мной проводится систематическая проверка физической подготовленности учащихся с использованием тестов, а так же контроль над физическим развитием, физической работоспособностью и функциональным состоянием организма.
В ставшем звене 9,10,11 классов учащиеся должны научиться правильно провести подготовительную часть и контролировать выполнение силовых упражнений, последовательность выполнения упражнений на определенные группы мышц. Выполняя на уроках силовые упражнения на количество раз и на скорость, контроль должен осуществляться за количеством и качеством выполнения. Занятия физическими упражнениями и спортом приносят большую пользу, если следить за тем, какое воздействие оказывает физические нагрузки на детей. Ребятам предлагается вести дневник самоконтроля, а мной ведутся записи за подготовленностью ученика в течение всех лет, пока обучается на моих уроках в данной школе.
Например, прыжок в длину с места. Умпелев В. (6В), в сентябре прыгнул - 150 см, в апреле этого же учебного года - 165 см.
Бег на короткую и длинную дистанцию - в норму не укладывается, силовая подготовка - слабая.
Два летних периода работал по карточке - (бег, скоростные отрезки, силовые упражнения, длительные пробежки).
В 8 классе дает следующие результаты:
Подтягивание: было – 0 раз, стало – 5 раз
Прыжок: было – 150см, стало – 195 см
Пресс за 1 секунду: было – 30 раз, стало – 42 раза
Намного лучше стал бег на короткую и длинную дистанции.
Это пример добросовестного ученика. А есть учащиеся ленивые, и сколько ни давай им домашних заданий (если родители отрицательно смотрят на урок ФК), то ни о каком росте физической подготовленности не может идти речи. Многолетние наблюдения за коллегами убеждают меня, что мы в иной раз неправильно выставляем оценки за урок физкультуры.
Мы оцениваем своих воспитанников по уровню их физической подготовленности.
Может ли ребенок физически слабый, мало координированный, получить "5" на уроке физкультуры? Теоретически может, а практически нет. Ему будут не под силу большинство учебных нормативов.
Когда они написаны кем-то в кабинете. Работая много лет в данной школе, я разработала свою систему, оценивая учащихся, не нарушая требования программы. В основном отдаю предпочтение таким видам, как легкая атлетика, лыжная подготовка, силовые упражнения. Они доступны введению учебных нормативов и более конкретны в оценивании уровня физической подготовленности. Уровень физической подготовленности можно определить, выполнив простые, доступные тесты:
Тест на силу – подтягивание.
Тест на прыгучесть – прыжок в длину с места
Тест на выносливость – бег 1000 метров с учетом времени;
Бег 30 метров;
Пресс за 1 минуту.
Ребята показывают конкретный результат. Выставляю усредненные оценки. Дальше принимаю учебные нормативы. Кто-то улучшает физическую подготовленность, а кто-то по своим физическим данным улучшить не может.
В конце II четверти провожу тестирование по 3-ём упражнениям:
пресс за 1 минуту
подтягивание
прыжок в длину с места
На уроке сразу сообщаю, какие результаты были в прошлом году, в начале этого года и сейчас. Ребята сравнивают и делают вывод над чем поработать.
Например:
Ковалёв Саша (8А)
пресс – за 1 минуту на начало учебного года 35 раз; на конец - 45 раз.
прыжок в длину с места было 165 см, стало 182 см.
Болотов Михаил в 4,5,6 классах рос с излишним весом, с нарушением нервной системы, не мог выполнить ни одного силового упражнения. Два года подряд (7-8 классы) стал заниматься в секции футбола, на уроках физкультуры стал лидером. Но не получается подтягивание на перекладине. Заменяю ему упражнение сдавать зачет по сгибанию и разгибанию рук в упоре на полу, сдает на "отлично".
За 6 класс:
пресс - 13 раз
прыжок - 160 см
За 8 класс:
пресс - 45 раз
прыжок - 200 см
Я исхожу из следующего, если ученик систематически занимается в течение учебного года физическими упражнениями, он должен повысить собственные результаты в данном конкретном упражнении. Если этого не произошло, то значит, ученик не в полную силу работал на уроках. Если результат ухудшился, значит, он заслуживаем более низкой оценки (если ученик не болел в течение учебного года). Более «спортивные» ученики легко сдают все нормативы на "отлично”, а улучшить свой результат сильному ученику бывает трудно.
Даю рекомендации над чем поработать. Расписание уроков физической культуры в моих параллелях очень удобное. Принимаю зачеты с 1 по 7 урок, например, в 8 - 9 классах на дистанцию 1000м.
Ребята знают на каждом уроке, в каком классе установлен рекорд в этот день среди девочек и мальчиков. Слабые ученики тоже сравнивают свои результаты с другими ребятами из других классов.
К концу года по всем учебным зачетам определяем с ребятами лучших спортсменов года. В прошлом году среди параллели 8-х классов стали: Шарова Женя 8В, Тимофеева Ксюша 8А, Гончаров Костя 8А. Женя не уступает лидерство с 3 класса. Сейчас учится в 9В классе. Девочки, несколько человек, пытаются побить рекорд, но пока не получается - это Черепахина Лиза и БлиноваТаня.
Мне кажется, когда идет в системе контроль со стороны учителя за физической подготовленностью, вовремя подводятся результаты и доводятся до учащихся, у большинства слабых учащихся появляется интерес к предмету, они не осознают себя «патологическими» троечниками, у них появляется возможность получить хорошую оценку. А с сильными ребятами приходится плодотворно работать на всех уроках физкультуры. Оценивая физическую подготовленность школьников по каждому виду программы, следует принимать во внимание не только уровень физической подготовленности, сколько величину прироста в течение периода обучения. У ученика со средним показателем могут быть показатели не только ниже, но и выше, если ученик проявляет настойчивость в обучении.
Общая оценка выводится по знаниям, двигательным умениям и навыкам и физической подготовленности.
В течение 20 лет в нашей школе проводится дифференцированный зачет по физической культуре. Сдают экзамен учащиеся начальной школы (4 кл) переходящие в среднее звено, выпускные классы 9-11. Я приветствую введение в выпускных классах общеобразовательных школ такого зачета по физкультуре. В настоящее время проводится только практическая часть, так как отменили свободный выбор экзамена по предметам. Практическую часть сдают учащиеся с основной медицинской группой, с подготовительной группой сдают без учета времени.
Программа следующая:
9 класс
11 класс

60 метров
100 метров

Пресс за 1 минуту (девочки)
Пресс за 1 минуту (девочки)

Подтягивание (мальчики)
Подтягивание (мальчики)

1000 метров
1000 метров

Скакалка за 30 секунд
Скакалка за 30 секунд

Оценка выводится по каждому виду и ставится общая. Практическая часть проводится согласно приказу директора школы и принимается комиссией.
На удовлетворительную оценку сдают те девушки и юноши, которые постоянно ищут причину отсутствия на уроке, не посещают секции, склонны к курению.
Я считаю, что дифференцированный зачет по физической культуре дисциплинирует учащихся и повышает уровень физической подготовленности. Практическую часть можно менять в зависимости от выпуска, условий занятий и климатических условий. Главная задача физического воспитания – содействие разностороннему физическому развитию.
Свою задачу я вижу в обеспечении учащихся средствами фиксации и оценки собственных изменений на каждом этапе своего развития.
Ежегодно проводится Олимпиада учащихся по предмету «Физическая культура в школе». Она проводилась в форме теоретических тестов по программе теоретического курса «Основы знаний по предмету» и практические тесты по легкой атлетике и гимнастике, баскетбол. Предложенной рекомендациями научно-методического совета по физической культуре Главного управления образования Пермской области.
Олимпиаду запланировано проводить в 3 этапа:
1 этап (школьный); 2 этап (районный) и 3 этап (муниципальный).
Анализирую итоги школьной Олимпиады с ребятами, пришли к единому мнению, что такие Олимпиады по физической культуре нужны, но с более интересными вопросами в теории и с большим количеством практических испытаний. Тем ребятам, которые участвовали в районной Олимпиаде, было намного легче справиться с данной задачей. Но подготовка к Олимпиаде должна идти в школах сначала учебного года, тогда и будет хороший результат. Вот еще одна форма контроля и оценка знаний по ФК у учащихся.
С 2011 года в школах проводятся «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Здесь так же определяется уровень физической подготовленности учащихся. В связи с ведение нового комплекса ГТО, на третьем часе физической культуры начали апробацию испытаний по комплексу ГТО. Мной составлен план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», главной задачей которого является – укрепление здоровья участников образовательного процесса, содействие гармоническому, физическому развитию учащихся.
Самое главное, на мой взгляд, что в результате такой совместной работы учителя с учащимися по оценке, самооценке, диагностике личных достижений каждого, у школьников складывается адекватная самооценка своего физического состояния, своих умений и навыков, возникает внутренняя мотивация для своего самосовершенствования, способность оценивать границу собственных возможностей и выходить за неё с целью физического совершенствования без ущерба для здоровья.
Свою задачу я вижу в обеспечении учащихся средствами фиксации и оценки собственных изменений на каждом этапе своего развития.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15