Методический материал «Эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности школьников»

Министерство образования Республики Башкортостан
отдел образования муниципального района
Бакалинский район












«Эффективность использования компьютерных средств обучения
в процессе
контрольно-оценочной деятельности школьников»




Выполнила: учитель русского языка
и литературы
МОБУ СОШ с.Старокуручево
Исламова С.Х.









Январь, 2015 год

«Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль и оценка– необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний учащихся и как правильно оценить уровень их знаний.
Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.
Я с уверенностью могу сказать, что, действительно, чем интереснее и занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля, тем эффективнее процесс обучения.
Я всегда с оптимизмом относилась к использованию ИКТ на уроках, считая, что они повышают роль учителя в образовательном процессе. И, делая первые шаги в освоении ПК, поняла, как была права. Компьютер – первый помощник и советчик учителя. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, по моему мнению, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Современные ИКТ повышают эффективность усвоения материала. Актуальной является проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Овладение данными действиями способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность. Применение ИКТ, интерактивной доски, конструктора тестов при проведении разноуровневой проверочной работы, способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Концепция учебной деятельности требует от учителя обращать внимание на то, что полноценное учение должно включать в себя следующие компоненты:
мотивацию учения;
понимание и принятие школьниками учебной задачи;
выполнение ими активных учебных действий (изменение, сравнение, моделирование);
Предметом является изучение мотивов контрольно-оценочной деятельности школьников, формируемые в результате обучения их контрольно-оценочной деятельности, в том числе с использованием ИКТ.
Качественно новое образование связывают с личностно-ориентированной моделью обучения. Индивидуализацию и дифференциацию обучения, усиление самостоятельной работы учащихся можно обеспечить путём вовлечения их в информационно-образовательную среду. Возрастает мотивация и способность учеников работать самостоятельно. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать их с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Сегодня доска SmartВoard, мобильный компьютерный класс в нашей школе помогают ученикам стать причастными к решению проблемных вопросов на уроке, мобильно, наглядно, дифференцированно проверить знания учащихся при проведении разноуровневой проверочной работы; способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности школьников. В настоящее время актуальной является проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Овладение данными действиями позволяет школьникам правильно организовать свою учебную деятельность, осуществляет коррекцию всех составляющих ее действий, способствует формированию таких личностных качеств, как инициатива, самостоятельность, ответственность. Решение данной задачи возможно для изменения видов и форм контроля, предполагающих кардинальные изменения оценки знаний учащихся и для подготовки к ЕГЭ.
Мне бы хотелось подробнее остановиться на этапе проведении диагностики, т.к. зачастую учителю самому приходится проводить диагностические процедуры. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Для диагностики обученности пригодны работы проверочного характера. Учитель также анализирует результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий, устные ответы у доски, работу в тетрадях. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы. Для них специально подбираются задания на разный уровень усвоения знаний. Например, репродуктивные и творческие.
Диагностические задания с использованием ИКТ, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок. Например, для диагностики восприимчивости к помощи используется модифицированная методика З.И.Калмыковой. Детям даётся для самостоятельного выполнения новое задание или задание творческого характера. При этом предлагается помощь, от самой минимальной до самой максимальной (если потребуется). Школьники с высокой обучаемостью обычно выполняют задания самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью справляются с заданием только с большой помощью или вообще не выполняют его.
Предлагаю использование ИКТ на примере разноуровневой проверочной работы. Данная форма работы ставит своей целью определение уровня развития познавательного интереса учащихся, от
·слеживание (в динамике) способностей учащихся определять свои возможности (прогностическая оценка). Контроль со стороны учителя выполняет развивающую и диагностическую функции. Составленные мною проверочные работы носят дифференцированный характер, причем, дифференциация не связана просто с более «легкими» и «трудными» заданиями, а именно уровнями их выполнения. Рассмотрим задания на примере разноуровневой проверочной работы.
Задания тестового характера: 1-й уровень учащийся еще не может сам решить предложенную задачу, поэтому цель задания отделить правильное решение от неправильного.
Критерии оценок
Прогностическая оценка
Задание
Оценка
Составление справочника ошибок




моя
учителя




1. Отметить правильную схему, не выполняя задание















2. Отметь правильно выполненный синтаксический разбор















3. Найди предложения, которые соответствуют графической схеме





2-й уровень учащийся уже может выполнить задание сам, но ему необходима опора на правильный ответ. Ученик после выполнения задания может сделать запрос к учителю и получает карточку с правильными ответами.
Критерии оценок
Прогностическая оценка
Задание
Оценка
Составление справочника ошибок




моя
учителя




1 Показать стрелочками виды СП






2. Отметь точками количество СПП в тесте






3. Сделай синтаксич.разбор СПП






3-й уровень учащийся выполняет задания сам, но теперь у него есть несколько ответов, среди которых есть правильный.
Критерии оценок
Прогностическая оценка
Задание
Оценка
Справочник ошибок




моя
учителя




1. Найди правильную схему данного предложения






2.Составь схемы данных предложений





Задания репродуктивного характера.
4-й уровень учащийся сам выполняет, проверяет задания, которые могут быть аналогичными 2 уровню, но тут учащийся не должен обращаться к учителю за карточкой, в которой находятся правильные ответы.
Задания «творческого» (продуктивного) характера
5-й уровень – учащемуся не нужно выполнять упражнение Задание заключается в том, чтобы придумать такое же упражнение.
Критерии оценок
Прогност. оценка
Задание
Оценка
Справочник ошибок




моя
учителя




Составь «заготовки» для упражнения.
Составь «заготовки» для выполнения упражнения по тексту.
Придумай предложения с разными видами связи, преобразуя данное.





6-й уровень учащийся должен придумать «ловушки» по изученной теме, которые позволяют выявить «ошибкоопасные места» в предложенной задаче.
Критерии оценок
Прогност. оценка
Задание
Оценка
Справочник ошибок




моя
учителя




Составь «заготовки» для работы над текстом (часть из них с «ловушкой»)
Составь «заготовки» для составления предложений с разными видами связи, где у предложения есть начало.
Измени предложения так, чтобы не было «ловушек» и составьте их схемы.





Количество заданий в каждом уровне должно быть больше, чем ребенок успеет выполнить за урок. Уровень работы учащиеся выбирают сами. Для этого перед проверочной работой детям предоставляется возможность ознакомиться со всеми 6 уровнями проверочной работы и выработать критерии оценки. Именно на этом уроке необходимо применение информационных технологий, так как фиксация результатов выполнения проверочной работы производится с помощью многобалльной системы оценивания; то учащемуся необходимо определиться не только с тем, какой из уровней ему под силу, но и определить ценность заданий каждого уровня, так за задание 1 уровня ученики могли предложить 1 балл, а за 6-й уровень иногда 5 баллов, иногда и 10 баллов. Сделать это намного проще и быстрее при демонстрации презентации выполнения проверочных заданий. После того, как дети определились с выбором уровня, то они замечали, что в заданиях 5 и 6 уровня были включены задачи, которые решаются неизвестным способом или решаются известным способом, но в нестандартной ситуации.
На основании уровней можно разработать задания, которые выдаются в виде карточек и демонстрируются на экране компьютера и интерактивной доски. Каждая карточка и тест на экране имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Такие задания могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах, в контрольной работе.
Для выявления особенностей сформированности оценочных действий у учащихся разработана специальная методика, представляющая собой незаконченные предложения в которых нужно высказать оценочные суждения относительно материала, пройденного в течение последних 2-3 недель учебного года. Задания могут выглядеть так:
«Моё изучение материала в этой учебной четверти показало, что:
Я хорошо умею потому, что»;
Я еще допускаю ошибки при потому, что ;
Я не умею /плохо умею/, потому, что .
Примером анализа способов работы над предложениями являются высказывания учащихся, характеризующих умение работать с текстом:
«Умею делать синтаксический анализ предложения»;
«Умею строить графически схемы предложений»;
«Знаю все виды сложных предложений»;
«Знаю алгоритм определения вида СПП»;
«Работаю по алгоритму».
Так и высказывания, вскрывающие причины при решении затруднений:
«Не всегда правильно записываю схемы»;
«Не все этапы разбора усвоил»;
«Допускаю ошибки при построении схемы»;
«Не совсем разобрался в определении видов СП».
Недооценка и неприменение контрольно-оценочных действий приводит к низкому уровню формирования рефлексивности умственных действий.
Таким образом, данный вид оценочной деятельности показывает существенные различия в развитии оценочных действий у школьников по сравнению с учащимися по другим программам.
По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес   тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель") привлекает сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Для подготовки к итоговой аттестации использую электронные пособия издательства "Дрофа".
Дифференцированные проверочные задания контрольно-оценочного типа позволяют составить конструктор тестов, презентации в программах PowerPaint, Notebook. Очевидно то, что использование ИКТ экономит до 40% учебного времени, повышается плотность урока, на котором дети учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самое главное оценивать свои возможности, делать выбор, что способствует формированию адекватной самооценки и контрольно-оценочной самостоятельности.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.