Эффективность использования технологии сотрудничества на уроках английского языка

Киямова Г.З. МБУ школа №87 г. Тольятти
Эффективность использования технологии сотрудничества на уроках английского языка.
На протяжении последних десятилетий изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Постиндустриальное, информационное общество требует перехода от принципа “образование на всю жизнь” к принципу “образование через всю жизнь”. А это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Чтобы привить навыки умения учиться у своих учащихся, на уроках английского языка, я использую такие информационные технологии как:
обучение в сотрудничестве,
языковой портфель.
информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегающие технологии,
технология развития критического мышления через чтение и письмо
Ведение профильных классов, спецкурсов, элективных курсов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогают учителю не только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспитании. Успешной работе способствует использование педагогики сотрудничества, а она, в свою очередь, дает возможность учащимся больше работать в группе и  на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умение включать их в реальную деятельность.
Известно, что основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Если уж мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику 15-20 минут устной практики на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей, их уровня обученности, интересов к иностранному языку, лингвистических способностей.
С этой целью наиболее  эффективным  я считаю обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.  Кроме того,  в процессе работы учащихся  в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
На уроках приходится работать с учениками разного уровня языковой подготовки. Как правило, учащиеся лишены возможности общения с носителями языка. Как же их научить общаться на иностранном языке? Это происходит благодаря  созданию условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. Учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть учащиеся с разным уровнем учебных возможностей, и мальчики, и девочки. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя планка). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты своего труда.
Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть учащийся с низкими учебными возможностями. И если такой ученик в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.
Работу в группах я использую при обучении школьников устной речи, чтению. Каждая группа получает задание, на которое отводится определенное время.
 При развитии навыков и умений монологической речи на уроках перед группами ставятся такие речевые задачи:
Например, при изучении темы «Wake up!» после чтения текста о Ларе Крофт и ее распорядке дня учащиеся разыгрывают интервью с героиней о ее ежедневной рутине.
Я работаю в пятых и старших классах и мне легко сравнить умения и навыки учащихся, которые только перешли на более серьезный уровень изучения английского языка и учащихся, которые уже имеют те знания, умения и навыки, требуемые от выпускника старшей школы.
Уже начиная с пятого класса, я стараюсь на каждом уроке уделять внимание совместной работе учащихся. Например, при изучении темы «В зоопарке» ребятам дается такая установка: представьте себе, что вы в зоопарке. Разыграйте диалог: поговорите о животном, опишите его, обменяйтесь мнениями о том, почему оно вам нравится или не нравится.
Учебник «Starlight» издательства «Просвещение» и «Express Publishing» авторов Вирджинии Эванс, Дженни Дули, Ксении Барановой, Виктории Копыловой, Радислава Мильруда построен так, что каждому виду речевой деятельности уделяются отдельные уроки и идет целенаправленная подготовка к ЕГЭ. И поэтому в нем представлены задания формата ЕГЭ. В этом учебнике достаточно заданий для совместной работы в коллективе.
Приведу пример раздела Speaking Skills: расскажите о важности взаимоотношений в семье и с друзьями. После ответа- монолога учащиеся задают вопросы и обмениваются мнениями по этой теме, доказывая свои аргументы. Следующее задание этого раздела- разыграть ситуацию: Тебя и твоего друга попросили выбрать мероприятие к Дню Безопасности. Выберите из четырех мероприятий:
-Беседа о безопасности в доме;
-Создание постера о безопасности на дороге;
-Практическое занятие о безопасности езды на велосипеде;
-Лекция с приглашением офицера-пожарного;
Учащиеся работают парами, а затем делятся своими решениями с другими ребятами.
        Работа в группах значима при проверке домашнего чтения. Например, группе дается задание составить план прочитанного текста. Ребята распределяют задание между всеми членами группы:  делят текст на абзацы. Каждый ученик еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком.
          На начальном этапе обучения при организации проверки понимания прочитанного я широко использую тематические картинки. Например, дается задание: выбрать из текста и прочитать те предложения, которые могут быть использованы при описании картинки. Или такое задание: сравнить содержание текста с тем, что изображено на картинке, и прочитать предложения, которые не соответствуют тому, что на ней изображено.
        Сотрудничество в группах может быть организовано как ролевая игра на уроках. Так, при освоении темы "Пушистые друзья" в пятом классе, ребятам предлагается сыграть в игру «Юный зоолог» и ответить на все вопросы о коалах или разыграть ситуацию «У ветеринара», рассказывая «ветеринару» о заболевании своего питомца и отвечая на его вопросы.
        Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, т.к. общение осуществляется более непринужденно. Кроме того, мне в этих условиях легче проверить правильность языкового оформления высказываний.
        Работа учащихся в группе позволяет мне увидеть, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке,  важно отметить, что  ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радости успеха и горесть неудачи так же естественно, как смеяться, радоваться жизни. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а я приобретаю новую роль в учебном процессе –организую самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Таким образом, наши наблюдения показали, что в  сочетании с другими формами организации обучения, работа в малых группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь говорить.
Результатом работы с использованием технологии сотрудничества является повышение уровня практического владения английским языком.
Учащиеся пятых классов-55 человек.
В начале года процент уровня практического владения английским языком – 58%
По результатам первого полугодия – 85 %
1-Процент качества практического владения английским языком.
11 классы- 22 человека.
В начале года процент уровня практического владения английским языком – 55%
По результатам первого полугодия – 82 %
1-Процент качества практического владения английским языком.

15