Семинар-практикум Основы психологической работы с родителями

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(ЯСЛИ-САД) №10 «АЛЕНУШКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКА КРЫМ











[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Подготовила и провела
педагог-психолог: Семенюк М.А.



Семинар для воспитателей ДОУ

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя нужно ей дать волю развеваться и расцвести
М. Горький.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей
читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.
В.А. Сухомлинский.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление
Здравствуйте, мне очень приятно приветствовать Вас здесь, на нашем тренинге. Очень хочется верить, что все мы собрались, преследуя общие цели – воспитание, развитие и социализация детей.
2.Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство участников друг с другом, наладить контакт, создать первую предпосылку для возникновения атмосферы непринужденности, признания и сплоченности.
Ход упражнения: тренер предлагает каждому участнику такую форму знакомства: «Здравствуйте, меня зовут, взаимодействие с родителями, это важно - потому что»
Тренер предлагает 3 минуты, для размышления, презентация по кругу.

3. Упражнение «Правила»
Цель: научиться формировать принципы взаимодействия и следовать этим принципам на тренинге и вне его.
Ход упражнения: тренер предлагает участникам подумать, и высказать в круг свои мнения о тех правилах, по которым группа будет работать.
Искренность в общении.
1) Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.
2) Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
3) Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.
4) Право каждого члена группы сказать “стоп” – прекратить обсуждение его проблем.
Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.
5) Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают”, “большинство так считают”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю”, “я чувствую ”, “мне кажется ”. Основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
6) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
7) Общение между всеми участниками на “ты”.
Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за её пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если вам тяжело сразу перейти на “ты” – не торопите себя. Это может произойти на второй, третьей встрече.
4. Рассказать притчу о молодом человеке:
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
Дискуссия на тему “Нужно ли изменять себя, совершенствоваться?”
5. Информирование “Немного из жизни наших Я”.
“Познай себя”. Важность этой истины понимали еще древние. Для того, чтобы успешно строить контакты с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношения с самим собой. Первые признаки разлада в себе – психосоматические заболевание, (болит голова. сердце, кишечник, не пойму почему), а затем и соматические. Но вспомните свои попытки самоанализа, - чем больше думаешь о себе, тем сложнее ответить на вопрос: “ Кто Я?” Иногда подозреваешь в себе гения, а уже на другой день ощущаешь, что ты – самое презренное существо на свете. Умело выходя из запутанной жизненной ситуации, пасуешь почему-то в незначительном уличном инциденте. Смелый и раскованный в одном случае, неожиданно становишься робким и пассивным в другом. Так кто же я на самом деле?
На самом деле Я являюсь “совершенством” и “ничтожеством” одновременно. Эти две части совершенно равноправные. Настоящий самоанализ заключается не в нахождении какой-то главной части моего Я и отождествлении с ним. Например: “Я понял, что Я – трус, или Я – волевой человек”. То, с чем человек себя отождествляет, сразу же его порабощает. Более верным является принятие всех качеств и проявлении своей личности как ценных.
К сожалению, пока еще мало известно о законах нашей психической жизни, о душе. Хотя уже сейчас можно выделить некоторые открытия “из жизни наших Я”:
- они изолированы друг от друга, т.е. в обычных условиях мы не допускаем встречи наших Я. Наши части включаются попеременно, и нередко часть, которой хочется приключений и находит их, но расплачивается за это другая наша часть.
- если какая-то наша часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что противоположная ей часть так же сильно в нас развита, но вытеснена. Если мы являемся застенчивыми, то внутри нас сидит настоящий нахал. В один прекрасный день он себя обнаружит. Возвысившийся раб становится еще более властным господином. Иванушка - дурачок оказывается всех умнее – этих примеров множество.
- Те части, которых мы не признаем в себе и не считаем своими, очень хорошо замечаются в других, а чаще просто им приписываются. Человеку с подавленной агрессией другие люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.
- В виду отсутствия контакта между нашими частями они ничего не знают друг о друге. Поэтому работают так, что называется “вразнобой”, а иногда прямо противоположно друг другу. Скованный человек, это тот, у которого части его Я упорно враждуют друг с другом. Вся энергия такого человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же естественности и обаяния - в согласованной работе наших частей. Я говорю “люблю” и текстом, и тоном, и движением. Чаще же бывает иначе. Слова говорят одно, интонация – другое, жесты – третье.
Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя человек будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших Я не будет отбрасываться как вредное, бесполезное или опасное.
6. Упражнение “Кто Я”
Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.
По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8- прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10- средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше.
Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я учитель” или “Я мать”. Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.
Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это в слух. (Высказывания по кругу).
7. Упражнение «Ожидание»
Цель: помочь участникам определить личные ожидания от работы в группе.
Ход упражнения: тренер раздаёт участникам стикеры в виде драгоценных камней, участники записывают на них свои ожидания, а затем проговаривают их в группу, вывешивая на листок с изображением сундука.

8.« КОНФЛИКТ. ПОДХОДЫ К ПРИОДОЛЕНИЮ. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»


Любая деятельность человека подчинена основному закону – приспособлению к окружающей среде. Общение – «сканер» степени приспособленности и умения людей взаимодействовать. Но без чего не может проходить не одно общение, что порой мешает продуктивно взаимодействовать – конфликт. Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием как конфликт, изучим причину его возникновения, сформируем представления об этапах разрешения конфликта, научимся разрешать конфликтные ситуации. Рассмотрим 10 типов «невыносимых» людей, и приятно пообщаемся.

9. Информационная часть
Общение - успешный и захватывающий процесс. Сложный он является потому, что все люди разные, уникальные в своем роде и в момент общения, необходимо распознать и учесть особенности человека, с которым общаешься. Такое узнавание каждый раз маленькое открытие, за которым стоит новый мир. Важно научиться видеть уникальное в человеке, с которым общаешься, и суметь раскрыть перед ним своеобразие своего внутреннего мира.
Общаясь, друг с другом, мы часто не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Ма встречаем человека, воспринимаем его, общаемся с ним с помощью слов, жестов, мимики. От того, какое впечатление мы произвели на собеседника, или как он выстроил систему обмена информацией, зависит успех нашего взаимодействия.
Различают такие стороны общения: коммуникативную (обмен информацией между людьми), интерактивную (организация взаимодействия между людьми, например согласование совместных дел, распределение функций, умение повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника), перцептивную (процесс восприятия партнерами друг друга в момент общения и установление на основании этого согласия и взаимопонимания).
10. Упражнение «Шаг навстречу»
Цель: получить опыт разрешения проблемной ситуации, не применяя насильственных методов.
Ход упражнения: объединить группу в пары, «Луна» - «Солнце». Сейчас «Луна» согнёт руку в локте и сожмёт кулак, а «Солнце» - на протяжении одной минуты сделает так, что бы этот кулак разжался без применения к нему физических действий.
ВОПРОСЫ: - Какие чувства и эмоции вы испытывали, когда выполняли задание?
- В каких парах кулак разжался, а в каких нет?
- Кто держал кулак долго и разжал в последний момент? Почему?
- Кто не разжал кулак? Почему?
- Кто хотел разжать кулак и не разжал? Почему?
- Для чего мы делали это упражнение?
- К каким последствиям может привести «жёсткая» (неустойчивая) позиция в общении?

11. Упражнение «Айсберг»
Люди говорят, что в мире больше конфликтов, чем в пустыне песчинок. Несмотря на то, что конфликты встречаются очень часто, количество источников (корней) невелико.
Большинство конфликтов, в которых мы принимаем участие, связано с 6 источниками. Это: насущные потребности, различия в ценностях, различия в восприятии, различия интересов, нехватка ресурсов и психологические потребности. В зависимости от степени актуальности источника мы занимаем определенную позицию. Иногда мы склонны сделать уступку, а иногда – нет.

Цель: понимать и наглядно представлять сущность конфликтов, открывая проблему.
Ход упражнения: заранее нарисовать на большом листе рисунок, на котором изображен айсберг в соотношении надводной и подводной частей как 1 к 10.

Задание: с помощью мозгового штурма назовите главные характеристики айсберга (записать).

Вопросы:

Как можно избежать опасности столкновения с подводной частью?
Какой способ самый надежный (понизить уровень воды).
Можно ли сравнить айсберг с конфликтом?
Как можно соотнести варианты решения проблемы с айсбергом на конфликт?
Можно ли помочь разрешить проблему? Как?



12. Ролевая игра «На приеме»
Разобрать 10 самых «Невыносимых».
Вам часто приходится общаться с людьми (родителями). Это могут быть приятные люди: тактичные, доброжелательные которые с легкостью идут на контакт. О них мы говорить сегодня не будем, а поговорим о так называемых «невыносимых» людях. С которыми вам тоже приходиться общаться и работать.

Участникам раздаются характеристики «невыносимых» людей, некоторые проигрываются в кругу. После этого тренер предлагает участникам ознакомиться с планом действий при встрече с тем или иным «невыносимым».

10 самых «Невыносимых».
· взявшись за работу, уже не способен пользоваться тормозами. Этот человек атакует вас со всех сторон и запросто может раздавить: его ничто не сдерживает. Причем не удивляйтесь, в этом нет ничего личного. Вы просто попались ему на пути. Он конфликтный, направленно-агрессивный , грубый, отличающийся необузданным и вызывающим поведением.
Снайпер – настоящий стратег, грубой ли репликой, едким замечанием или точно рассчитанным закатыванием глаз, он заставит вас выглядеть глупо – это его любимый «конек». Существует несколько причин, почему он это делает: он недовольный тем, как складываются дела, или же он просто пытается привлечь к себе внимание.
Граната - эти люди любят повторять, что никто их не любит и не уважает. Когда Гранате кажется, что равнодушие окружающих достигло апогея, она взрывается. Надо сказать, что «выдернуть чеку» в этом случае может все, что угодно: интонация в голосе, случайный взгляд, выражение лица, произнесенное или не произнесенное слово. Не пойдет и нескольких секунд после взрыва, как у Граната может начаться цепная реакция. Цикл будет возобновляться до тех пор, пока нервная система полностью не истощится.
Всезнайка – осведомлен обо всем на свете, крайне самоуверен, все постиг и на все своя точка зрения, не терпит, когда ему говорят, что он не прав. Однако если выясняется, что все-таки он не прав, то с присущей ему самоуверенностью он доказывает, что во всем виноваты только вы.
Выскочка – это человек умеет преувеличить действительность так, что все принимают его слова за чистую монету. А уж его бесполезные советы и бессмысленные идеи не имеют себе равных. Он отчаянно жаждет всеобщего внимания. С необыкновенной одаренностью и воодушевлением этот человек легко может убедить целую группу вполне нормальных людей в чем угодно и довести их до серьезных неприятностей. А если вступить с ним в спор, то он такого напридумует, что у вас глаза на лоб полезут. Причем он будет упорствовать в своих выдумках до тех пор, пока вы не станете выглядеть так же глупо, как он сам.
Нытик – остро чувствуя несовершенство мира, не верит, что может хоть что-нибудь в нем изменить. Обескураженный и придавленный всевозможными неприятностями, он не хочет даже думать о принятии какого-либо решения. Вместо этого по мере нарастания ощущения вселенской беспомощности, он размышляет о чем угодно, что может послужить подтверждением его масштабного обобщения. Этот человек любит зудеть и ныть.
Человек Нет – в отличие от Нытика не чувствует себя беспомощным перед лицом неприятностей и трудностей. Вместо этого он просто теряет всякую надежду. Он уверен, что ошибки не то что не исправить, а их просто не обнаружить. Нет, ничего не получиться, все напрасно, мы зря теряем время, надежды нет – вот далеко не весь перечень его любимых фраз.
Никакой человек – работа попалась ему трудная, и не все получается, так как хотелось бы. А ведь при малейшей неудаче он готов спрятаться в кусты. Если вы ему намекнули, что сделать все наилучшим образом невозможно, то услышите, что делайте все сами, он очень быстро сдается и «умывает руки» и ничего не делает. Очень робок и неуверен в себе, он постоянно чем-то обеспокоен.
Всегда Согласный – постоянно ищет одобрения. Он изо всех сил старается избежать недоразумения в отношениях с людьми, поэтому никому не отказывает в просьбах. Он говорит только «да», совершенно не думая ни о том, что обещает, ни о последствиях. Берется за все, пытается сделать, как итог все путает, в конечном счете, может забросить вообще всякую работу.
Сделаю Потом – старается не портить отношения с окружающими, поэтому он изо всех сил избегает самой незначительной ответственности. Ведь неверный ответ, утверждение или отказ может кого-то огорчить, или что-то пойдет не так. Он медлит и откладывает принятие решения, надеясь, что все прекрасно образуется само.

13. Ледокол «Клоун»
Цель: снятие напряжения, расслабление, создание непринужденной атмосферы энтузиазма и поддержки, вызвать положительные эмоции.
Ход упражнения: тренер предлагает участникам разделиться на три группы, затем первому участнику демонстрируют картинку с изображением клоуна, он должен без помощи слов, только мимикой и жестами следующему показать, что изображено на картинке, и так далее. Последний в колоне рисует то, что он понял.

14. План действий при общении с «Невыносимым» в определенных ситуациях.

Нытик
Когда кто-нибудь становиться Нытиком, ваша цель – образовать союз для решения проблемы.
План действий
Прислушаетесь к основным моментам жалобы.
Останавливайте Нытика, выясняя специфику проблемы.
Переместите фокус на поиск решения.
Подведите черту.
Человек-Нет
Когда кто-нибудь становиться Человеком-Нет,
ваша цель – перейти к решению проблемы.
План действий
Плывите по течению,
Воспользуйтесь помощью Человека-Нет.
Оставьте дверь приоткрытой.
Воспользуйтесь тактикой «действовать наоборот».
Одобряйте его положительные инициативы.
Никаким Человеком
Когда кто-нибудь становится Никаким Человеком,
ваша цель – вызвать его на разговор.
План действий
Не торопитесь.
Задавайте вопросы, на которые невозможно дать односложный вопрос.
Разрядите ситуацию
Попробуйте угадать, о чем он думает.
Покажите ему перспективы.
Сделаю Потом
Когда кто-нибудь становится, Сделаю Потом,
ваша цель – помочь этому человеку научиться принимать самостоятельные решения.
План действий
Создать «зону комфорта».
Сгладить конфликты, выяснить мотивы.
Воспользоваться системой принятия решения.
Заверить в правильности принятого решения, а затем помочь привести его в жизнь.
Укрепить дружеские отношения.
Всегда Согласный
Когда кто-нибудь становится Всегда Согласным,
ваша цель – получить такое обещание,
которое он сможет выполнить.
План действий
Постарайтесь обеспечить надежное выполнение задания.
Будьте до конца честными.
Помогите ему научиться, как следует планировать свою работу.
Проследите за успешным завершением дела.
Укрепляйте дружеские отношения.
Граната
При общении с Гранатой,
ваша цель – взять контроль над ситуацией, в свои руки.
План действий
Привлеките внимание Гранаты.
Цельтесь в суть.
Ослабьте давления.
Возьмите Тайм-аут.
Предотвращайте взрыв Гранаты.
Выскочка
При общении с Выскочкой,
ваша цель – нанести прямой сокрушительный удар по невыносимому поведению.
План действий
Не уделяйте ему слишком много внимания.
Проясните детали.
Говорите все как есть.
Дайте ему передышку.
Не зацикливайтесь на сказанном ранее.
Всезнайка
При общении с Всезнайкой,
ваша цель – добиться, чтобы он понял ваши идеи.
План действий
Досконально изучите предмет.
С уважением возвращайтесь к сказанному.
Выражайте благорасположенность к сомнениям и пожеланиям.
Старайтесь представить свои взгляды неявно.
Превращайте Невыносимых в своих наставников.
Снайпер
Если вам пришлось бороться против Снайпера,
ваша цель – выжить Снайпера из укрытия.
План действий
Остановитесь. Оглядитесь. Вернитесь к сказанному.
Пользуйтесь вопросами-Прожекторами.
При необходимости используйте тактику Танка.
Предложите мир.

Танк
Если вы столкнулись с Танком,
ваша цель – добиться уважения.
План действий
Проявляйте мужество.
Умейте прервать атаку.
Возвращайтесь к главному.
Ваша цель – конечная реплика.
Мир с честью.



15. «Итоги»
Цель: подведение итогов, соотнесения своих впечатлений от работы со своими ожиданиями. Умение делать выводы.
1. Что нового узнали?
2. Какие открытия для себя сделали?
3. Что буду использовать в своей работе?



10 самых «Невыносимых».
Танк – взявшись за работу, уже не способен пользоваться тормозами. Этот человек атакует вас со всех сторон и запросто может раздавить: его ничто не сдерживает. Причем не удивляйтесь, в этом нет ничего личного. Вы просто попались ему на пути. Он конфликтный, направленно-агрессивный , грубый, отличающийся необузданным и вызывающим поведением.


Снайпер – настоящий стратег, грубой ли репликой, едким замечанием или точно рассчитанным закатыванием глаз, он заставит вас выглядеть глупо – это его любимый «конек».
Существует несколько причин, почему он это делает: он недовольный тем, как складываются дела, или же он просто пытается привлечь к себе внимание.


Граната - эти люди любят повторять, что никто их не любит и не уважает. Когда Гранате кажется, что равнодушие окружающих достигло апогея, она взрывается. Надо сказать, что «выдернуть чеку» в этом случае может все, что угодно: интонация в голосе, случайный взгляд, выражение лица, произнесенное или не произнесенное слово. Не пойдет и нескольких секунд после взрыва, как у Граната может начаться цепная реакция. Цикл будет возобновляться до тех пор, пока нервная система полностью не истощится.


Всезнайка – осведомлен обо всем на свете, крайне самоуверен, все постиг и на все своя точка зрения, не терпит, когда ему говорят, что он не прав. Однако если выясняется, что все-таки он не прав, то с присущей ему самоуверенностью он доказывает, что во всем виноваты только вы.


Выскочка – это человек умеет преувеличить действительность так, что все принимают его слова за чистую монету. А уж его бесполезные советы и бессмысленные идеи не имеют себе равных. Он отчаянно жаждет всеобщего внимания. С необыкновенной одаренностью и воодушевлением этот человек легко может убедить целую группу вполне нормальных людей в чем угодно и довести их до серьезных неприятностей. А если вступить с ним в спор, то он такого напридумует, что у вас глаза на лоб полезут. Причем он будет упорствовать в своих выдумках до тех пор, пока вы не станете выглядеть так же глупо, как он сам.


Нытик – остро чувствуя несовершенство мира, не верит, что может хоть что-нибудь в нем изменить. Обескураженный и придавленный всевозможными неприятностями, он не хочет даже думать о принятии какого-либо решения. Вместо этого по мере нарастания ощущения вселенской беспомощности, он размышляет о чем угодно, что может послужить подтверждением его масштабного обобщения. Этот человек любит зудеть и ныть.


Человек Нет – в отличие от Нытика не чувствует себя беспомощным перед лицом неприятностей и трудностей. Вместо этого он просто теряет всякую надежду. Он уверен, что ошибки не то что не исправить, а их просто не обнаружить. Нет, ничего не получиться, все напрасно, мы зря теряем время, надежды нет – вот далеко не весь перечень его любимых фраз.


Никакой человек – работа попалась ему трудная, и не все получается, так как хотелось бы. А ведь при малейшей неудаче он готов спрятаться в кусты. Если вы ему намекнули, что сделать все наилучшим образом невозможно, то услышите, что делайте все сами, он очень быстро сдается и «умывает руки» и ничего не делает. Очень робок и неуверен в себе, он постоянно чем-то обеспокоен.


Всегда Согласный – постоянно ищет одобрения. Он изо всех сил старается избежать недоразумения в отношениях с людьми, поэтому никому не отказывает в просьбах. Он говорит только «да», совершенно не думая ни о том, что обещает, ни о последствиях. Берется за все, пытается сделать, как итог все путает, в конечном счете, может забросить вообще всякую работу.


Сделаю Потом – старается не портить отношения с окружающими, поэтому он изо всех сил избегает самой незначительной ответственности. Ведь неверный ответ, утверждение или отказ может кого-то огорчить, или что-то пойдет не так. Он медлит и откладывает принятие решения, надеясь, что все прекрасно образуется само.

План действий при общении с «Невыносимым» в определенных ситуациях.
Нытик
Когда кто-нибудь становиться Нытиком, ваша цель – образовать союз для решения проблемы.
План действий
Прислушаетесь к основным моментам жалобы.
Останавливайте Нытика, выясняя специфику проблемы.
Переместите фокус на поиск решения.
Подведите черту.
Человек-Нет
Когда кто-нибудь становиться Человеком-Нет,
ваша цель – перейти к решению проблемы.
План действий
Плывите по течению,
Воспользуйтесь помощью Человека-Нет.
Оставьте дверь приоткрытой.
Воспользуйтесь тактикой «действовать наоборот».
Одобряйте его положительные инициативы.
Никаким Человеком
Когда кто-нибудь становится Никаким Человеком,
ваша цель – вызвать его на разговор.
План действий
Не торопитесь.
Задавайте вопросы, на которые невозможно дать односложный вопрос.
Разрядите ситуацию
Попробуйте угадать, о чем он думает.
Покажите ему перспективы.
Сделаю Потом
Когда кто-нибудь становится, Сделаю Потом,
ваша цель – помочь этому человеку научиться принимать самостоятельные решения.
План действий
Создать «зону комфорта».
Сгладить конфликты, выяснить мотивы.
Воспользоваться системой принятия решения.
Заверить в правильности принятого решения, а затем помочь привести его в жизнь.
Укрепить дружеские отношения.
Всегда Согласный
Когда кто-нибудь становится Всегда Согласным,
ваша цель – получить такое обещание,
которое он сможет выполнить.
План действий
Постарайтесь обеспечить надежное выполнение задания.
Будьте до конца честными.
Помогите ему научиться, как следует планировать свою работу.
Проследите за успешным завершением дела.
Укрепляйте дружеские отношения.
Граната
При общении с Гранатой,
ваша цель – взять контроль над ситуацией, в свои руки.
План действий
Привлеките внимание Гранаты.
Цельтесь в суть.
Ослабьте давления.
Возьмите Тайм-аут.
Предотвращайте взрыв Гранаты.
Выскочка
При общении с Выскочкой,
ваша цель – нанести прямой сокрушительный удар по невыносимому поведению.
План действий
Не уделяйте ему слишком много внимания.
Проясните детали.
Говорите все как есть.
Дайте ему передышку.
Не зацикливайтесь на сказанном ранее.
Всезнайка
При общении с Всезнайкой,
ваша цель – добиться, чтобы он понял ваши идеи.
План действий
Досконально изучите предмет.
С уважением возвращайтесь к сказанному.
Выражайте благорасположенность к сомнениям и пожеланиям.
Старайтесь представить свои взгляды неявно.
Превращайте Невыносимых в своих наставников.
Снайпер
Если вам пришлось бороться против Снайпера,
ваша цель – выжить Снайпера из укрытия.
План действий
Остановитесь. Оглядитесь. Вернитесь к сказанному.
Пользуйтесь вопросами-Прожекторами.
При необходимости используйте тактику Танка.
Предложите мир.
Танк
Если вы столкнулись с Танком,
ваша цель – добиться уважения.
План действий
Проявляйте мужество.
Умейте прервать атаку.
Возвращайтесь к главному.
Ваша цель – конечная реплика.
Мир с честью.


Заключительная часть

Рефлексия участников









13PAGE 15


13PAGE 14115




"Основы психологической работы с родителями" Заголовок 215