Семинар-практикум для родителей Формирование у детей 7-го года жизни психологической готовности к школе



Тема: «Формирование у детей 7 – го года жизни психологической готовности к школе.
(семинар – практикум для родителей)



г. Севастополь
Семинар – практикум
«Формирование у детей 7 – го года жизни психологической готовности к школе»
Участники: Родители
Цель: привлечение внимания родителей к проблеме психологической готовности детей к школе.
Задачи:
Повышать психологическую компетентность родителей.
Просвещение родителей о компонентах психологической готовности к школе.
Использование родителями практических навыков и умений по формированию у детей психологической готовности к школе.
Методы и приемы: мультимедийная презентация, игры, упражнения, лекция, мозговой штурм, телесно-ориентированные упражнения.
Время проведения: 1,5 часа
Список литературы:
Бескоровайная Н.В., Кириенок Г.Н. Диагностика психологической готовности к школе детей шестилетнего возраста. - Севастополь: ИПО СГГУ, 2006.
Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе.-М.,2006.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребёнка к школе. -СПб., 2008.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -СПб., 2004.
Дошкольное воспитание № 1, 2005.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе.-М.,1991.
Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.-СПб.,1998.
Мухина В.С. "Шестилетний ребенок в школе".-М., 2000.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1993.
Серова Л. И. Диагностика психологической готовности к школе.-М.,2003.
Психолог дошкілля №4, листопад 2009.
Психолог дошкілля №10, жовтень 2010.
Фисюкова Л.Б.«От 3 до 7: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек»-Харьков, 1996.
Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей.-М.,1994.
Ход семинара – практикума.
Сообщение темы, план работы.
Знакомство
Упражнение: «Волшебная глина»
Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу, сплоченности в коллективе.
Упражнение : «Дерево ожидания»
Цель: выявить ожидания участников семинара – практикума от предстоящей работы.
Теоретико - практическая часть. Актуальность проблемы психологической готовности к школе. (мультимедийная презентация)
Цель: раскрытие основных компонентов психологической готовности к школе.
Мотивационная готовность.
Мотивы готовности.(презентация)
Показатели мотивационной готовности. (презентация)
Задание «Создай рисунок» (работа в группах)
Цель: рекомендованные игры по формированию мотивационной готовности у детей.
Рекомендации для родителей по формированию мотивационной готовности у детей. (мультимедийная презентация)
Эмоционально – волевая готовность
Показатели эмоционально – волевой готовности. (презентация)
Упражнение «Как действуют слова на детей» ( мозговой штурм).
Рефлексия.
Цель: сформировать представление о влиянии негативных слов на эмоциональное состояние ребенка.
Игра : «Запрещенная цифра»
Цель: формирование внимания, произвольности и самоконтроля.
Рекомендации для родителей по формированию эмоционально – волевой готовности. (мультимедийная презентация)
Физиологическая готовность
Показатели физиологической готовности (презентация)
Игра «Покажи, что назову» (совместная работа)
Цель: снятие мышечного напряжения, ознакомление с частями тела организма.
Рекомендации для родителей по формированию физиологической готовности к школе. (мультимедийная презентация)
Интеллектуальная готовность
Показатели интеллектуальной готовности (презентация)
Игры: «Каскад слов», «Цветовой алфавит», «Назови одним словом», «Капуста». (работа в группах)
Цель: рекомендованные игры для развития познавательных процессов и мелкой моторики руки у детей.
Рекомендации для родителей по формированию интеллектуальной готовности у детей. (мультимедийная презентация).
Социально – психологическая готовность
Показатели социально – психологической готовности (презентация)
Сказка про дружбу / о гордой горе/ (мозговой штурм)
Цель: формировать у детей умения строить свои взаимоотношения со сверстниками.
Рекомендации для родителей по формированию социально – психологической готовности у детей к школе (мультимедийная презентация)
Вывод
4.1. Работа с изображением цветка.
Цель: влияние психологической готовности к школе и дошкольной зрелости на развитие ребенка.
4.2. Рекомендации для родителей по формированию психологической готовности к школе. (мультимедийная презентация)
Рефлексия
Ход семинара – практикума.
1.Сообщение темы, плана работы.
2.Знакомство
Упражнение «Волшебная глина»
Цель: эмоциональный настрой на семинар – практикум, снятие психоэмоционального напряжения, активизация познавательных процессов.
Ход упражнения:
«Возьмём в руки «волшебную» глину. Сильно-сильно помнём её в руках и начнём лепить себя (умного, понимающего родителя, поддерживающего своего ребёнка- первоклассника).
Начинаем с головы, лепим умную голову родителя, дающего мудрые советы своему первокласснику. Лепим лоб, помогающий ребёнку решать самые трудные логические задачки на уроках математики. Лепим глаза, зорко следящие за тем, как ребёнок собирает портфель в школу. Лепим щеки, на которых появляются ямочки от улыбки, когда наш ребёнок приносит нам отметку «12 баллов».
Лепим губы, которые произносят слова поддержки и ободрения, когда нашему первокласснику требуется помощь. Лепим грудь, в которой находится горячее, понимающее, любящее сердце родителя.
Лепим ловкие, ласковые руки - обнимающие, ласкающие, поддерживающие своего ребёнка. Лепим быстрые, резвые ноги, активно спешащие забрать своё любимое чадо из школы.
Стряхиваем лишнюю глину на пол ( всплескиваем кистями рук), поднимаем руки вверх: «Вот я какой - умный, добрый, поддерживающий своего первоклассника родитель!»
А теперь вытягиваем руки вперёд, поглаживаем себя по рукам и громко (хором) за мной повторяем: «Я – мудрый родитель, я – понимающий родитель, я – заботливый родитель, я – любящий родитель. Я люблю своего ребёнка!»
Упражнение «Дерево ожидания»
Цель: выявить ожидания участников семинара – практикума от предстоящей работы.
Ход упражнения.
Когда вы приходите на какое-то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались. Посмотрите на «Дерево ожидания», сейчас вы по желанию прикрепите к нашему дереву листочки с вашими ожиданиями, если же ваши ожидания оправдаются, на дереве появятся плоды ваших ожиданий. (Участники по желанию пишут и озвучивают свои ожидания от семинара-практикума и прикрепляют их к дереву.)
3.Теоретико – практическая часть. Актуальность проблемы психологической готовности к школе.
Цель: раскрытие основных компонентов психологической готовности к школе.
Мини – лекция «Психологическая готовность к школе и ее компоненты»
Цель: раскрытие основных компонентов психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школьному обучению – это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, наиболее способствующих нормальному вхождению в школьную жизнь и формированию учебной деятельности. В первую очередь, эти качества группируются и рассматриваются как составляющие компоненты психологической готовности к школе.
Составляющими психологической готовности к школе являются:
Мотивационная готовность
Эмоционально – волевая готовность
Интеллектуальная готовность
Социально – психологическая готовность
Психофизиологическая готовность.
Мотивационная готовность.
Мотивы готовности.
Различают внутренние и внешние мотивы:
1.Внутренний – это потребность в интеллектуальной активности.
2. Внешний – желание заниматься совместно значимой деятельностью.
Показатели мотивационной готовности.
Желание идти в школу.
Представление о школе.
Соотношения желания и представления.
Задание «Создай рисунок»
Цель: формирование мотивационной готовности у детей.
Ход задания.
Участники объединяются в три группы при помощи карточек. Первая группа создает коллаж на тему «Портфель». Вторая группа создает коллаж на тему «Школа». Третья группа создает коллаж на тему «Комната и уголок будущего первоклассника». На выполнение задания отводится десять минут.
Практические рекомендации для родителей по формированию мотивационной готовности у детей.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач . Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа и т.д.Совместная с ребенком покупка школьных принадлежностей.
Экскурсии в школу.
Знакомство с учителем.
Совместная с ребенком сюжетно – ролевая игра «Школа»
Проективное рисование:
«Я будущий ученик»
«Мой портфель»
«Я на уроке, я на перемене»
«Школа»
Положительный опыт родителей из своей школьной жизни.
Мини – лекция: «Эмоционально – волевая готовность»
Цель: раскрыть понятие эмоционально – волевой готовности.
Показатели эмоционально – волевой готовности.
Способность действовать по правилам во время выполнения заданий и в поведении.
Умение доводить дело до конца, высокая работоспособность.
Отношение к трудностям.
Самостоятельность.
Темп работы.
Умение оценить свою работу.
Отношение к оценке.
Упражнение « Как действуют слова на ребенка»
Цель: сформировать представление о влиянии негативных слов на эмоциональное состояние ребенка.
Ход упражнения.
Сколько бы мы не слышали о целительной силе доброго слова, иногда одинаково говорим жуткие вещи, ужасным тоном, потом себя корим за это. Но слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Поэтому я решила вам на практике наглядно показать влияние слов на ребенка. Особенно слово ранит душу ребенка, который готовится стать будущим первоклассником.
банка воды – ребенок (чистый, простой, наивный);
соль – грубые, соленые слова;
перец – слова, которые обжигают, обидные слова;
жменя земли – равнодушие, невнимание к ребенку со стороны взрослого.
Соль, перец, землю высыплем в банку. Все это хорошо перемешаем – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все это осядет, забудется. А стоит лишь немножко взболтать и все поднимется наверх. А еще стрессы, неврозы и другие проблемы.
А сейчас посмотрим наглядно как влияют другие слова на ребенка:
банка воды – ребенок (чистый, простой, наивный);
желтая краска – добрые, теплые, солнечные слова;
красная краска – чувственные, ласковые, нежные слова.
Взболтаем и получим оранжевый цвет – это радость за достижения своего ребенка, забота о своем ребенке.
Рефлексия.
Игра «Запрещенная цифра»
Цель: формирование внимания, произвольности и самоконтроля.
Ход игры.
Ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, участники должны просто хлопнуть в ладоши.
Практические рекомендации для родителей по формированию эмоционально – волевой готовности у детей.
Эмоциональная готовность, предполагает не только радостное ожидание начала обучения в школе, но и сформированные эмоциональные свойства личности.
Важнейшее условие готовности ребёнка к систематическому труду в школе - умение подчинить свои действия заранее поставленной цели, способность планировать деятельность, контролировать её выполнение, преодолевать препятствия.
Во время занятий с ребенком создавайте эмоционально – положительный фон.
Получайте удовольствие от совместной деятельности с ребенком.
Совместное времяпрепровождение ( посещение детских выставок, спектаклей, просмотр мультфильмов и т.д.)
Побуждать ребенка доводить дело до конца.
Воспитывать самостоятельность.
Развивать у ребенка адекватное отношение к трудностям.
Разукрашивание картинок.
Штрихование предметов.
Обводилки.
Совместные с ребенком игры с правилами.
Мини – лекция: «Физиологическая готовность»
Цель: раскрыть понятие физиологической готовности.
Показатели физиологической готовности.
Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.
Сформированность зрительно – моторной координации ( развитая моторика ведущей руки и развитый глазомер), необходимый для успешного овладения письмом.
Определенное развитие физических функций ( рост, вес, количество постоянных зубов).
Сформированность анатомо – морфологических функций и структур детского организма.
Игра: «Покажи, что назову»
Цель: снятие мышечного напряжения, ознакомление с частями тела организма.
Ход игры.
Быть у каждого должна очень умной …голова,Я верчу ей, как умею, голова сидит на …шее,
На прогулке не забудь закрывать от ветра …грудь,
Руки чтоб ласкать, трудиться, воды из чашечки напиться..На руке сидят мальчики, очень дружные …пальчики,
Бегут по дорожке очень резвые …ножки.
Молодцы!
Практические рекомендации для родителей по формированию психофизиологической готовности к школе.
Чтобы подготовить ребенка к школе, следует также помнить и о полноценном физическом развитии ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность.
          Физиологи отмечают, что утомление у учащихся первых классов на уроках вызвано прежде всего статической нагрузкой при длительной вынужденной позе сидя. Для многих первоклассников долгое сидение на уроке самое трудное в начале обучения. Поэтому тренировка и укрепление мышц спины в период подготовки ребенка к школе имеют важное значение.
Консультация у врача.
Соблюдение режима дня ( здоровый сон, полноценное витаминизированное питание и т.д.)
Ежедневные обязательные прогулки с двигательной активностью ( подвижные игры, физкомплексы на свежем воздухе, закаливание и т.д.)
Уделяйте внимание утренней гимнастики.
Выбирайте удобный портфель с равномерной распределенной нагрузкой.
Следите за осанкой ребенка.
Контролируйте зрительную нагрузку глаз ребенка (зрительная гимнастика).
Мини – лекция: «Интеллектуальная готовность»
Цель: раскрыть понятие интеллектуальной готовности
Показатели интеллектуальной готовности.
Содержание представлений ребенка об окружающем мире, о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях.
Системность представлений.
Умение воспринимать задания, не облегчая и не изменяя их условия.
Способы исполнения заданий.
Умения осознавать, определять способы выполнения заданий, внутренний план действий.
Состояние звукопроизношения, словарный запас, связная речь.
Умение осуществлять звуковой анализ слова, состояние чтения, математических представлений, подготовка к письму.
Игры на развитие познавательных процессов.
Цель: рекомендованные игры для развития познавательных процессов и мелкой моторики руки у детей.
Ход игры.
Участники делятся на четыре подгруппы на слова: память, внимание, мышление, моторика.
Группа «память» играет в игру «Каскад слов»
Цель: развитие памяти у детей.
Группа «внимание» играет в игру «Цветовой алфавит»
Цель: развитие слухового внимания у детей.
Ход игры: Каждому участнику присваивается название цвета - красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, голубой, белый, розовый. Затем произносятся названия различных предметов или животных, а так же их цвет, и те, чей цвет я назову, должны хлопать в ладоши один раз.
Красный мак, голубое небо, оранжевое солнце, желтый автобус, зеленый листочек, синий мяч, белый лебедь, красная машина, зеленый пенал, желтый цыпленок, розовый фламинго, оранжевый апельсин, розовый закат, голубая лагуна, синий иней, розовая роза, голубой колокольчик, зеленый горошек, красный помидор, желтый одуванчик, белое перо, оранжевая краска, белый лист.Группа «мышление» играет в игру «Назови одним словом»
Цель: развитие логического мышления у детей.
Ход игры: участникам предлагают назвать слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Группа «моторика» играет в игру «Капуста» и «Солнышко»
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Ход игры:
Капуста
Мы капусту рубим, рубим ( ручками «рубят» перед собой воздух)
Мы морковку трём-трём ( «натирают» её на тёрке)
Мы капусту солим-солим ( пальцы щепоткой, посыпают перед собой)
Мы капусту жмём-жмём ( сжимают руки в кулачки).
Солнышко
Солнце с неба посылает (дети ритмично скрещиваютЛучик, лучик, лучик. руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (плавно покачивают руки вверху)
Летом нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки. (ритмично потирают щёки)
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки. (ритмично постукивают пальцем по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
Практические рекомендации для родителей по формированию интеллектуальной готовности у детей.
Успешность обучения  детей в школе  во многом определяется сформированностью их познавательных процессов, а также наличием у них определенных элементарных представлений  и знаний.
Развивайте познавательную сферу ребенка:
По возможности приобретите рабочие тетради для дошкольников.
Уделите внимание на компьютерные развивающие программы для детей дошкольного возраста ( и по возможности приобретите).
Учите с ребенком небольшие стихотворения.
Интересуйтесь у ребенка «Как он провел свой день в детском саду( по возможности уточняйте мельчайшие подробности)», побуждайте отвечать полными предложениями.
Во время прогулки играйте с ребенком в игры развивающие внимание ( «Что изменилось?», «Ответь быстро», «Не может быть»).
Развивайте мелкую моторику ребенка (вырезание ножницами, лепка, рисование пальчиками, пальчиковая гимнастика и т.д.)
Мини – лекция «Социально – психологическая готовность»
Цель: раскрыть понятие социально – психологическая готовность.
Показатели социально – психологической готовности.
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками.
Самочувствие ребенка в семье.
Умение строить взаимоотношения с взрослыми, учителем.
Сказка про дружбу /о гордой горе/
Цель: формировать у детей умения строить свои взаимоотношения со сверстниками.
Сказка.
Жила-была очень высокая и гордая гора. Дружила она только с белыми облаками, и очень гордилась такими чистыми подругами.
Но однажды солнышко вдруг начало очень сильно жарить своими лучами, и облака улетели, испугавшись растаять. Горе вдруг стало очень грустно, и она заплакала.
Гора плакала, а так как была она очень большой, то вместо ручейков слез с нее стекали целые реки. Земля, что была под горой, промокла и на ней распустились цветы.
Цветы радостно сказали:- «Спасибо, милая гора, ты дала нам жизнь!»Гора очень удивилась, взглянула на землю и залюбовалась разнообразием красок. А солнышко ей сказало:- «Друзей можно найти везде, нужно лишь уметь смотреть вокруг.»А у тебя много друзей?
Практические рекомендации для родителей. по формированию социально – психологической готовности у детей.
Развитие социально – психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии.
Социально - психологическая, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения
Гулять с ребенком на детской площадке, в парке, на аттракционах.
Способствовать совместному времяпрепровождению ребенка со сверстниками ( приглашать друзей ребенка домой, отпускать его в гости, устраивать детские праздники)
Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о дружбе, о взаимоотношениях и т.д.)
Прививать ребенку социальные навыки (быть вежливым, культурным, обходительным).
Подавать ребенку личный пример во взаимоотношениях со взрослыми людьми.
Работа с изображением цветка.
Цель: влияние психологической готовности к школе и дошкольной зрелости на развитие ребенка.
Цветок – это ваш ребенок, наш воспитанник, корни цветка – дошкольная зрелость, листья – психологическая готовность к школе.
Именное они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребенок – цветок вашей жизни.
Таким образом, понятие «психологическая готовность к школе» - это комплексное понятие и охватывает все сферы жизни ребенка.
Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине (конечно, при Вашем присутствии).2. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (пример - школьная перемена). В качестве тренировки время от времени можно взять ребенка на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.3. Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.4. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.5. В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать его в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и т.п.?6. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.6. Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда он будет способен и в школе дождаться перемены.7. С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т.д.8. Стоит помнить вот еще о чем. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".
Рефлексия. Упражнение «Дерево ожиданий»
Цель: выявление ожиданий участников тренинга.
Ход упражнения.
Каждый из участников высказывается о том, оправдались ли его ожидания и выкладывает на дерево свои плоды.