Семинар-практикум для педагогов «Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей».

Семинар-практикум для педагогов.
«Одаренность, пути и способы педагогической поддержки
одаренных детей».

Педагог-психолог МБОУ «СОШ№21»
Середина М.С

Цель семинара: создать условия для работы с одаренными детьми; активизировать работу педагогов, углубить знания по данной тематике; систематизировать формы работы с одаренными детьми.
Категория участников: педагоги школы.
Оборудование: презентация, запись фрагмента из мультфильма «Гадкий утёнок», рисунок корзины (5 шт), стикеры (яблочки, грибы), ватман (5 шт), пластилин, листы бумаги форматом А 4 (3 шт), маркеры, фломастеры, стикеры, бланки с анкетой, презентация с пожеланиями (притча).

Сценарий семинара
Слайд1. Тема
1. Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады вас приветствовать на психологической мастерской: «Одарённость, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей».
Слайд 2. Цель
Надеемся, мы с вами активно поработаем и в ходе семинара поделимся опытом, а в конце семинара каждый из вас поделиться своими впечатлениями.
Перед тем, как перейти к заявленной теме нам бы хотелось предложить вашему вниманию фрагмент из мультфильма «Гадкий утёнок». В ходе просмотра предлагаем проанализировать ситуацию и дать ответ на вопрос: «Что это за ситуация?». Возможна, она вам знакома, и вы узнаете в ней кого-либо.

2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Гадкий утёнок» (12 минут). Дискуссия.
Возможные ответы:
-Приписывание заслуг себе
-Поведение детей
-Одиночество ребёнка
-Нестандартный ребёнок
-Жестокость (взрослых и детей)
-Желание заявить о себе

Анализируя ваши ответы, какой вывод можно сделать?
Слайд 3. Цитата семинара.
Да действительно, необходима поддержка и забота взрослого, каждому ребёнку и главная задача педагога разглядеть уникальность в каждом ребёнке.
Слайд 4. Актуальность.
Тема одарённости очень интересна. И хотя она начала волновать учёные умы достаточно давно, однозначного ответа на данный вопрос не найдено. Мы предлагаем вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Мы с удовольствием выслушаем ваши предложения, и вместе найдем ответы на поставленные вопросы

3. Упражнение «Те кто...»
Сейчас мы предлагаем встать со своих мест и выйти на середину
Тем, кто считает, что одаренность встречается очень редко,
Тем кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему,
Тем, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам,
Тем, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать,
Тем кто полностью готов к работе с одаренными детьми,
Желающие узнать о работе с одаренными детьми больше
Таким образом, у нас образовался один большой дружный круг и мы видим что наши мнения так или иначе в этом вопросе совпадают.
Слайд 5.
4. Мозговой штурм «Одарённость это...»
Мы продолжаем работу и предлагаем каждому назвать одну ассоциацию «Одарённость это...»
Слайд 6. Термины «Одарённость» и «Одарённый ребёнок»
Слайд 7. Одарённость многолика и многогранна.
5. Поднимите руки те, кто считает себя одаренным? (выдержать паузу)
Поднимите руки те, кто любит и умеет петь;
танцевать;
умеет играть на музыкальных инструментах,
любит и умеет готовить,
умеет рисовать, вязать,
вышивать, плести макраме?
Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.
Я хочу этим упражнением вселить в вас уверенность, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, может только увлеченный, творческий человек.
Слайд 8.
6. Приём «Корзина идей» Участники семинара работают в 5-и группах, каждая группа обсуждает свои вопрос и помещает свои идеи(яблоки, грибы) в корзину.
Слайд 9. 1 группа: Виды одарённости
Слайд 10, 11. 2 группа: Признаки одаренных детей
Слайд 12. 3 группа: Методы выявления одарённости(психодиагностика, консультационная работа, наблюдение за ребенком педагогом, родителем, психологом).
Слайд 13. 4 группа: Критерии оценки одарённости
Слайд 14. 5 группа: Проблемы одарённых детей (Проблемы в общении, в адаптации, социализации, подвержены депрессивным состояниям).
В ходе работы выберете себе спикера, который презентует работу группы.
Слайд 15.
7. Вот вам задание «Пластилиновая ворона» - Вы одарённый учитель!Возьмите кусочек пластилина любого цвета и слепите вещь, предмет, животное или человека. Дайте ему имя. Придумайте, чем он занимается, где живет, что любит и не любит делать, с кем дружит и т.д.. (Врем
·я выполнения 4 минуты).
Кто хочет рассказать о своем произведении? Таким образом, в ходе лепки, мы можем проследить личные или социальные проблемы у одаренного ребенка, т.к. данный образ он проектирует на себя, снимаем напряжение. Также создается психотерапевтический эффект. И самое главное происходит самокоррекция. Ребенку можно задавать наводящие вопросы, проговаривать его высказывания и искать пути решения его проблем. Обсуждение.
Слайд 16.
8. Анкета
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.

Слайд 17.
Считаем результаты. Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко! Каждый из вас увидел свои возможности, поэтому самосовершенствуйтесь и не зарывайте свои таланты.
Слайд 18.
9. Деловая игра "Точка зрения" Составить модель работы с одарёнными детьми.
Как мы с вами уже знаем, способности - это результат целенаправленного развития. Перед нами стоит следующий вопрос - как же всесторонне раскрывать весь спектр природного потенциала детей? Для составления эффективной программы работы школы с одаренными детьми, необходимо учесть точки зрения всех участников образовательного процесса.
Предлагаю вам, посмотреть на проблему работы с одаренными детьми с разных сторон, побыть в разных ролях (роли написаны на карточках)и создать модель работы учитывая ваши роли:
Стол № 1 - администрации школы
Стол № 2 - психолога
Стол № 3 - родителя
Стол № 4 - учителей
Стол № 5 - ребенка
Обсудите и выскажитесь, какое содержание программы должно быть?Учитывая все точки зрения, составьте "Модель работы школы" (с позиции одного из участников образовательного пространства)
Проявите творчество и креативность, а также смекалку при разработке проекта. Презентация проектов пяти групп – время 10 минут.

10. В завершении семинара нам не обойтись без рекомендаций, относительно работы с одаренными детьми. Объединяемся в 3 группы таким способом: 1,2; 3,4; 5. Каждая группа записывает свои рекомендации.
Слайд 19. Группа «1,2» составляет рекомендации для педагогов, наставников одаренных детей.
Слайд 20. Группа «3,4» - для родителей одаренных детей.
Слайд 21. Группа «5» систематизирует для самих одаренных детей. (Время работы 5 мин).
Презентация рекомендаций групп. Другие группы могут дополнить. Вот таким нехитрым способом мы составили рекомендации по работе с одаренными детьми. Этот способ можно применять и в других видах работы. Родители больше поверят в значимость этих рекомендаций, если они составят их самостоятельно. Так как только, что сделали вы. Можете применить этот способ на родительском собрании, посвященному развитию способностей ребенка.
Слайд 22.

Рефлексия. А теперь поделитесь своими впечатлениями, что вам понравилось, что было для вас новым и особенно интересным. Заканчивая семинар, хотелось вам сказать спасибо за активную и плодотворную работу; за заинтересованные лица и понимание.
А свои пожелания и предложения оставьте здесь на «эмоциональном экране». Участникам семинара раздаются стикеры, где они пишут свои пожелания, а затем прикрепляют на экран.
12. И в завершении нашей встречи нам бы хотелось подарить вам небольшую презентацию. Желаю вам творческого вдохновения, терпения, здоровья и благополучия. Спасибо за участие!
Слайд 23. Спасибо за внимание!
































Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415