ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VII ВИДА


Колмакова В.А.
ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ  VII  ВИДА
Научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Бабушкина Н.А.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Профессиональное самоопределение каждого конкретного человека - индивидуально, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяется влиянием многочисленных факторов.
По мнению Е.А. Климова, профессиональный выбор в старшем школьном возрасте определяется восемью основными факторами: позиция старших членов семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности [2, с.54]. Все эти факторы становятся особо значимыми в условиях задержки психического развития, ведь она означает ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества.
Профессиональное самоопределение старшеклассника с задержкой психического развития – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни - подростковый и ранний юношеский возраст. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения школьника, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.
Специфика психологической помощи психолога, работающего с школьниками с ЗПР (в тесном взаимодействии со всем педагогическим коллективом), состоит в способствовании социализации подростков в условиях постоянно меняющегося мира, помочщь им в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировании выпускников к продолжению образования [3].
Для обучающихся  с ЗПР проблема профессионального определения является ключевой. Процесс профессионального определения с неравномерным психическим развитием сложен, а их интеграция в общество по окончании школы - проблемна и далеко не всегда успешна.
Серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются обучающиеся с ЗПР - выбор будущей профессии.  У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями, то есть, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной.
Поэтому очень важно учащихся специальной (коррекционной) школы VII  вида подготовить к тому, что любой труд  достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать ее качественно, но для этого необходимо, чтобы предъявляемые требования совпадали с личностными качествами и возможностями [3].
В связи со всем выше сказанным становится очевидной необходимость оказания психологической помощи воспитанникам коррекционной школы  VII  вида, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессионального труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Необходимо:
1. Способствовать развитию критичности мышления. Помочь старшим школьникам с ЗПР в осознании того, что не каждой профессией они могут овладеть,  помощь в соотнесении  своих возможностей с реальными условиями их реализации;
2. Способствовать развитию представлений обучающихся о себе, своем внутреннем мире;
3. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
4. Способствовать формированию позитивной установки относительно профессионального будущего: если я буду стараться, то смогу работать по профессии, которая нравится; если не смогу, то буду работать по другой специальности.
Старшеклассникам с ЗПР важно научиться осознавать значение профессионального самоопределения; требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятия о профессиях и профессиональной деятельности; понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры [1, с.154].
На основе вышесказанного, можно сказать, что старшие школьники с задержкой психического развития должны уметь: 1. Выявлять свои способности и профессиональные интересы; 2. Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; 3. Ориентироваться в типах и подтипах профессий;   4. Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Литература:
1. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития /О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2010 - 168 с,
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2008. - 304 с.
3. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития /И.И. Мамайчук, М.Н, Ильина. -СПб.: Речь, 2009. - 352 с.