Из опыта работы МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
"Осинский методический центр"
муниципальный конкурс
"МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
ИГРУШКИ И ИГРЫ
ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Наименование работы:
Уголок развития сенсорики в первой младшей группе
Номинания:
"Тематическая РППОС"
Наименование образовательного учреждения;
МБОУ "Крыловская ООШ" филиал "Гамицкий детский сад"
Выполнили:
Шестакова Олеся Геннадьевна, Некрасова Светлана Алексеевна
Оса 2016 год
Развивающая образовательная среда - та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». (Ясвин В.А.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости создания модели
 Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный  опыт наиболее важные навыки для его развития. В настоящее время с введением в дошкольное образование ФГОС  одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей  среды. Среда  развития ребёнка в структуре ФГОС  к общей образовательной программе ДУ представляет собой   комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Педагоги дошкольного образования  проявляют  большой  интерес к формированию  предметно-развивающей среды своей группы. Мы, педагоги , 1 младшей группы МБОУ "Гамицкий детский сад"провели анализ  существующих условий в группе  в связи с введением в практику работы ФГОС к структуре  ООП ДОУ  выявили проблему, что в нами  при организации предметно-развивающей  в большей степени применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно- развивающую среду  с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей    в организации предметно - развивающейся среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновацион-ных подходов к созданию предметно-развивающей среды.
  Целевые установки
      В связи с этим можно сказать, что   вопрос о правильном   создании предметно-развивающей среды ДОУ на сегодня является актуальным. В соответствии  ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей.   Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей  среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом  окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать  свою индивидуальность и творчество.  Правиль- ная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ.
  Цель: 
Создание предметно-развивающейся среды, комфортных и  благоприятных условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обогащать уголок сенсорного развития дидактическими пособиями, игрушками, пособиями для определения
цвета, формы, величины предметов;
цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий);
размера (большой, маленький);
геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Развивать мелкую моторику.
Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.  
При создании предметно-развивающей среды необходимо опираться на принципы  организации ПРС:
информативности,
вариативности,
трансформируемости, 
полифункциональности, 
педагогической целесообразности,
интеграции образовательных областей.
Также учитывать функциональные требования  в связи с введением в практику работы   ФГОС к структуре  ООП  ДУ:   
сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной   и   организационной вариативности дошкольного образования;
вариативности   дошкольного образования;
повышения эффективности и качества дошкольного образования.
     В работах педагогов О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой выделены педагогические характеристикипо строения ПРС: безопасность, доступность, яркость, привлекательность, постоянство, свобода выбора, насыщенность. 
   В работе мы  используем следующие  технологии в создании ПРС: 
технологию личностно-ориентированного образования,
игровые технологии,
развивающее обучение ,
технологию моделирования,
здоровьесберегаюшую  технологию.
  Интегрируя образовательный процесс, мы также учитываем  4 основные направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное), все развивающие виды детской деятельности при организации ПРС в группе и все образовательные области.  
     При организации предметно – развивающей  среды следует учитывать факторы: предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе.
  Таким образом, создавая предметно-развивающую среду младшей возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
ИГРУШКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
20955653415Это период, требующий разнообразных игрушек, так как в это время все без исключения органы чувств, развиваясь, требуют себе пищи. Ребенок тренирует координацию движений в ходьбе, однако ему этого мало. Ему хочется найти занятие и своим рукам.
2470150980440Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят игрушки-вкладыши, разработанные в соответствии с рекомендациями знаменитой Марии Монтессори. Такие игрушки помогают вставлять вкладыш на место, что совсем не просто сделать неразвитыми детскими движениями.
1066801134745Если вкладыши надо учиться хватать кончиками пальцев, то цветные цилиндры Монтессори или геометрические фигуры в досках Сегена удобней брать всей рукой, их надо просовывать и это новый опыт, другие движения.
2687320683895Научиться согласовывать движения руки и глаза помогут ребенку шнуровки: от простой огромной пуговицы с 4 дырками до сложных сюжетных шнуровок (белки или ежика).
Фребель для возраста 1,5 года рекомендовал игрушки с дырочками во всех направлениях. Этому "второму дару" Фребеля соответствуют объемные шнуровки. Они дают работу не только детской руке, но пространственному мышлению.
-11747587630
28473401340485Для знакомства с последовательностью, понятиями "больше - меньше" лучше всего подходят пирамидки и доски-последовательности. Особенностью всех перечисленных выше игрушек является еще и то, что их можно использовать не только по назначению, но и для других всевозможных развивающих игр. Так цилиндры послужат отличным строительным материалом.
Пластмассовые части пирамидки можно бросать и забивать как мяч или шайбу, вкладыши из рамок можно обводить, а шнуровки - отличные фигурки для сюжетных игр.


В материале для развития нуждается и детских слух. Однообразные звуки погремушки теперь мало интересны. Ребенка начинают привлекать резкие, неожиданно громкие звуки, особенно  тогда, когда причиной этих звуков может стать сам малыш. Это время свистков и дудок, колокольчиков и барабанов. Многие звуки приятные детскому уху, могут раздражать взрослых. Однако этот этап также неизбежен как этап роста. Для развития детское ухо нуждается в звуках разной силы и качества. В поисках гармонии нужно опробовать все звуковые крайности.
4469765243205Сейчас выпускается огромное количество импортных игрушек, самостоятельно исполняющих несколько мелодий. Их ценность не велика, тем более, что качество извлекаемой музыки весьма посредственное. Для воспитания слуховой культуры лучше использовать шумовые игрушки-самоделки, которые не только издают звуки различной тембровой окраски, но и могут быть использованы как конструктор (цветные крышки), мозаика (цветные пробочки)...
436626010204452156538353 года - время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Карточки лото хорошо использовать и в логопедических целях.
Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя.

Раннее детство - это период самозабвенных игр с песком и водой. Так ребенок знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. Для игр с песком все принадлежности давно известны: формочки, совки, ведра - здесь никто нового не придумал.
4366260482600ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
"Назови геометрическую фигуру"
цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала. Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник.
-7366040640 "Прыг – скок по дорожке"
3418840816610цель: Учить ребенка запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. Учить детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый.
"Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке"
цель: Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.
-2540055245"Шумящие коробочки", "Весёлые колпачки"
2894330485775цель: Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.
"Воздушные шарики"
248285947420цель: Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.
"Подбери по форме" игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)
24364955861051204595647065цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
"Кто скорее соберет?"
цель: Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. Учить детей сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.
"Что лежит в мешочке?"
цель: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.
"Сделаем куклам бусы"
цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.
Вывод (Заключение)
Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество.
В группе были создаются условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей. Совместно с родителями пополнен уголок сенсорики, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей. Нами подобраны дидактические игры, которые использую в совместной деятельности с детьми. По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей. Следовательно, можно сделать вывод, что системное использование в моей работе с детьми дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития воспитанников. 
Таким образом: обогащая уголок сенсорного развития дидактическими пособиями, игрушками, пособиями мы создаём предметно-развивающую среду, комфортную и  благоприятную для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
   Дальнейшее развитие в перспективе
 В дальнейшей работе мы планируем  и дальше организовывать  ПРС в группе в структуре ФГОС   к общей образовательной программе ДУ,  задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить  презентацию игрушек и игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста для родителей,  распространить свой опыт в СМИ.