Конспект урока Природное сообщество поле


КОНСПЕКТ УРОКА «Поле-природное сообщество»
ФИО (полностью) Переверзева Любовь Григорьевна
Место работы ГБОУ СОШ с. Высокое м.р.Пестравский Самарской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 3
Дата и место проведения 13.03.2015
ГБОУ СОШ с. Высокое м.р.Пестравский Самарской области
Тема и номер урока в теме Поле-природное сообщество. Урок №6.
Базовый учебник Окружающий мир: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч.-ч.2. Казаков А.Н., Дмитриева Н.Я. Изд-во: Корпорация Федоров, 2013
Цель урока: Формировать представление учащихся о том, что поле-природное сообщество.
Задачи: - обучающие:
• формирование умения в выявлении особенностей природного сообщества поля;
• расширять знания о полевых культурах, животных поля.
- развивающие:
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• развитие познавательного интереса;
• развитие речи учащихся;
- воспитательные:
• формирование здорового образа жизни;
• уважительного отношения к родному краю, своей стране, семье, труду растениеводов;
• формирование коммуникативных компетенций.
УУД Личностные УУД:
формирование положительного отношения к учебной деятельности, формирование представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, представления о здоровьесберегающем поведении.
Регулятивное УУД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
Формирование умения осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях, понимать знаки, модели, приведённые в учебных пособиях, строить ответ на вопрос в устной форме, проводить классификацию, сравнение объектов ,анализ, устанавливать связи между живой и неживой природой, природой и человеком.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слушать и понимать других, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Тип урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
План урока 1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Формирование новых знаний и умений.
4.Закрепление изученного материала.
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
6. Рефлексия урока.
Формы работы учащихся:
фронтальная форма, индивидуальная форма, работа в паре, группе
Необходимое техническое оборудование:
• Цифровой микроскоп
• Гербарий
• Лабораторные стаканчики
• Персональный компьютер учителя
• Мультимедийный проектор (Интерактивная доска)
• Мультимедийная презентация к уроку для системы мониторинга PROKlass•Выход в ресурсы сети Интернет на сайт эор: http://biolicey2vrn.ru/index/nasekomye_vrediteli/0-134Заместитель директора по УВР __________________________ / Мозжелова И.А./
Речь и деятельность учителя.
Речь и деятельность учащихся УУД
1. Организационный: подготовка учащихся к работе. Подготовка оформления доски к уроку. Самопроверка готовности рабочего места к уроку. Формирование мотивации к обучению
2. Проверка выполнения домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме «Природное сообщество. Лес. Озеро. Луг» Слайд № 2.
- Рассмотрите и соотнесите с названиями

- Чем объединены?
- Что мы называем природным сообществом?
- Это примеры природных сообществ.
- Единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. 3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). Организация работы в группах. Групп – 3 по числу природных сообществ. Детям выдаются карточки с неполным описанием природного сообщества. Чтение, заполнение пропусков:
1) Луг.
Здесь растут только травянистые растения, свето- и влаголюбивые. Вот злаковые растения: __________________________________________
__________________________________________.
Радует глаз разнотравье:_____________________
__________________________________________.
Можно встретить и грибы ___________________
__________________________________________.
Здесь можно встретить разнообразных насекомых: ________________________________
__________________________________________.
Они кормятся ______________________________.
Насекомые – основная пища птиц: ____________
__________________________________________.
Мелкие зверьки __________________________ питаются растительной пищей.
2) Лес.
Здесь можно встретить разнообразные виды растений: деревья - _________________________
________________, получающие больше солнечного света; кустарники - ____________ _____________________________, кустарнички- __________________________________________,
теневыносливые травянистые растения - _______
__________________________________________.
Здесь можно встретить мхи, грибы ____________
__________________________________________.
Живут разнообразные животные. Питаются насекомыми на коре и стеблях растений птицы __
__________________________________________. Питаются семенами и плодами растений __________________________________________
__________________________________________. На земле кормятся _________________________
__________________________________________.
3) Озеро.
Больше растений встречается у берега, где вода более теплая, больше света и кислорода. По берегам растут _____________________________
__________________________________________.
В толще воды обитают ______________________
__________________________________________. На дне обитают_____________________________.
С водой как местом обитания и питания связана жизнь птиц ________________________________
_______________ и зверей ___________________
__Спасибо! Все справились с заданиями! Сейчас отдохнем! __________________________________.
Иллюстративный материал таблиц поможет в составлении рассказов о природном сообществе.
По окончании работы выслушиваются рассказы каждой из групп. Другие группы определяют по описанию название природного сообщества. Развитие умения работать в паре, слушать и понимать друг друга.
ФизминуткаЗвучит музыка Я.Френкеля «Поле» 4. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся. - Поместите в данные сообщества растения (если не были названы в рассказах):
Слайд № 4
- Как можно назвать все эти растения?
- Как вы думаете, а в каком природном сообществе можно встретить это растение?
Слайд № 5.

- Где же выросло это растение?
- Прочтите 1 и 2 абзац с.142 учебника. Определи, что же такое поле.
Слайд № 6.
- Где же создавал это сообщество человек?
Чтение 3 абзаца.
- В чем были трудности?
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
- Вы сумели назвать некоторые условия окружающей среды, из которых складывается единство живой и неживой природы. А значит, это природное сообщество, в котором мы встречаемся с исследовательской, преобразующей, хозяйственной деятельностью человека. Такая деятельность имеет большое значение в жизни человека, но нужно помнить о необходимости сохранять и беречь большие пространства земли в их первоначальном, нетронутом состоянии как хранилища богатств природы.
- Итак, еще в древности человек начал заниматься возделыванием растений. Если сейчас благодаря деятельности человека возделывается более 2000 видов растений, то в старину число культурных растений было гораздо меньше. Вспомните, какие растения выращивали древние славяне?
- И сейчас наиболее значимыми для человека полевыми культурами являются зерновые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис, ячмень, овес, просо.
Слайд № 10.
пшеница рожь ячмень рис кукуруза овес просо
- Какая часть растения представляла ценность для человека?
- Рассмотри внимательно растения. Что у них общего? (Используется гербарий).
- Какие из дикорастущих растений имели те же особенности?
Слайд № 11
- Зерновые растения также называются злаками (кроме гречихи) и имеют широкое использование:
в основном, зерно - на крупу, солома, зеленая масса – на корм скоту.
- А бывает и так, что поле специально засевается растениями для корма скота.
Слайд № 12
- Назови злаки, разнотравье. Лес: герань лесная, кислица
Луг: василек луговой, ежа сборная
Озеро: стрелолист, рогоз
- Это дикорастущие растения.
- Это пшеница – культурное растение, одно из тех, которые специально возделываются человеком. Его мы не встретим ни в лесу, ни у озера, ни на лугу.
- В поле.
- Поле - природное сообщество, созданное человеком.
- Издавна под поля люди занимали разные участки земли – лéса, лýга.
- Участок луга или леса освободить от дикорастущих растений, распахать, засеять, бороться за сохранность урожая от вредителей, сорняков, поддерживать плодородие почвы.
- Рожь, пшеницу, овес.
Запись в тетрадь:
Растения поля.
Зерновые растения:
пшеница рожь ячмень рис кукуруза овес просо
- Семена - зерно.
- Стебель полый – соломина, плод содержит зерно – зерновка.
- Растения луга, злаки – тимофеевка, лисохвост, ежа сборная, пырей ползучий, костер безостый, мятлик.Запись в тетрадь:
Кормовые травы: люцерна, клевер, тимофеевка, чина. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.
Умение работать с различными источниками информации.
Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Представление результатов работы.
5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. - Какие растения называют зерновыми?
- Вот зерно полевых культур. Определи, какое растение его дало, как называется крупа?
- Зерна каких культур не увидели?
- Дома попробуйте найти сведения об использовании этих растений.
- Какие растения нужны для питания человека, идут на корм скоту? Перед детьми блюдца с крупой. Перед каждым блюдцем стоит один ученик.
Пшеница – манная крупа
Овес – овсяная крупа
Просо – пшено
Ячмень – перловая крупа
Рис – рисовая крупа
Гречиха – гречневая крупа
- Ржи, кукурузы… Расширение практической направленности обучения.
6. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся. - Посмотрите на это поле. В чем его особенность?
Слайд № 13
- Сможете ли вы узнать это растение?
Слайд № 14
лен- лен-
долгунец кудряш
- С какой целью человек выращивает его?
- Такие культуры называются прядильными и масличными.
- Подумайте, какие части растений дают волокна?
- Вспомните дома уроки технологии, на которых мы говорили о производстве нитей и тканей. Подумайте, что сможете рассказать об этапах этого производства.
- Какие части растений дают масло?
Слайд № 15
- Итак, человек засеял поле необходимыми ему растениями, которые могут выжить в данных природных условиях с помощью человека, который определит, когда лучше сажать семена – осенью (озимые культуры) или весной, какой использовать режим полива, какими должны быть почвы, т.е. определит условия окружающей среды, факторы неживой природы. Однако этого недостаточно, чтобы поле называлось сообществом. О чем еще нужно помнить?
- Прочтем на с. 144 учебника 2 и 3 абзац.
- В какой роли выступают растения и животные поля?
Слайд № 16
Слайд № 17
- Как оказалось так, что в поле вырастают сорные растения: пырей, осот, василек, одуванчик, овсюг, хотя человек их не сажал?
(Показ гербария).
Слайд № 18
- Это не зерновые растения.
- Для получения волокон, тканей.
- Я слышал о льняном масле.
- Стебель.
- Семена.
Запись в тетрадь:
Прядильные растения: лен
Масличные растения: подсолнечник, рапс, горчица, лен.
- О взаимосвязи растений и животных.
- Помощники и враги.
Помощники: птицы спасают от вредителей; бабочки опыляют цветки; хищные птицы уничтожают вредителей.
Враги: птицы разоряют хлебные поля; гусеницы бабочек поедают растения; мыши-полевки едят семена, портят стебли и корни растений; сорняки.
- Поле занимает участок, ранее занятый лугом. Поэтому растения луга – одуванчик, пырей, сурепка прорастают из семян среди культурных растений. Условия, созданные для культурных растений, способ распространения семян могут способствовать и выживанию сорняков. Понимание взаимосвязи человеческой деятельности и природного мира.
ЭОР-На поле, кроме растений сорняков, есть и насекомые вредители. Сейчас мы увидим таких «гостей» поля. -Это же настоящие вредители! Они наносят настоящий ущерб!
http://biolicey2vrn.ru/index/nasekomye_vrediteli/0-134Формирование уважительного отношения к труду растениеводов
-А что происходит с семенем зерновых культур? Оно становится непригодным для питания и будущего прорастания -Рассмотрим в цифровой микроскоп, что происходит с таким зерном. Оно повреждено, покусано, поломано! 7. Систематизация и обобщение знаний. Обеспечение усвоения новых знаний. - Докажи, что поле – это сообщество.
Игра «Да – нет».
- Канюки и совы - это птицы, поедающие грызунов?
- Мыши - это друзья культурных растений?
- Овсюг - это культурное растение?
- Ячмень - это сорняк?
- Поле - это безлесное пространство?
- Пырей, василек, осот – это культурные растения?
- Поле – это природное сообщество, созданное человеком?
- Полевые культуры – это зерновые, прядильные, масличные, кормовые культуры? - Человек, выращивая культурные растения, использует и создает особые условия окружающей среды, между растениями и животными устанавливаются пищевые связи. Поле представляет собой единство живой и неживой природы.
Дети отвечают с помощью сигнальных карточек: согласие – зеленый цвет, несогласие – красный.
Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.
8. Подведение итогов - Оцени деятельность человека на примере его создания природного сообщества поля.
- В своей хозяйственной деятельности человек должен помнить и о бережном отношении к природе. А мы, пользуясь плодами труда людей, работающих в поле, должны уважать их труд.
Русские пословицы наполнены уважением к труду, земле:
- Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
- Одно зерно горсть дает.
- Не пиры пировать, коли хлеб засевать. - Деятельность человека направлена на выведение новых сортов культурных растений, отбор лучших видов.
- Человек обеспечивает людей разнообразной пищей растительного происхождения.
- Занимая под поле участки леса, луга, человек уничтожает природные сообщества. Умение вести поиск и выделять нужную информацию.
9. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению. 1.Подготовить сообщение о представителе животного мира поля.
2.Подготовить сообщение о дикорастущих растениях поля.
3.Прочитать в учебнике статью «Поле-природное сообщество» . Подготовить рисунки по теме. Осмысление
10. Организационное завершение урока
Рефлексия
-С каким сообществом познакомились сегодня на уроке?
-Какова его роль в жизни людей?
Сегодня на уроке я могу отметить работу таких учащихся…
«Цветные ладошки»
Если вам на уроке все было понятно, интересно поднимите зеленые ладошки, а если что-то непонятно и кому нужна помощь - красная ладошка.
Всем спасибо за урок! Познакомились с сообществом поле.
Оно кормит, одевает, заботится о нас,сохраняет жизнь и здоровье. Литература:
Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Природоведение и экология: Учебник для 3 класса трехлетней и 4 класса четырехлетней начальной школы. – СПб: «Специальная литература», 2009
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3 класс. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Учебник для 3-го класса. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 20103
Естествознание: Учеб.-хрестоматия для 2 кл. трехлет. нач. шк. / Авт.-сос. Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец. – М.: Просвещение, 2006
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 2007
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл./ А.А. Плешаков. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014.