Конспект Урока по истории России на тему Князь Владимир и крещение Руси (6 класс)


Тема урока: Князь Владимир и крещение Руси
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Рассказать о внешней и внутренней политике князя Владимира. Дать представление о принятии христианства на Руси. Объяснить особенности новой религии по сравнению с язычеством. Объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в русской истории.
Оборудование: Учебник История России с древнейших времён до конца XVI века, карта Древняя Русь в VII-XI веках, ИКТ
Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих
Проверка домашнего задания: 1) Дать ответ о деятельности князя Олега и итогах его правления?
2) Рассказать о деятельности князя Игоря и итогах его правления?
3) Что побудило княгиню Ольгу активно заняться политикой, назовите основные реформы княгини Ольги?
4) Чем прославился князь Святослав? Рассказать о итогах его правления?
Изложение нового материала:
Вводное слово учителя: На прошлом уроке мы с вами узнали о первых русских князьях, а сегодня узнаем об одном из самых значимых событий истории Киевской Руси крещении Руси.
Запись в тетрадь: После смерти Святослава, в 970-х годах между его сыновьями началась усобица – вражда князей за великокняжеский престол.
Работа с текстом учебника: стр. 47 прочитайте и ответьте на вопрос чем эта вражда закончилась для каждого из князей, кто вышел победителем?
Слово учителя: После того как князь Владимир одержал верх в междоусобной войне, ему досталось огромное государство, но в нём не было единства, главным образом из-за языческих верований, каждое племя верило в своего бога. Князь Владимир попытался сплотить племена поставив в Киеве идолов всех богов во главе с Перуном, но народ был настроен против.
Работа с текстом учебника: стр. 49 Прочитайте и ответьте на вопрос почему Владимир выбрал именно христианскую веру.
Запись в тетрадь: Князь Владимир крестился в 988 году в этом же году вернувшись в Киев произошло крещение Руси.
Но крещение проходило в разных княжествах по-разному. В Киеве всё прошло мирно и спокойно, а в Новгороде произошли восстания, которые подавляли силой.
Работа с текстом учебника: Стр. 51-53 Прочитайте и ответьте на вопрос, каким образом князь Владимир проводил свою политику после крещения Руси? Какие города были им основаны?
Запись в тетрадь: При князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.
Закрепление материала: В чём состоял смысл междоусобной борьбы князей? Кто в этой борьбе вышел победителем? Какова была политика Владимира до крещения? В каком году состоялось крещение Руси? Что побудило Владимира принять христианство? Каковы дальнейшие действия Владимира на поприще объединения Руси?
Домашнее задание: Параграф 7, рабочая тетрадь параграф 7.
1. Организационный момент
а) Приветствие учащихся, настрой учащихся на позитивную работу, проверка отсутствующих, подготовка к уроку, приготовление всех рабочих принадлежностей для урока, ручка, карандаш, рабочая тетрадь, тетрадь, учебник, атлас История России, повторение домашнего задания. б) На данном этапе урока необходимо достичь необходимого настроя на работу, подготовленности детей к уроку, собранности и дисциплины, для дальнейшей продуктивной работы, задача стоящая перед детьми состоит в повторении ранее изученного материала, то есть домашнего задания. в) Сконцентрировать внимание детей, на начало урока.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Готовятся к уроку, достают все рабочие принадлежности, концентрируются на работу Рассказать о внешней и внутренней политике князя Владимира. Дать представление о христианстве на Руси, объяснить особенности новой религии, по сравнению с язычеством. Воспитать в детях чувство патриотизма и толерантности, на примере принятия христианства и объединения Руси князем Владимиром Необходимо сконцентрировать учащихся на начало урока, достичь необходимой, для плодотворной и позитивной работы собранности, дисциплины
2. Проверка домашнего задания
1) Ученикам даётся 2-3 минуты на повторение ранее изученного материала, цель данного этапа выявить знания полученные детьми на прошлом уроке, восстановить деятельность первых русских князей, организации власти над покорёнными племенами, походах русских князей и их роли в сложении государства. 2) На данном этапе от детей требуется получить знания, умения и навыки приобретённые на прошлых уроках, получить их можно при помощи фронтального опроса, индивидуальной работы с учащимися, через проверку рабочих тетрадей. 3) Достичь поставленных целей можно при помощи фронтального опроса, работы в группах, индивидуальной работы с картой и у доски, работой с интерактивной доской. 4) Цель проверки можно достичь исходя из таких критериев, как развёрнутый ответ учащегося, на поставленный вопрос, правильная и уверенная работа с картой, умения работать с текстом учебника, самостоятельно извлекать необходимую информацию или другими дополнительными учебными материалами. 5) В случае, если учащимися или учителем не достигнута цель проверки домашнего задания, то возможна работа по проверке данного домашнего задания на следующем уроке, а на данном уроке дополнительно изложить материал следующего урока. 6) Совместной деятельности учащихся можно достичь, разделив класс на группы, исходя из количества учащихся группы могут варьироваться по разному, к примеру, работа по рядам, класс делится на 3 группы, каждой из которых предварительно задаётся одна задача на группу, например 1 группа работает над вопросами князья Рюрик и Олег, их вклад в развитие Руси, итоги правления, 2 группа работает над вопросами, касающимися князя Игоря, его политики и итогах правления, а также деятельности княгини Ольги, и первых попытках принятия христианства, 3 группа работает над вопросами деятельности князя Святослава, победы над Хазарским каганатом и итогах правления. Предварительно группы могут подготовить презентации по своим темам. 7) Стимулирование учебной активности в ходе опроса домашнего задания происходит после ответа учащегося, и комментирования его ошибок, либо правильных ответов, необходимо проговаривать оценку, какой балл конкретно за что, если есть ошибки и балл ниже, обязательно их прокомментировать. 8) Критерии оценивания ответов таковы, на каждый вопрос нужен полный ответ, 1 вопрос деятельность князя Олега и итоги правления, ответ должен быть таковым: годы жизни, основные направления политики, основные военные походы, итоги правления.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Повторив домашнее задание и внимательно выслушав вопрос учащиеся выходят к доске, по вызову учителя и дают полный развёрнутый ответ, на каждый поставленный перед ними вопрос, пока отвечает один другие готовятся отвечать, или дополнить ответ учащегося Давайте восстановим деятельность первых русских князей, организации власти над покорёнными племенами, походах русских князей и их роли в сложении государства. 1) Почему князя Олега называли Вещим? 2) Рассказать о деятельности князя Игоря и итогах его правления? 3)Что побудило княгиню Ольгу активно заняться политикой, назовите основные реформы княгини Ольги? 4) Чем прославился князь Святослав? Рассказать об итогах его правления?
Одна группа учащихся отвечает устно и у доски, Другая группа учащихся, готовится приносить рабочие тетради учителю, в порядке очереди, на проверку.
3. Изучение нового материала 1) На прошлом уроке мы с вами узнали о первых русских князьях, а сегодня рассмотрим внешнюю и внутреннюю политику князя Владимира, попытаемся выяснить какое значение имело христианство на Руси, объясним и рассмотрим разницу между новой религией и язычеством, огромную роль и принципиальность принятия христианства в истории древней Руси. 2) На данном этапе урока целью является усвоение учащимися нового излагаемого материала, также продолжить формирование самостоятельного поиска информации в материалах учебника, самостоятельной работы с интерактивной доской, работа с картой. 3)Вводное слово учителя: На прошлом уроке мы с вами узнали о первых русских князьях, а сегодня рассмотрим внешнюю и внутреннюю политику князя Владимира и одно из самых значимых событий истории Киевской Руси крещении Руси. Запись в тетрадь: После смерти Святослава, в 970-х годах между его сыновьями началась усобица – вражда князей за великокняжеский престол. Слайд № 5 Работа с текстом учебника: стр. 47 прочитайте и ответьте на вопрос, чем эта вражда закончилась для каждого из князей, кто вышел победителем? Слайд № 6 Слово учителя: После того как князь Владимир одержал верх в междоусобной войне, ему досталось огромное государство, но в нём не было единства, главным образом из-за языческих верований, каждое племя верило в своего бога. Князь Владимир попытался сплотить племена, поставив в Киеве идолов всех богов во главе с Перуном, но народ был настроен против. Слайд № 7 Работа с текстом учебника: стр. 49 Прочитайте и ответьте на вопрос почему Владимир выбрал именно христианскую веру. Слайд № 7-№9 Запись в тетрадь: Князь Владимир крестился в 988 году в этом же году вернувшись в Киев, произошло крещение Руси. Но крещение проходило в разных княжествах по-разному. В Киеве всё прошло мирно и спокойно, а в Новгороде произошли восстания, которые подавляли силой. Слайд № 10 Работа с текстом учебника: Стр. 51-53 Прочитайте и ответьте на вопрос, каким образом князь Владимир проводил свою политику после крещения Руси? Какие города были им основаны?Запись в тетрадь: При князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой. 4) Весь материал представлен как в форме объяснительно-иллюстративных материалов учебника и работы с учителем, так и эвристической работы с ИКТ. 5) Индивидуальную работу на уроке можно представить таким образом, конкретному ученику даётся опережающее задание: В древнерусских былинах Владимир выведен под именем «Владимир Красное Солнышко» и описан с большой любовью. Подумайте и докажите почему? В течение урока он ищет информацию в учебнике, и в конце урока представляет данную информацию у доски, можно такую работу осуществить в группах, например не один учащийся, а 4 или 5, дать учащимся самим возможность выбора представителя, который будет позиционировать всю группу отвечая у доски, остальные члены группы будут дополнять выступающего. 6) Главным критерием определения уровня внимания класса является активная работа на уроке, выражающаяся в активной деятельности учащихся, высказывают свои гипотезы касательно данной темы, активно отвечают и дополняют друг друга.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Учащиеся слушают вводное слово получают задание на урок: В древнерусских былинах Владимир выведен под именем «Владимир Красное Солнышко» и описан с большой любовью.Подумайте и докажите почему?
Затем записывают в тетради Работа с текстом учебника: стр. 49 Прочитайте и ответьте на вопрос почему Владимир выбрал именно христианскую веру. Слайд № 7-№9
Запись в тетрадь: Князь Владимир крестился в 988 году в этом же году вернувшись в Киев произошло крещение Руси.Работа с текстом учебника: Стр. 51-53 Прочитайте и ответьте на вопрос, каким образом князь Владимир проводил свою политику после крещения Руси? Какие города были им основаны?
Запись в тетрадь: При князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой Вводное слово учителя: На прошлом уроке мы с вами узнали о первых русских князьях, а сегодня рассмотрим внешнюю и внутреннюю политику князя Владимира и одно из самых значимых событий истории Киевской Руси крещении Руси. Запись в тетрадь: После смерти Святослава, в 970-х годах между его сыновьями началась усобица – вражда князей за великокняжеский престол. ПоказатьСлайд № 5
Работа с текстом учебника: стр. 49 Прочитайте и ответьте на вопрос почему Владимир выбрал именно христианскую веру. Слайд № 7-№9 Но крещение проходило в разных княжествах по-разному. В Киеве всё прошло мирно и спокойно, а в Новгороде произошли восстания, которые подавляли силой. Слайд № 10 опережающее задание: В древнерусских былинах Владимир выведен под именем «Владимир Красное Солнышко» и описан с большой любовью. Подумайте и докажите почему? В течении урока он ищет информацию в учебнике, и в конце урока эту информацию нам говорит у доски, можно такую работу осуществить в группах например не один учащийся, а 4 или 5, отвечая у доски, учащиеся будут дополнять друг друга.
4. Закрепление учебного материала.
1) На сегодняшнем уроке мы познакомились с вами с политикой князя Владимира, что мы можем сказать о его внутренней политике? Каким образом князь Владимир проявил себя во внешней политике? Также мы с вами рассмотрели одно из самых серьезных событий в истории России крещении Руси. Что нам удалось узнать, чего мы ещё не знаем? Что нам необходимо узнать на следующих уроках, чтобы полностью понять данную тему. 2) На данном этапе урока учащиеся должны проговорить и зафиксировать, объём информации усвоенный на уроке, осуществить это возможно при помощи ответов на поставленные вопросы во время закрепления материала: В чём состоял смысл междоусобной борьбы князей? Кто в этой борьбе вышел победителем? Какова была политика Владимира до крещения? В каком году состоялось крещение Руси? Что побудило Владимира принять христианство? Каковы дальнейшие действия Владимира на поприще объединения Руси? 3) Узнать усвоен ли материал можно исходя из таких критериев как полные и глубокие ответы на поставленные вопросы учителя, отвечая на которые учащиеся будут не только знать фактаж и материал, но и строить причинно-следственные цепочки, делать выводы. Достичь закрепления материала можно применив такие методы как подводящий диалог, то есть подвести учащихся к данному этапу урока, решить задание на урок, данное в начале урока, таким образом выяснить произошла ли рефлексия, усвоен или нет материал урока учащимися. 4) В случае если, часть учащихся не усвоила урок, можно прибегнуть к методам повторения данной темы на следующем уроке, также можно привлечь учащихся, понявших данную тему, для помощи учителю, применить исследовательский метод, под началом успевших по данной теме учащихся, группа или индивидуально отстающий, делают исследовательскую работу по данной теме, с применением ИКТ, созданием презентаций, поиском информации из различных источников.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Дети проговаривают заданные вопросы, дают полный и развернутый ответ на все вопросы: В чём состоял смысл междоусобной борьбы князей? Кто в этой борьбе вышел победителем? Какова была политика Владимира до крещения? В каком году состоялось крещение Руси? Что побудило Владимира принять христианство? Каковы дальнейшие действия Владимира на поприще объединения Руси? На сегодняшнем уроке мы познакомились с вами с политикой князя Владимира, что мы можем сказать о его внутренней политике? Каким образом князь Владимир проявил себя во внешней политике? Также мы с вами рассмотрели одно из самых серьезных событий в истории России крещении Руси. Что нам удалось узнать, чего мы ещё не знаем? Что нам необходимо узнать на следующих уроках, чтобы полностью понять данную тему. Вопросы для закрепления: В чём состоял смысл междоусобной борьбы князей? Кто в этой борьбе вышел победителем? Какова была политика Владимира до крещения? В каком году состоялось крещение Руси? Что побудило Владимира принять христианство? Каковы дальнейшие действия Владимира на поприще объединения Руси? Закрепление материала, является одним из ключевых моментов урока, учитель даёт вопросы для закрепления, данные вопросы сформулированы таким образом, чтобы учащиеся смогли на них ответить из того что узнали в течении урока.
5. Задание на дом
1) В ходе домашнего задания учащиеся должны, прочитав текст учебника, параграф 7, пересказать его содержание, самостоятельно ответить на вопросы в конце параграфа, на странице 53. И письменно ответить в рабочих тетрадях параграф 7 вопросы 1-4. 2) Для того чтобы успешно выполнить домашнее задание учащимся необходимо, прочитать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, которые будут озвучены на следующем уроке, также учащиеся должны выполнить задание в рабочих тетрадях.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Записывают в дневники домашнее задание, параграф 7 учебника страница 53, рабочая тетрадь параграф 7.В ходе домашнего задания учащиеся должны, прочитав текст учебника, параграф 7, пересказать его содержание, самостоятельно ответить на вопросы в конце параграфа, на странице 53. И рабочая тетрадь параграф 7 вопросы 1-4, записать на доске. Домашнее задание необходимо, для проверки результатов знаний полученных на предыдущем уроке, а также проверки умения работать с текстом учебника и иными документами.