Открытый урок по истории России Князь Владимир крещение Руси

Тема урока: «Князь Владимир. Принятие христианства»




Цели: рассказать о внешней и внутренней политике князя Владимира; дать представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии; объяснить особенности новой религии по сравнению с язычеством; объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.





План урока.

I. Организационный момент
Концентрация внимания
Ориентир на новую тему урока «Князь Владимир. Принятие христианства»
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по теме «Княгиня Ольга»
Подведение итогов, выход на новую тему
III. Основная часть урока - изучение нового материала.
Объяснение новой темы
Раздел земли между сыновьями Святослава, междоусобица.
Особенности внешней политики Владимира. Границы его государства.
Причины Крещения Руси.
Крещение Руси.
Просмотр фрагментов фильма о князе Владимире
Индивидуальные задания учащихся по новому материалу
V. Заключительная часть урока.
Подведение итогов пройденной темы
Домашнее задание
Комментарии к оцениванию работы учеников на уроке
Заключительный фрагмент фильма




Оборудование

1. Карта «Киевская Русь в IX-XII вв.»
2. Телевизор, DVD магнитофон.
3. DVD диск с фильмом «Князь Владимир»
4. Карточки с датами исторических событий



Ход урока

I. Организационный момент.

1. Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте ребята. И так все приготовились, пожалуйста, соберитесь, давайте начнем наше занятие.
2. Тема сегодняшнего занятия «Князь Владимир. Принятие христианства». Но перед тем как подойти к новой теме, давайте вспомним тему прошлого урока, так как она неразрывно связана с принятием христианства. Ребята скажите, кто был самой первой христианкой на Руси? Ответ: княгиня Ольга.

II. Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися по вопросу:

- Каково значение княжения Ольги в истории Киевской Руси?

После гибели Игоря могучее государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, князем Святославом. Русская верхушка сплотилась вокруг Ольги и признала ее права на престол.
С первых шагов своего правления она проявила себя, как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего, княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа.
Она двинулась с войском в древлянскую землю. В бою древляне были разгромлены. На побежденных, была наложена тяжелая дань. Единство государства было восстановлено.
Но не только жестокими наказаниями и силой утвердила свою власть Ольга. Как умная правительница, она понимала, что полюдье с его насилиями и бесконтрольным взиманием дани вызывает в людях недовольство, а это грозит самому существованию молодого государства.
И великая княгиня пошла на реформы:

1. Изменила систему сбора дани. (Теперь, это были твердые нормы: в определенное время и конкретном месте. Свозилось самим населением. ) Так образовались погосты ( места сбора дани )
2. Двинулась с дружиной по другим русским землям и повсюду установила новые нормы определив их в определенные порядки. Их назвали уроки.

Это был конец полюдья и начало Организованной системы обложения налогами Руси.
Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику.
Она отправилась в Константинополь и приняла там христианство для поддержания союза с Византией против хазар и арабов. Ольга понимала, что дальнейшее укрепление государства не возможно без христианства. Так как это была религия новой цивилизации и почти всей Европы.
Вернувшись домой, она пыталась склонить на свою сторону сына Святослава, но он рос ярым язычником и поклонялся Перуну. Вскоре языческая группа отстранила Ольгу от управления страной, и в 962 году на престол вступил Святослав.



III. Основная часть урока – изучение нового материала.


1. Раздел земли между сыновьями Святослава, междоусобица.

После смерти Святослава возникает новая политическая ситуация на Руси: без отца остались несколько сыновей деливших власть. На тот период Русь можно было разделить на три части, Юг во главе с Киевом, где правил Ярополк, Север с Новгородом, где обосновался Владимир и древлянские земли во главе с 13-летним Олегом. Древляне, имея давнюю обиду на русичей, всячески пытаются рассорить князей, подстрекая их на ссоры и размолвки. В лесу на охоте они убивают сына киевского воеводы, чем конечно вызывают гнев Ярополка. В ответ киевляне собирают поход на древлян, после которого восставшие вновь подчинены Киеву. Ярополк не желал смерти брату, но во время давки двух отрядов на мосту Олег погибает. Владимир - являлся сыном Святослава от рабыни и поэтому находился на второстепенном положении. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой отцовской волей.


( Рассказ о Владимире __________________________________ )


Находясь на севере Руси, он находит себя в скитаниях по чужбинам, а это в основном варяжские земли. Два с лишним года провел Владимир в чужих краях, а когда появился близ Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую дружину. В этот момент Владимир узнает о гибели брата Олега. Подгоняемый яростью и злыми языками, он отправляется в Киев


( Эпизод из фильма ____________________________________ )


И так, как мы видим из фильма, только Владимир вошел в палаты, как его телохранитель пронзил Ярополка мечом. С этого момента, в 980 году, Владимир становится единоличным правителем Руси.


( На доске открыть дату _______________________________ )


( Эпизод из фильма ___________________________________ )


Взяв на себя инициативу объединения русских земель, Владимир приступает к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил единство Русской земли, потому что во время междоусобной войны радимичи и вятичи отказались подчиняться Киеву. Продолжает великий князь укрепление страны, как и его отец Святослав посылает во все земли княжить своих многочисленных сыновей от разных жен.



2. Особенности внешней политики Владимира. Границы его государства.

Продолжает Владимир и активную внешнюю политику. Он вновь предпринимает поход против Булгарии, но, встретив мощное сопротивление, заключил с болгарами мир. Так же при Владимире обозначается новое направление во внешней политике – западное: борьба с Польшей. Объектом раздора стали пограничные земли – города Червень и Перемышль. Владимир организовал поход и подчинил себе эти земли.


( Эпизод из фильма __________________________________ )


Этот период является самым сложным в отношении набегов кочевников – печенегов. Их многочисленные орды контролировали все северное побережье Черного моря.

( Рассказ о печенегах _________________________________ )


Печенеги часто грабили города и села, продавали русских пленных на невольничьих рынках Крыма и Византии.
Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов, Владимир начал строительств крепостей. Здесь появились четыре линии обороны. Крепости располагались в 15 – 20 км. друг от друга по берегам рек, что как правило препятствовало проникновению печенежской конницы.
В эти крепости он привел богатырей, удальцов, смелых и опытных воинов со всей Руси. Жизнь, которых состояла из постоянных сеч со степняками и смелых подвигов. Здесь складывался тип былинных богатырей, таких как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, о которых на Руси создавались легенды, песни и былины.


( Рассказ о былинах __________________________________ )




3. Причины Крещения Руси.


Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало Крещение Руси 980 году.



( На доске открыть дату ________________________________ )




Принятие Русью крещения объяснялось целым рядом причин:

1. Отказ от многобожия под лозунгом: «Единое государство, единая религия, единый князь. один Бог!»
2. Почти весь Европейский мир перешел к христианству, одна Русь оставалась языческой.
3. Христианство укрепляло семью, требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям.
4. Христианство могло помочь развитию культуры, письменности, духовной жизни страны.

Христианство ориентировало людей не на жизненные успехи такие, как богатство, власть, добыча на войне, а на совершенствование души. Эта вера могла отпустить грехи, очистить душу, оправдать человека в его поступках.



4. Крещение Руси.

Но Владимир не сразу пошел на введение Христианства. Вначале он разослал гонцов, чтобы те узнали о различных религиях.

( Рассказ о выборе веры ________________________________ )

Для обращения Руси в Христианство Владимир выбрал самое подходящее время. В 987 году Византия потерпела ряд поражений в войне с Булгарией, именно в этот период Владимир проводит переговоры о Крещении Руси. Владимир пообещал прислать на помощь войско, но за это византийцы должны были крестить Русь. Более того, он еще потребовал у византийских императоров отдать ему в жены свою сестру, принцессу Анну, что конечно возвысило бы сразу авторитет Русского правителя и всего государства.
Византийцы приняли все условия. В Византию отправился сильный русский отряд. Но когда опасность миновала, греки отказались выполнить договор о женитьбе Анны и Владимира. Тогда Владимир, после 2-х месячной осады города, перекрыл водопровод и, византийцы изнемогавшие от жары сдались.
В Херсонесе Владимир женился на принцессе Анне и принял Крещение.
В 990 году по приказу великого князя на холме в Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. Язычники плакали.
А на следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явится к реке и принять Крещение. Там греческие священники совершили обряд.
В след за этим началось обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет. Не все проходило так мирно, как в Киеве. Где-то приходилось применять и силу. Пройдут еще долгие годы, прежде чем христианство почти полностью восторжествует на Руси. Однако язычество до сих пор не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими и прекрасно уживается и в наши дни. Например христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но продолжали справлять праздники Коляды, Масленицы и верить в домового и лешего.


( Эпизод Масленица ___________________________________ )
Такое положение, когда уживаются и новая религия и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверие. Оно по существу, дошло и до наших дней.




Так давайте





Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов. Этот процесс занял несколько лет. Не все проходило так мирно как в Киеве. В Новгороде например, где языческая вера была очень сильна, крещение проводил воевода Добрыня. Лишь после ожесточенных стычек ему удалось усмирить восставших.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси – каменного собора Святой Богородицы. На содержание храма князь дал десятую часть своих доходов, поэтому эта церковь стала называться Десятинной.
Пройдут еще долгие годы, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианскими. Христиане молились в церквах, клали поклоны перед домашними иконами, но справляли праздник Коляды, Масленицы. Люди продолжали верить в домового и лешего, а святой Илья - пророк напоминал Перуна. Такое положение, когда уживаются и новая религия и старые языческие поверья и обычаи, называется двоеверие. Оно, по существу, дошло и до наших дней.



5. Значение крещения Руси.

Христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связи с Византией.
При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы , переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники – иконописцы.
Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI-XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.
Со временем церковь стала высшим авторитетом по делам семейным, она призывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери.
Влияла церковь и на усиление единства Руси. Она выступала против междоусобиц. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли - роль миротворцев в княжеских распрях.
Вместе с тем церковь преследовала старую народную языческую культуру, выступала против христианства римского образца, именовала его «латинством» и вероотступничеством. Это наносило ущерб связям Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, способствовало изоляции Руси от западноевропейской культуры.
В церковных хозяйствах стал применяться труд подневольных, зависимых людей.
Дополнительный материал.


Былины – русские эпические песни-сказания. Сложены преимущественно в XI-XVI вв. В них повествуется о богатырях – защитниках родины, также в былинах отражены нравственные идеалы народа. Существует два типа былин – северный и южный. Северные былины исполняются одноголосно, обычно на короткие напевы, южные былины по музыки родственны широкораспевным донским песням.

Печенеги – тюркоязычный кочевой народ. В VIII-IX вв. их кочевья располагались между низовьями Волги и Урала, в заволжских степях. В IX в. печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь. Первое нападение, согласно летописи, датируется 915 г. В X-XI вв. вторжения печенегов наносили серьезный урон русским городам и селениям. Решающую победу над ними одержал в 1036 г. Ярослав Мудрый. В дальнейшем одни племена печенегов перекочевали к Карпатам и Дунаю, другие половцами, а позднее – с монголо-татарами.

Владимир – сын Святослава Игоревича и ключницы Ольги, Малуши. При Святославе княжил в Новгороде, а после смерти отца и брата Олега ввязался в борьбу за киевский стол. Путь к власти Владимира был кровавым, однако княжество при нем процветало. Он отличался отвагой и не знал поражений: разбил поляков, дал отпор печенегам , присоединил к своему княжеству новые земли, обложил данью множество племен. Именно при Владимире строится система «застав» - оборонительных крепостей с сигнальными кострами. Теперь печенеги уже не могли неожиданно нападать на Русь, а известие об их появление в пограничных степях через систему сигнальных костров мгновенно доходило до Киева, и князь мог сразу послать дружину на помощь.
Владимир вошел в историю как князь-креститель. Попытавшись реформировать язычество, и не преуспев в этом, в 988-989 гг. князь крестился сам и заставил креститься Русь. Православная вера была принята в значительной степени как результат политического выбора: сильное Киевское государство нуждалось в новой идеологии – монотеистической религии, которая символизировала бы и освещала единую власть великого князя. По свидетельству летописи, крестившись Владимир разительно переменился. Человек жестокий и грубый, любитель буйного веселья ни в чем не знавший меры, он вдруг стал добрым, отзывчивым, внимательным и смиренным. Бедным князь раздавал богатую милостыню, для больных и немощных велел развозить продукты, карал только разбойников. Более того, женившись на греческой принцессе Анне Владимир отказался от прежних жен, поставив их таким образом в унизительное положение.


Н.М. Карамзин о Владимире

Владимир с помощью злодеяний и наемников овладел государством, но вскоре доказал, что он родился быть государем великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные.




О выборе веры

В год 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру» то умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и , придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: «Зачем пришли?» Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. На следующий же день поехал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские испытывать веру нашу, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу бога нашего». Услышав об этом, патриарх велел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: «Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр и старцев и сказал им: «вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», - и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр их закон. И пришли к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и незнаем, как и рассказывать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они сказали: «Где тебе любо».

13PAGE 15


13PAGE 14315




15