Статья по результатам спелеопохода 1 категории сложности

left0Мы с тобой уедем в горы
К перевалам голубым
И к вершинам тем, с которых
Все несчастья просто дым.
Ю. Визбор.
Деревня Малая Сыя - уголок Хакасии, хорошо известный путешественникам. Туристские будни приезжающих сюда – это длинные переходы через хребты, приготовление пищи на открытом огне, когда окунаешься в быт наших предков, ночные посиделки у костра, - время воспоминаний о прошлых походах и пережитых впечатлениях, рассказах о предстоящих странствиях, время песен, разговоров и мечтаний. И, конечно же, самое главное, ради чего собираются путешественники в этом маленьком селении – это карстовые пещеры.
Наверное, каждому, хотя бы раз в жизни, хочется отправиться в настоящее путешествие, в такое, которое наполнит душу мечтами, радостью открытий и новыми впечатлениями, такое, что вовлечет тебя на всю жизнь и подарит ожидание чуда и желания уже никогда не расставаться с этими чувствами.
Именно в такое путешествие отправились учащиеся детского объединения «Рюкзачок» туристско-краеведческого направления МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО» в последние дни летних каникул.
Группа состояла из 10 человек: Дунаевская Василиса – шеф повар, Станковский Семен – костровой, Андреев Артем – реммастер, Артемьева Валерия – хронометрист, Васюков Алексей – картограф, Лазарева Ирина – завхоз по питанию, Муратова Дарья – фотограф, Шаврина Елена – санинструктор, Колчинаев А. П. – зам. руководителя, Дунаевская С. Б. – руководитель группы.
После тщательной подготовки, группа отправилась в спелеопоход 1 категории сложности. За шесть дней ребятам предстояло пройти пять сложных пещер. Спелеологов ожидали узости, которые возможно пройти лишь на выдохе и огромные залы с расписанными «белым молоком» стенами, спуски и подъемы, четырехметровые ледяные сосульки, скользкие катушки и ледники, красивые, сотворенные водой, карстовые отложения, редко встречающиеся летучие мыши, а главное – долгие переходы и поиски пещер.
У нашей группы нет пока еще GPS, поэтому нам приходилось ориентироваться по описаниям, сделанным Олегом Добровым в его книге «Малая Сыя на земле и под землей», рассказам местных жителей и отчетам других туристов, побывавших в этих местах до нас.
Самое главное, для чего мы проводим такие походы, это вера, которая появляется у ребят, ее не купить ни за какие деньги, вера в свои силы, вера в чудеса, которые окружают нас, вера в то, что у каждого камня есть своя Душа и свой характер, что к ним нужно относится с трепетом и уважением.
Каждый участник похода вынес свои впечатления и пережил свои, только ему присущие эмоции.
left1333500 Елена: «Ура! Наконец-то мы дождались спелеопохода, он очень серьезный и сложный, но долгожданный, нам давно хотелось попробовать свои силы. 20 августа «веселый лимончик», так мы называем нашу маршрутку, отправился в путь. Дорога длинная, но за все 4 часа пути, мы не сомкнули глаз и никому не дали спать.
«Привет Сыя!» - радостно помахали Деду – деревянному идолу на въезде в деревню. Наше путешествие началось!
В первую ночь мы отправились покорять верхние этажи одной из самых сложных пещер Хакасии - Ящик Пандоры. Пещера встретила нас мокрыми и скользкими стенами. Даже сидя на входе в пещеру, мы слышали, как капли воды падали со сводов и разбивались о каменные полы, давая, может быть, новое рождение сталактитам, которые увидят наши потомки через много веков.
Вернулись мы из пещеры очень грязными, поскольку обошли все лазы и залы, побывали в «Неглинке» – гроте, начинающемся глиняной горкой, по которой достаточно сложно забираться.
Наши руководители все продумали до мелочей и на второй день мы отправились на поиски пещеры «Находка», расположение которой точно не известно из-за значительных изменений местности, происшедших со времени создания карты Малой Сыи. Мы облазили несколько горок по мокрой траве в человеческий рост, тем самым «постирав» свои грязные комбезы.
Во время поисков, мы увидели столько прекрасных пейзажей и видов, которые запечатлели на свои фотоаппараты, но по приезду домой мы разочаровались, поскольку любительская фотография не передает истинной красоты не тронутой природы.»
1485903873500Валерия: «В первый день нас встретил замечательный дождь! Мы прыгали по лужам и весело смеялись.
Мы лазили по пещерам и видели красоту подземного мира. Там было очень красиво, хотя сыро и из-за этого сколько, но мы хорошо справились с этими сложностями.
Запомнился второй день похода, когда мы пошли искать пещеру «Находка»: туда мы отправились все грязные, но сухие, а вернулись обратно мокрые и чистые. Мы облазили несколько склонов по мокрой траве, уставшие и немного расстроенные вернулись в лагерь, потому что не нашли пещеру. Не зря ее прозвали «Находка», прежде чем ее пройти, необходимо найти».
39497007493000Ирина: «Четвертый день – был самым радостным - мы нашли «Находку» и оставили метку другим группам, чтобы облегчить их поиски.
В предпоследний день нам выпала счастливая фишка, мы отыскали очень своеобразную, очень красивую пещеру. На нашем пути располагалась огромная сосулька, все очень боялись сбить ее.
В общем поход удался на все 100%!»
left952500 Семен: «Мне очень понравился этот поход! В этом походе я впервые пошёл в пещеру в ночь. Некоторые из пещер нам предстояло искать по ориентирам. Мы поднимались на вершины гор, с которых открывался прекрасный вид. За все шесть дней похода мы прошли пять пещер, а для этого преодолели огромное расстояние, но, когда мы приехали домой, я совсем не чувствовал усталости.»
Дарья: «Недавно мы вернулись с 6-ти дневного спелеопохода первой категории сложности. Ездили в деревню Малая Сыя, которая находится в Ширинском районе. Этот поход мне запомнится надолго. В нем было много веселья и много трудностей. В первый день деревня встретила нас не очень радостно. Капал дождик. Но настроение наше не упало.
right11430Все вместе решили, что ночью идём в пещеру «Ящик Пандоры». Мы забрались в крутую гору, где расположен вход в пещеру. Пещера была вся мокрой, но мы прошли её хорошо. Мы обошли все верхние этажи.
Второй день посвятили поиску «Находки». Шли в крутую гору по мокрой траве. Было сложно, но завораживающий вид давал мне сил идти дальше. Целый день ушел на поиски пещеры, которую так и не нашли.
Следующий день - пещеры «Миртовская» и «Кирилловская».
Такого вида на реку Белый Июс я никогда не видела!
В пещере было очень холодно, но мы её прошли быстро.
Следующую пещеру искали долго, но всё-таки нашли. Это - ледяное царство! В этой пещере мне понравился грот «Тараканьи бега». Когда мы вылезли все мокрые, нас ждал костер и глоток горячего чая, который можно вскипятить в обычной пластиковой бутылке! Мы были очень рады этому. Вот так закончился ещё один день нашего похода.
На четвёртый день мы снова пошли искать «Находку». Стояла хорошая погода, идти было легче. Искали пещеру примерно час. Когда её нашли все так были рады. И эта пещера удивила меня своей красотой. Когда мы поднялись на поверхность, прямо в глаза светило яркое и теплое солнышко. Это было незабываемое чувство!
На пятый день мы пошли в пещеру "Фишка". Ну и тут без гор не обошлось. Мы ходили по горам, мы ходили по лесам и нашли нашу "Фишку"! Мы замечательно прошли её.
На обратном пути, мы остановились на горе и каждый увидел ту красоту, что виднелась с этой высоты. Словами не описать!
Уже возле деревянного Деда, что на въезде в деревню, Александр Панкович и Светлана Борисовна вручили нам шоколадки в честь прохождения всех пещер. Мы были так счастливы! Казалось, что это самый вкусный шоколад на свете!
Вечером у нас был костер, потому что уже завтра нам нужно ехать домой.
В этом походе мне запомнилось многое. Как я боролась с крапивой, протаптывая тропинку для всей команды; вкуснейший борщ, что нам приготовила Василиса; Леша, что шел везде первым и осуществлял навеску веревок во всех пещерах, он проявил себя настоящим мужчиной; Сёма, постоянно тихий, но улыбчивый мальчик, помогавший всем и вся; Лера, вечно записывающая в дневнике все наши передвижения, но особенно мне запомнился очень классный и вдохновляющий всех смех Светланы Борисовны!
Я надеюсь, что таких походов будет много!!!».
left11430Артем: «В третий день нам предстояло прохождение двух пещер.
Путь был очень длинный.
После того, как мы взошли на хребет, то увидели в скале сквозную арку, похожую на огромные каменные ворота, туда нам и нужно было. Дойдя до места, мы нашли разъём в скале на высоте пяти метров - вот и вход в пещеру! Сначала нужно было преодолеть узкий лаз, а потом спуститься в 6-метровый колодец, за которым нас ждал еще один спуск, но уже на 26 метров!
Было холодно и сыро, поэтому на веревках работали максимально быстро, чтобы скорее погреться на поверхности! Светлана Борисовна попросила меня засечь время ее подъема и нам всем хотелось побить ее результат, и мы старались изо всех сил! Все ужасно замёрзли. И вот пещера пройдена! Уставшие, но довольные, мы снимали мокрое снаряжение, укладывали сырые веревки в рюкзаки, чтобы отправиться на поиски следующей пещеры!».
right80010Алексей: «Для поисков пещеры «Фишка», вся команда встала цепью и начала методично прочесывать гребень. Была объявлена награда – нашедшему шоколадка! Мне улыбнулась удача, я первым обнаружил вход в пещеру! В этой пещере был ледник. На спуске во второй колодец висела большая сосулька, метра 3-4 длинной, наша верёвка касалась ее. Сосулька дзинькала при каждом прикосновении к ней и казалась, что она вот-вот упадёт. Мы все старались сохранить эту красоту, поэтому работали на веревке очень аккуратно.
После того, как мы прошли заключительную пещеру, то со спокойной душой отправились в лагерь.
В последний вечер не было команды «отбой», некоторые остались сидеть у костра до самого утра, пекли картошку, любовались звездным небом и слушали разные истории из жизни».
6286513970Василиса: «Мне очень понравился этот поход, хоть я и была самой младшей, но мне досталась важная обязанность - шеф повара. Когда вся команда ушла в сложную пещеру, то я осталась в лагере и готовила обед на всю команду. Я очень волновалась и старалась, ведь мне нужно было приготовить целое ведро борща, и я справилась с этим заданием. Почему я так решила? Потому что все просили добавки, говорили мне «спасибо» и съели весь суп. Но больше всего мне запомнился пятый день похода, когда мы долго не ложились спать, а сидели у костра, пекли картошку, смотрели на звезды и слушали рассказы наших руководителей.»
Бытует мнение, что как кровь поступает по артериям к сердцу человека, так по подземным переходам можно добраться к самому сердцу нашей Земли.
Новосибирскими учеными установлено, что тридцать четыре тысячи лет назад на территории Малой Сыи жили люди. Жили, охотились на мамонтов и северных оленей и, похоже, очень часто задумывались о том, как возникла эта земля, как появились люди на этой планете.
53340309245Ничего не изменилось с тех времен, люди все так же ломают головы над вечными вопросами жизни, мечтают, строят планы и пытаются прочесть «книгу прошлого», начертанную нашими предками и временем на скальных массивах.
Поход выдался сложным, погода проверяла нас на прочность, мы буквально выхватывали несколько часов между дождями, чтобы совершить переходы к пещерам. Ребятам пришлось пройти настоящее боевое крещение на выносливость, силу духа, сплоченность, взаимовыручку. По итогам похода мне, как руководителю, хочется сказать огромное спасибо всем участникам и родителям ребят, которые помогают нам во всем, верят в нас и поддерживают наши стремления.