Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Брянска имени Героя Советского Союза П.В. Кучерова»
Городской конкурс по гражданско-патриотическому воспитанию
детей и подростков «Растим патриотов» среди педагогических работников
образовательных учреждений г. Брянска, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Номинация «Лучшая разработка урока (учебного занятия) по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»
Тема урока: Они сражались за Родину («Химия на службе Отечеству в годы Великой Отечественной войны», урок обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»)Автор: Кузина Ольга Игорьевна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №29 г. Брянска
2014 год
Тема урока: Они сражались за Родину («Химия на службе Отечеству в годы Великой Отечественной войны», урок обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»)Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по темам: «Строение атома. Массовая доля химического элемента. Количество вещества.»Задачи урока:
Обучающие (познавательные):
Обеспечить в ходе урока закрепление и повторение следующих основных химических понятий: строение атома и зависимость строения от положения в таблице химических элементов Д.И. Менделеева, символы химических элементов. Решение задач с понятием «массовая доля химических элементов», «количество вещества»
Продолжить формирование умения извлекать информацию при чтении текста.
Продолжить формирование специальных умений по предмету химии – работа с периодической системой химических элементов .Воспитывающие (воспитательные):
Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: а) объективность и реальность окружающего мира; б) причинно-следственные связи между строением атома и его свойствами; в) обусловленность развития химической науки потребностями производства, г) истинность научных знаний и законов природы.
Продолжить формирование научной (химической) картины мира.
Формирование патриотических чувств обучающихся на примере фактов из жизни советских ученых-химиков, работавших в годы войны.
Развивающие (развитие внимания, памяти, мышления, воображения, воли, эмоций, мотивов, познавательных интересов, склонностей, способностей, потребностей).Развивать у учащихся умение компактно и логически последовательно излагать свои мысли.
Развивать самостоятельность и волю учащихся, используя для этого творческие задания, дискуссии.
Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации удивления, желания помочь товарищу, занимательности, используя яркие примеры, воздействующие на чувства учащихся.
Развивать способности, склонности, познавательный интерес, мотивы и потребности учащихся, используя данные о применении изучаемых химических объектов в окружающем мире.
Данный урок проводится как предпоследний урок в теме « Простые вещества» и направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме, подготовку к контрольной работе.
Форма организации учебной деятельности: урок
Возраст учащихся: 8 класс
Обеспечение: таблица химических элементов Д.И. Менделеева, распечатки заданий
Оборудование: периодическая система химических элементов, компьютер, проектор.
Урок химии
Тема: Они сражались за Родину («Химия на службе Отечеству в годы Великой Отечественной войны», урок обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»)1 этап: Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Звучит музыкальный фрагмент «Священная война»
Слова учителя: В мае 2015 года мы будем праздновать 70 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это была поистине народная, «священная» война, где каждый человек внёс свой вклад, приближая Победу. Так геохимик Александр Евгеньевич Ферсман в те годы писал: «Война потребовала грандиозных количеств стратегического сырья…бесконечное разнообразие различных химических веществ, начиная со сплавов и кончая сложными продуктами переработки нефти, угля и пластмассами, - всё это сейчас требуется в громадных количествах.… Только шесть химических элементов не нашли себе применения в военной технике…»
Эти слова одновременно выведены на экране проектора.
Учитель: Вчитайтесь ещё раз в эти слова и попытайтесь сформулировать тему урока, продолжив предложение, записанное на доске.
«Верно ли утверждение, что в химических лабораториях, на химических производствах …(ковалась победа над врагом)
А параллельно мы будем повторять материал по строению атомов, их положению в таблице Менделеева, решению задач.
2 этап: Повторение и коррекция опорных знаний (проверка умения учащихся применять знания в стандартных ситуациях)
Знаете ли вы, что…
Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его сплавы с магнием, марганцем, бериллием, натрием, кремнием используются в самолётостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и всё вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскалённый магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолётов. Так, при отражении налётов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолётов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолёты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги.
Задание№1.
Выберите из перечисленных выше в тексте веществ неметалл. Дайте характеристику строения атома элемента, образующего данное вещество. Свой ответ обоснуйте.
Вопрос учителя: Какой химический элемент называют неметаллом?
Ответ: У неметалла число электронов на внешнем энергетическом уровне 4 и более?
Вопрос: Как определить число электронов на внешнем энергетическом уровне?
Ответ: Номер группы
Выполнение задания.
Ответ: кремний – Si. Число протонов – 14 (порядковый номер элемента), электронов - 14 (равно числу протонов), нейтронов – 14 (28-14, массовое число минус порядковый номер)
+14Si )2е)8е)4е (число энергетических уровней равно номеру периода)
Задание №2.
Определите, какие простые вещества из, перечисленных в тексте, образованы атомами химических элементов, расположенных в побочных подгруппах периодической системы химических элементов. Запишите символы этих элементов и номера групп.
Ответ: Mn (VIIB), Hg (IIB)
Задание №3
Атомы каких химических элементов расположены в одном периоде, в одной группе?
Ответ: 3-й период – Na, Mg, Al, Si
2-я группа - Be, Mg, Hg
3 этап: Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для выполнения практических заданий (проверка умений учащихся применять знания в изменённых условиях)
Задание №4
На основании данных первых двух колонок таблицы, заполните оставшиеся:
Область применения Характеристика Название Химический символ
Этот металл относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из него и его сплавов изготавливали танковую броню, оболочки торпед и снарядов, наиболее важные детали самолётных двигателей. Расположен в 6 периоде, 6 группе, побочной подгруппе Вольфрам W
Его называют «автомобильным» метал лом. Сталь на основе этого металла дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготавливают солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Число электронов =23 Ванадий V
Без него не было бы радиолокаторов. В начале Великой Отечественной войны на основе свойства этого вещества превращать тепловую энергию в электрическую, советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов.Число электронов в ионе с зарядом +4 равно 28 Германий GeЕго называют металлом чудесных сплавов. Эти сплавы использовались для изготовления магнитных мин. 4 период, 8 группа, побочная подгруппа. Число нейтронов = 32 Кобальт Co
Этот металл — важнейший стратегический материал для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций Число протонов в атоме - 73. Тантал Ta

А знаете ли вы, что…
В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав 90 % меди и 10 % олова — так называемый пушечный металл. Сплав 68 % меди и 32 % цинка — латунь — использовался для изготовления гильз артиллерийских снарядов и патронов. Сплав меди, цинка, олова – морские латуни.
Задание №5.
На основании полученных данных рассчитайте, какое количество вещества меди и олова необходимо взять для получения 1 тонны пушечного металла; какое количество вещества меди и цинка необходимо взять для получения 1,5 тонн латуни.
Ответ:
Дано:
m (сплава)= 1т
w(Cu) = 90%
w(Sn) = 10%
____________________
n(Cu)-?
n(Sn) - ?
Решение:
m(Cu) = m(сплава)*w(Cu)= 1*0,9= 0.9 т=900 кг
m(Sn)= m(сплава)- m(Cu) = 1-0,9 = 0,1т = 100кг
n = mMn(Cu) = 900 кг64 кг/кмоль = 14,0625 кмольn(Sn)= 100кг119кг/кмоль=0,84 кмоль А знаете ли вы, что…
В марте 1943 г. физик-оптик С. И. Вавилов писал химику-органику А.Е. Арбузову: «Обращаюсь к Вам с большой просьбой — изготовить в вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора». Препарат был получен, его использовали при изготовлении оптики для танков. Это имело большое значение для обнаружения врага на далеком расстоянии.
Задание №6
Зная, что 15 г 3,6-диаминофталимида составляют 0, 08475 моль вещества, а массовые доли углерода, азота, кислорода и водорода соответственно равны 54, 2%, 23,7%, 18,1% и 4,0%, определите молекулярную формулу 3,6-диаминофталимида.
Ответ:
Дано:
m= 15г
n= 0,08475 моль
ω (C)= 0,542
ω (N)=0,237
ω (O)= 0,181
ω (H)=0,040
_______________
CxHyOzNnРешение:
M = m n= 15г0, 08475 моль = 176,99 г/моль ≈177 г/моль
ω = n ArM Отсюда n=MωArn(C) = 177*0,54212=8n(O) = 177*0,18116= 2
n(N)= 177*0,23714= 3
n(H)= 177*0,0401=7Ответ: C8H7O2N3
4 этап: Подведение итогов
Давайте вернёмся к вопросу нашего урока: «Верно ли утверждение, что в химических лабораториях, на химических производствах ковалась победа над врагом?» (ответы учащихся)
Свою работу в лабораториях учёные рассматривали как боевое задание фронта.
…У каждого была своя война,
Свой путь вперёд,
Свои участки боя,
И каждый был
Во всём самим собой,
И только цель
У всех была одна. ( М. Алигер)
5 этап: Домашнее задание
Повторить материал §§4, 5, 6,15
Творческое задание: составить кроссворд по теме «Химические элементы в годы войны»