Планирование и организация уроков повторения на уроках русского языка в начальной школе

Планирование и организация уроков повторения на уроках русского языка
в начальной школе

Эффективность процесса обучения определяется тем, какие знания, умения и навыки приобретают учащиеся в учебной деятельности, как формируются универсальные учебные действия. Обеспечению прочности и осознанности знаний в значительной степени способствует систематическое повторение учебного материала и разумная организация уроков повторения. Важна и другая функция повторения - контроль за знаниями учащихся. Повторение дает возможность учителю видеть глубину усвоения детьми изучаемого материала, обнаружить пробелы и недоработки в знаниях учащихся, выделить вопросы, легко и трудно усваиваемые детьми, и тем самым предупредить в дальнейшем многие ошибки.
В ходе повторения исправляются ошибки, идет обогащение знаний новыми сведениями, навыками. Повторение может сопровождаться и проверкой знаний, а это активизирует весь процесс формирования знаний, значительно повышает степень усвоения нового материала, объясняемого учителем, так как создает определенную направленность на это усвоение. Действительно, перспектива проверки знаний активизирует детей, стимулирует их к самопознанию и саморазвитию.
Повторение способствует творческому росту самого учителя. В самом деле, выявленные в ходе повторения ошибки или пробелы в знаниях учащихся заставляют учителя искать более эффективные формы работы, методы и приемы изложения знаний.
Повторение оказывает и большое воспитательное воздействие на учащихся. Оно заставляет с ответственностью относиться к выполнению домашних заданий, что в дальнейшем перерастает в добросовестное отношение к любой работе. У детей развивается самостоятельность, дисциплинированность. Таким образом, систематическое повторение является существенной стороной процесса обучения.
Уже в начале учебного года учитель видит, какие ошибки допускает учащийся. Их появление объясняется разными причинами:
-дети многое забывают за летние каникулы, знания их становятся разрозненными, бессистемными
- у детей происходит резкая смена режима - от отдыха к трудовой деятельности
Все это заставляет учителя так продумывать методику и организацию уроков повторения, чтобы они вызывали у учащихся живой интерес, заставляли их активно мыслить, обеспечивали прочное усвоение материала, грамотное выполнение тренировочных упражнений и помогали ликвидировать пробелы в знаниях. В системе уроков повторения учителю необходимо предусмотреть работу по предупреждению и преодолению орфографических ошибок у отдельных учащихся, для чего необходимо вести учет этих ошибок.
В начале учебного года дети допускают довольно разнообразные ошибки и учитель пытается повторить как можно больше правил. Это стремление естественно, но следует помнить, что поверхностное, беглое повторение, при котором лишь воспроизводятся формулировки орфографических правил, малоэффективно. При повторении правил учителю необходимо позаботиться о том, чтобы дети вспомнили в полном объеме, что надо делать, как делать и в какой последовательности.
Например, при повторении правила правописания безударных гласных в корне слова дети должны восстановить все основные звенья в цепочке действий, которые приведут их к правильному результату:
Что надо делать? (проверять безударную гласную в корне слова, изменять слово и подбирать однокоренное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную,..), т.е. дети должны хорошо знать формулировку правила;
Как делать?
а) чтобы поставить ударение, нужно произнести слово и определить ударный слог, выделить безударную гласную и определить в какой части слова она (или они) находятся;
б) чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и т.д.
3. В какой последовательности производить действия?


Привлечь внимание детей к ранее изученному орфографическому материалу помогают разнообразные средства наглядности: предметные и сюжетные картинки с заданиями, грамматические и орфографические таблицы, ТСО , ЦОР. Орфографические правила хорошо подавать в виде схем, таблиц. Записи должны появляться постепенно, по мере тех выводов, которые делаются в процессе повторения правил.
Чтобы постоянно поддерживать внимание учащихся в период повторения, целесообразно использовать разнообразные виды работ: списывание с разными заданиями, слуховые обучающие диктанты, сочетать орфографические упражнения с заданиями по развитию речи. Виды обучающих диктантов прекрасно вписываются в систему упражнений, направленных на повторение ранее изученного и предупреждение орфографических ошибок.
«Безошибочный диктант» является вариантом предупредительного диктанта. Термин «безошибочный» имеет скорее психологическое значение: он мобилизует внимание учеников, прельщая их заманчивой перспективой «безошибочного письма». Он проводится так: до записи каждого продиктованного предложения дети могут задать любой вопрос, связанный с правописание того или иного слова. Ответы на вопросы обычно дают сами учащиеся. Этот диктант стимулирует активное внимание детей к письму, обостряет их орфографический интерес к слову.
Диктант «Проверяю себя» является вариантом объяснительного диктанта. Методика его проведения состоит в том, что учитель диктует, а ученики пишут, но в процессе письма учащиеся подчеркивают все сомнительные для них места, чтобы потом спросить, правильно ли они написали то или иное слово.
Вариантом зрительного диктанта является «Подготовленный диктант», который также способствует у детей осознанного орфографического анализа и служит средством предупреждения ошибок. В отличии от письма по памяти дети не заучивают текст, а внимательно его рассматривают и выписывают те слова, которые вызывают у них сомнения. Текст закрывается, а выписанные слова остаются перед глазами учащихся и служат для них средством самоконтроля и предупреждения ошибок. После этого учитель открывает текст на доске (или страницу учебника), работа еще раз проверяется, зачитываются слова, выясняется, что именно затрудняло учащихся и почему.
Повторение пройденного имеет большое значение для каждого предмета, состоит в четко продуманной системе методических приемов для организации целенаправленного повторения.

15