Организация повторения на уроках математики в начальных классах





Из опыта работы
учителя начальных классов


Кузнецовой
Екатерины Фёдоровны








МБОУ ЛИЦЕЙ № 3
г. Минеральные Воды
2015 год

Организация повторения
на уроках
пройденного материала.

Повторение пройденного материала на уроках необходимо для более прочного усвоения и запоминания. При этом повторения должны быть осмысленными и планомерными, а не являться механическими. Распределять повторение следует на несколько дней, а не проводить их в один день. Опыт психологов показывает, что если до изучения определённого учебного материала в один день до полного его запоминания требуется повторить его 24 раза, то при распределении повторений на несколько дней число повторений уменьшается вдвое. Наблюдая за учащимися, всё больше убеждаюсь в том, что плохая успеваемость часто результат неорганизованного внимания детей. Невнимательный ребёнок нередко слышит только половину того, что говорит учитель. Чтобы во время работы на уроке математики поддержать внимание таких детей на нужном уровне, я разрешаю коллективные ответы с места, когда по знаку учителя дети продолжают рассуждать самостоятельно. Это помогает им внимательнее следить за ходом объяснения. Учу детей рассуждать с карандашом в руке, делая пометки в тетради. Этот приём помогает поддерживать внимание на должном уровне, не позволяет детям отключаться в момент повторения, кроме того употребляет их потребность в движении. Делая пометки карандашом, невнимательный ученик невольно включается в ход рассуждения. Приём работы с карандашом в руке помогает учащемуся разобраться в содержании задачи, наметить правильный ход её решения, помогает разобраться в составе чисел, при сложении и вычитании с переходом через десяток, деления с остатком и прочее. Большую отдачу на уроке даст использование наборного полотна, сигнальных карточек, карточек с цифрами и арифметическими знаками. Применение на уроках индивидуальных маленьких досок, мела позволяет видеть на устном счёте мыслительную работу сразу всего класса, выявлять отстающих. Сводится на нет процент «неуспевающих» в счёте детей; активизирует внимание детей к устному обоснованию ответов. На уроках повторения, в ходе работы с индивидуальными досками предлагают выйти к доске сразу 3 – 4 детям с полученными разными ответами. Оставшиеся дети выбирают правильное решение, дают ему обоснование, выявляют, в чём именно ошибка у других детей. Такая работа позволяет детям расширять свои познания, уверенно мотивировать свои действия, развивает способности работать самостоятельно. На уроках повторения даёт определённые результаты и работа в паре и группами по 4 – 6 человек. Работа в паре обычно сводится к взаимному контролю, что не скажешь о работе группой. В группу я объединяю ребят с различной успеваемостью, и от ответа каждого зависит общая отметка. Ученики заинтересованы в том, чтобы делиться знаниями, помогать отстающему, объясняя ему ещё раз выбор действия или ход решения.
На уроках математики я использую и также приёмы многократного повторения как:
Рассказ по схеме учителя (в ходе объяснения нового материала на доске появляются условные знаки, схема своеобразная, по которой впоследствии будут объяснять ход мыслей сначала сильные ученики, а потом уже и послабее).
Повторение этого же способа решения, но основными примерами усложнённого типа.
Воспроизведение этого же способа решения при работе в паре (контроль на индивидуальном наборном полотне или доске).
Наконец, работа над знанием группой, объяснение способа решения своих примеров соучениками группы.

Так же на уроках повторения для групповой работы они используют задание, связанное с исправлением ошибок. Например, в решении примеров, уравнений, сравнений. Каждая группа работает вначале индивидуально, находит, где по его мнению допущены ошибки, получает свой результат, который затем обсуждает с членами группы. После такой работы обычно идёт фронтальная работа ученика и учителя, где и классифицируются различные виды ошибок и упущений, встречающихся у детей. Эта форма работы позволяет затем детям находить ошибки и в своих самостоятельных работах. С целью закрепления знания учащегося и для отработки навыков, даю индивидуальные карточки разной степени трудности (по нарастающей).
Нередко использую приём самостоятельного составления задач, примеров, уравнений по теме самих учащихся, что требует умение рассуждать от результата, предвидеть ход решения задания.
При закреплении знаний по усиленной нумерации для работы необходимы счётные палочки, а так же карточки с цифрами. При задании составить число 234 ученик использует наложением карточки 200, 30, 4, что ещё раз закрепляем знание разрядных слагаемых.
Подводя итог, хочу сказать, что мой принцип работы – краткость объяснения и многократность повторения, так как усваивается материал, когда он подвергается активной мыслительной переработке. Формы работы при повторении стараюсь разнообразить, но так, чтобы все основывалось на активной мыслительной деятельности ребёнка, потому что при повторении материал как бы заново переосмысливается.
Почти на каждом уроке учитель применяет какое – нибудь необычное оснащение учебного процесса, творить которое приходится самому учителю.



"Организация повторения
на уроках математики"Times New RomanБумажный пакет15