Рабочая программа по элективному курсу общей биологии Хромосомы и пол


Пояснительная записка
Программа курса «Хромосомы и пол» предназначена для учащихся10- 11 классов. Рассчитан на 34 часа (1час в неделю). Вид элективного курса: предметно-ориентированный.
Программа предлагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология»,таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции».
Программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существе мужского или женского пола; причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения.
Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, размножении, росте и их проявлениях в организме человека.
Задачи курса:
1.Систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения;
2.Расширять биологические знания через исторический обзор, изучение персоналий и толкование ряда вопросов;
3.Углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции;
4.Показать значение в раскрытии механизма наследовании и определении пола цитологических и генетических знаний;
5.Познакрмить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного поло-ролевого поведения и причинами их возникновения;
6.Сформироватьпотребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;
7.Научить умение вести научную дискуссию, эвристическую беседу.
Содержание учебного материала программы
Соответствует целям профильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу. Благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины, с медицинскими специальностями; готовит учащихся к ЕГЭ, вхождению во взрослую жизнь.
В результате обучения учащиеся должны:
Приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);
Осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
Научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым поведением;
4) Расширить свои представления о профессиях.
Основные формы и методы
- лекции
-защита рефератов
-практикумы по решению задач
-сообщения
-семинары
- индивидуальная форма работы
-тесты, лабиринты
- интернет
Учебно-тематический план

п/п Наименование
разделов и тем курса Всего
часов Лек-
цииПракти-ческие,
самосто-ятельныФорма
контроля
1 Введение
Занятие№1.Странности обыденной жизни.
Занятие№2.Человек как объект генетических исследований. 2 2 2 Существуют ли « гены сексуаль-ности»?
Занятие№3.Предэмбриональный период развития. Сперматогенез.
Занятие№4.Предэмбриональный период развития. Овогенез.
Занятие №5-6.Оплодотворение.Эмб-рилнальный период развития.
Занятие № 7.Хромосомы-носители наследственных задатков.
Занятие №8 «Лестница жизни».
Занятие №9.Существуют ли отдельные «гены сексуальности»?
Занятие № 10.Возможно ли «непорочное» зачатие ?8 5
1
1
1
1
1
3
1
1
1 Творче-ские задания
тест
Семинар
Творчес-кое задание
3 Нарушение определения пола
Занятие № 11.Человек как объект генетических исследований.
Занятие № 12.Гены и здоровье.
Занятие № 13.Таратогены.
Занятие № 14.Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом.
Занятие №15.Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром.
Занятие № 16-17.Популяционная генетика. Закон Харди- Вайнберга. 7 4
1
1
1
1 1
1
1
1 Сост-е родословной
Тест
семинар
4. Наследование, сцепленное с полом.
Занятие № 18.Типы определения пола.
Занятие № 19.Характеристика болезней человека, гены которых локализованы в половых хромосомах.
Занятие № 20-21.Решение задач. Наследование, сцепленное с полом.
Занятие № 22.Наследование групп крови по системе АВО 5
3
1
1
1
2
1
1 Тест
п/рп/р5 Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание
Занятие №23-24.Моногибридное скрещивание.1 закон Менделя.
Занятие № 25. 2 закон Менделя.
Занятие № 26-27.Дигибридное скрещивание.
Занятие № 28.Анализирующее скрещивание.
Занятие № 29-30.Взаимодействие неаллельных генов.
9 5
1
1
1
1
1 4
1
1
1
1 п/рп/рп/рп/р6 «Мальчик или девочка»?
Занятие №31. «Мальчик или девочка»?
Занятие №32.Медицинская генетика.
Занятие № 33-34.Заключительное занятие. 4 2
1
1 2
1
1 Рефераты
Защита эссе
Итого 34 21 13 Содержание курса
1.Введение(2 часа)
Цели и задачи курса.
История вопроса пола. Аристотель, Леонардо да Винчи, А.Везалий. К. Бэр: «Все живое из яйца». Вводная диагностика.
2.Существуют ли « гены сексуальности»?(8 часов)
Гаметы, их отличие от соматических клеток. Гаметогенез. Фазы сперматогенеза. Строение сперматозоида. Овогенез, его фазы. Особенности строения яйцеклеток животных и человека. Овуляция. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение, его фазы.
Хромосомы- носители наследственной информации. История открытия хромосом. В. Гофмастер, А. Вейсман. Хромосомы, их строение и типы. Кариотип человека - мужчин и женщин.
История открытия нуклеиновых кислот. И.- Ф. Мишер, Р.Альтман, Д. Уотсон, Ф. Крик, М.Уилкинс, их вклад в изучение ДНК. ДНК: правило Чаргаффа, сущность принципа комплементарности.
Эмбриональный период развития. Дробление, его виды и формы. Бластула. Типы бластул. Гаструляция. Типы гаструл. Производные зародышевых листков. Морфологические движения клеток при органогенезе. Ранее развитие млекопитающих. Половое развитие зародыша. Открытие партеногенеза :К.Зибольд, И. Даревский. Виды партеногенеза – гаплоидный и диплоидный. Естественный и искусственный партеногенез.
3.Нарушение определения пола.(7 часов)
Наследственные заболевания, их причины: мутации, изменение числа хромосом. Евгенека. Причины нарушения числа хромосом. Тератогены, их влияние на организм. Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом:синдром Шерешевского – Тернера, синдром Клайтфельтера, трисономия по половым признакам. Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром.
Практическая работа №1. Популяционная генетика человека. Закон Харди –Вайндерга.
4.Наследование, сцепленное с полом. (5 часов)
Типы определения пола. Соотношение полов. Гомо- и гетеро-гаметный пол. Типы хромосомных наборов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков , контролируемых генами, локализованными Х- и У – хромосомах.
Практическая работа №2.Решение задач по генетике. Наследование признаков, сцепленных с полом.
5.Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание(9 часов).
Решение задач на различные законы классической генетики.
Практическая работа № 3.решение задач, анализ полученных результатов.
6. « Мальчик или девочка»(4 часа)
Девиации в полоролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация, несформированность полоролевого поведения.
Медицинская генетика. Медико – генетическое консультирование. Выбор пола по желанию. Коррекция пола. Наследственные заболевания, их предупреждение и лечение.