Предмет и задачи возрастной психологии


Предмет и задачи возрастной психологии
Предмет возрастной психологии. Возрастная психология изучает источники, условия, движущие силы и закономерности онтогенетического развития.
Основная задача возрастной психологии: изучение хода и условий полноценного, то есть оптимального для каждого возраста психического развития. Развитие всегда осуществляется в конкретной социальной ситуации, что с необходимостью предполагает учет опосредствующего влияния различных макро- и микроструктурных условий, которые преломляются через жизненный опыт человека, его личностные и индивидуальные особенности, психологический склад.
Важнейшие практические задачи: изучение психологических новообразований и их диагностика.
Актуальная задача практического применения возрастной психологии - оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста.
Изучение возрастных особенностей должно осуществляться не только с точки зрения актуального уровня развития, но быть адресовано к выявлению “завтрашнего дня развития” личности, осуществлять научный прогноз развития.
Две формы возрастной психологии:
-описательная, так как ее основной задачей является фиксация актуального хода развития, не предполагающая возможности прослеживать логику развития в будущем;
– проективная, для нее характерно активное моделирование.
Тест
Предмет возрастной психологии:
А) источники, условия, движущие силы и закономерности онтогенетического развития;
Б) движущие силы и закономерности онтогенетического развития;
В) источники, движущие силы и закономерности онтогенетического развития;
Г) возрастные периоды развития.
2. Основная задача возрастной психологии:
А) изучение хода развития для каждого возраста;
Б) изучение условия развития для каждого возраста;
В) изучение психологических новообразований;
Г) изучение хода и условий полноценного для каждого возраста психического развития.
3. Какие существуют формы возрастной психологии?
а) описательная и характеризующая;
б) описательная и проективная;
в) проективная и мыслительная;
г) описательная и практическая.
4. Изучение психологических новообразований и их диагностика это:
А) основная задача возрастной психологии;
Б) актуальная задача практического применения;
В) важнейшая практическая задача;
Г) форма возрастной психологии.
5. Актуальная задача практического применения возрастной психологии:
А) описательная, так как ее основной задачей является фиксация актуального хода развития, не предполагающая возможности прослеживать логику развития в будущем;
Б) оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста;
В) изучение хода и условий полноценного для каждого возраста психического развития;
Г) изучение психологических новообразований и их диагностика.
Задача
Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада
детям старшей группы.
1.Коля - ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень
трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин.
Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует.
2.Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто
болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и
поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается.
Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его
недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова.
Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз их успешности
обучения. Разработайте рекомендации родителям по подготовке каждого ученика к
школе.
Психологическое содержание понятия «возраст». Основные психологические характеристики возраста: кризис, социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования.
Существует три временные модальности обрисовывают психическое развитие – это хронологический возраст, социальный возраст, психологический возраст.
Хронологический возраст помещает человека в различные жизненные периоды от рождения до смерти.
Социальный возраст отражает систему норм, предписаний и вариантов поведения, усвоенных в данном возрасте в данном обществе.
Психологический возраст выступает как совокупность субъективных переживаний личности проживаемого возрастного этапа, это возрастная характеристика самосознания, зависящего от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой системы самореализации личности.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей. В одних случаях эти критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, пенсионный возраст), в других – собственно психологическими, фактическими, основанными на понимании сущности происходящих изменений в психическом развитии (подростковый возраст, ранняя юность, зрелость).
Возраст является не хронологической и не биологической (хотя созревание анатомо-физиологических функций учитывается при анализе возрастного развития), а социально-психологической категорией.
Вместо отдельных психических процессов и функций (восприятие, память, мышление), традиционно изучаемых психологией, необходимо рассматривать целостные возрастные периоды развития. В отличие от этих частных, психических единиц, они имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль каждой частной линии развития (развитие памяти, воображения, мышления и т.д.)
Социальная ситуация развития– это система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода и определяющих целиком и полностью те формы, и тот путь, следуя по которому, индивид приобретает новые и новые свойства личности (Л.С.Выготский). Социальная ситуация создает единственные и неповторимые связи и взаимоотношения ребенка со взрослыми и со средой в целом.
Социальная ситуация развития задает ту форму активности, которая ей соответствует, - типичную для данного возраста деятельность ребенка. Так, для младенческого возраста такой адекватной социальной ситуации деятельностью будет непосредственно-эмоциональное общение.
При анализе социальной ситуации развития необходимо учитывать ее субъективный аспект — внутреннюю позицию ребенка, отражающую активно-действенную позицию ребенка в отношении социальной действительности, своей объективной социальной позицией, преломленную системой потребностей и мотивов (Л.И.Божович)
Ведущей деятельностью называется такой ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является ролевая игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются и учебной, и трудовой деятельностью.
Психологические новообразования являются результатом, своеобразным продуктом ведущей деятельности. По мысли Л.С.Выготского, психологические новообразования характеризуют сущность возрастного периода, аккумулируя в себе изменения, происходящие в деятельности и личности ребенка. Формируясь и проявляясь в ведущей деятельности, психологические новообразования представляют собой “сложную функциональную систему из ряда сторон психического развития ребенка”.
Критический период — это такой период, в котором на протяжении относительно короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности. Развитие принимает бурный стремительных характер.
Тест
Перечислите временные модальности психического развития.
а) хронологический возраст, социальный возраст;
б) хронологический возраст, социальный возраст, психологический возраст;
в) социальный возраст, психологический возраст;
г) хронологический возраст, социальный возраст, психологический возраст, возраст мышления.
Система отношений между личностью данного возраста и социальной действительностью это:
а) возраст;
б) социальная ситуация развития;
в) социально-психологическая категория.
Ведущий тип деятельности это:
а) ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности;
б) это такой период, в котором на протяжении относительно короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности;
в) результат, продукт ведущей деятельности;
г) оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста.
Критические период это:
а) ее вид, который на данном возрастном этапе обуславливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и психических свойствах личности;
б) это такой период, в котором на протяжении относительно короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности;
в) результат, продукт ведущей деятельности;
г) оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста.
5. Психологические новообразования это:
а) результат, продукт ведущей деятельности;
б) период, в котором на протяжении относительно короткого времени сосредотачиваются резкие капитальные сдвиги и переломы психики личности;
в) социально-психологическая категория;
г) оптимизация психического развития во всех возрастных периодах, максимальное использование ресурсов и потенциала каждого возраста.
Задача
Какая особенность психики детей проявилась в данном примере? Является ли она закономерной для этого периода развития?
Дошкольникам показывали два равных по весу шарика из пластилина. Убедившись в том, что дети считали их одинаковыми, у них на глазах меняли форму одного шарика – раскатывали его в «колбаску». Затем детей спрашивали, одинаковое ли количество пластилина в шарике и в колбаске. Дети отвечали: «Нет, в колбаске больше, потому что она длиннее».