Урок по биологии для 9 класса «Предмет и задачи биологии. Вклад ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин»


9 класс
Тема урока: Введение. Предмет и задачи биологии. Вклад ученых Казахстана в развитие общебиологических дисциплин.
Цель урока:
Обучающая: рассмотреть задачи и методы исследования общей биологии; важнейшие открытия и вклады в развитие биологии ученых РК
Развивающая: продолжить формирование знаний учащихся по новым биологическим терминам, прививать навыки самостоятельной работы;
Воспитывающая: выявить значение биологических наук перед человечеством, воспитывать чувство долга перед окружающим миром.
Тип урока: овладение новыми знаниями, формирование навыков и умений при выполнении сам.р.
Форма организации урока: лекция, беседа, сообщения.
Ход урока:
Орг.момент, цель
Актуализация
А) Выяснить разделы изучающие в общей биологии:
Микробиология – наука о микроорганизмах
Микология – царство грибов
Зоология – царство животных
Анатомия – строение чела человека
Зоология – наука о животных.
Генетика – о наследственности и изменчивости
Экология – охрана окружающей среды
Общая биология – изучает общие принципы организации живых систем, закономерности развитии живого (отдельных организмов и жизни в целом)
Б) Рассмотреть задачи и методы исследования живой материи.
Описательный – подробное описание предметов и явлений. (Гарвей – описание кровеносной системы)
Сравнительный – устанавливает сходство и различие разных изучаемых объектов: организмов, органов, тканей, клеток, молекул (Карл Линей – классификация растений и животных)Экспериментальный (Луи Пастер разработал экспериментальные основы микробиологии)
Современные методы: хромотография, микроскопия, спектрометрия и т . д.
В) Выяснить основные уровни организации живых организмов и их свойства
Молекулярный уровень – органические и неорганические вещества входящие в состав клетки и организма. На этом уровне наблюдаются процессы: биосинтез, мутации, передача наследственной информации, накапливание энергии и т.д.
Из концентрированных белков и нуклеиновых кислот образовались коацерватные капли, или коацерваты, которые дали начало одноклеточным организмом без оболочки.
Клеточный уровень –все организмы состоят из клеток.
Организменный – клетки объединяются и образуют ткани, органы, системы органов и целостный организм.
Популяционно – видовой –организмы отдельно существовать не могут, поэтому они группируются образуя популяции. Популяции имеют свой генетический набор и среду обитания.
Биоценотический – образуют совокупность различных популяций определенной среды.
Биосферный наивысший уровень организации жизни. Совокупность всех биоценозов на Земле
Г) Рассмотреть биологические науки в республики Казахстан и вклад в развитие биологии ученых РК.
В настоящее время в республике существует ряд научно-исследовательских институтов биологического направления (почвоведения, ботаники, зоологии, микробиологии, вирусологии, биохимии, генетики, молекулярной биологии. В Казахстане с участием ученых И.Байтулина, М..Байтенова, Б.Быкова и других были проведены ботанико-географические и геоботанические исследования.
В 1956-1966 гг. вышел в свет 9-томный труд «Флора Казахстана». В 1988 г. издан 4-томный труд А.Слудского и А.Бекенова «Млекопитающие Казахстана
В 1983 г. был организован и стал крупным центром Институт молекулярной биологии и биохимии, в котором впервые в стране начались исследования по клеточной и генной инженерии, геномом растений. Позже в Алматы и Астане открылись биотехнологические центры.
Биологии Казахстана продолжают работы по одомашниванию и разведению диких животных.
Выведены породы овец, как казахский архаромеринос и полутонкорунная, жетысуйские породы свиней. Получены устойчивые к засухе и болезням сорта злаковых.
Закрепление новой темы. Биологический диктант по новым терминам (самопроверка)Итог урока.
Дом. задание: подготовить сообщения о вкладе ученых РК в развитие биологии
Рефлексия