Программа преемственности между дошкольным и начальным образованием

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кировская школа-гимназия №2»Кировского района Республики Крым

Утверждена
на педагогическом совете
«28» августа 2015года





Программа преемственности дошкольной и начальной ступеней образования








2015-2016 учебный год.



Обоснование программы

Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» (далее Школа-гимназия) имеет широкие возможности для реализации программы преемственности, так как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы ДОУ и начальная школа.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы Школы-гимназии возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Программа преемственности основывается на следующих теоретико-методологических положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования Школы-гимназии.
Задачи программы:
1.Создать на территории Школы-гимназии единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса Школы-гимназии.
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Принципы построения программы
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации прораммы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Содержательные компоненты преемственности

Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.




Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
Семинары-практикумы.
Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках школы «Всезнайка».
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Открытые занятия
Консультации воспитателя, учителя начальных классов
Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника «Всезнайка».
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
Этапы реализации программы преемственности

Направления
работы
1 этап
2 этап
3 этап


подготовительный
Внедренческий
Результативный


2015-2016
2016-2017
2018

Теоретическое и
Информационное обеспечение программы.
Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты)
Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по проблеме преемственности
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Подготовка нормативно-правовой базы. Разработка программы проведения эксперимента. Изучение социума (запросы родителей).
Определение уровня готовности детей к школе. Педагогическая диагностика изучение профессионального уровня воспитателей, учителей начальных классов.
Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе.
Определение влияния инновационных технологий на воспитательно-образовательный процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГТ, ФГОС НОО
Оценка деятельности дошкольных групп и начальной школы со стороны родителей.
Формирование банка данных по имеющимся технологиям. Сбор данных в банк развития идей школы.

Обработка информационно-аналитических материалов по сравнению двух этапов. Определение уровня и качества знаний детей в динамике.
Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения.
Публикации о ходе инновационной деятельности в сборнике
Презентация педагогического опыта в рамках работы экспериментальной площадки и на методических объединениях специалистов ДОУ и начальной школы.

Финансовое, материально-техническое обеспечение.
Изучение наличия и оптимального использования МТ базы.
Организация работы психолого-педагогической службы и сопровождение детей. Консультирование родителей будущих воспитанников
Организация работы логопункта с детьми дошкольного возраста, кружковой работы.
Анализ уровня развития МТ базы и ее возможностей для ведения инновационной деятельности в рамках программ эксперимента «Психолого-педагогические условия преемственности дошкольного и начального школьного образования»

Работа с педагогическими кадрами
Разработка и утверждение программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования», Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Создание картотеки планирования образовательного процесса.
Внедрение программы. Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГТ
Использования разных видов деятельности.
Повышение квалификации работников в рамках преемственности.
Интеграция образовательных областей
Собеседование, изучение материалов. Оформление опыта работы в сборнике площадки.
Определение качества и результативности

Работа с детьми
Выявление интересов потребностей, проблем в развитии.
Определение группы риска.
Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий психолого-педагогического обследования.
Организация образовательного процессе на основе принципов ФГТ.
Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами.
Подготовка индивидуальной карты при переходе на следующую ступень обучения.
Обработка результатов по усвоению программы.

Внешние связи с заинтересованными организациями.
Оформление договорных отношений по выбранному направлению с педагогическим колледжем
Организация работы ШМС, творческие встречи
Обобщение педагогического опыта, анализ результативности программы

Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества
Предоставление возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные формы работы. Психолого-педагогические консультации. Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий.
Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы через наглядную информацию, творческие отчеты пред родителями. Организация работы родительского комитета.
Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели. Результаты работы родительского комитета.

Анализ выполнения программы развития. Обеспечение оптимального пути выполнения Программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования»
Подготовка карт анализа. Выявление и анализ недостатков, корректировка.
Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка
Оценка использования результативности индивидуальных планов
Анализ выполнения образовательной программы и 2 этапа развития программы
Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса; Обобщение опыта работы, внедрение и распространение в дошкольные учреждения Составление методических рекомендации, подготовка итогового отчета по экспериментальной деятельности; Проведение научно-практической конференции.
Подготовка публикаций о результатах работы


На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы дошкольных образовательной группы и классов начальной школы Школы-гимназии по реализации преемственности.
Совместный план работы дошкольных образовательных групп Школы-гимназии по реализации преемственности (направление: МБ ДОУ – начальная школа)
№ п/п
Мероприятия
Цель мероприятия
Сроки
Ответственные

1.
Встреча учителей выпускных
4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп
1. Скорректировать план совместной работы начальной школы и дошкольных групп
2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “1 сентября – День Знаний”.
август
Зав.ДОУ, учителя начальных классов и воспитатели

2.
Диагностика, определяющая готовность детей к обучению в школе «Адаптация первоклассников», совместный педсовет с воспитателями дошкольных групп
Проанализировать уровни сформированности интегративных качеств первоклассников и готовности к обучению в школе, согласно модели
Сентябрь
Учитель начальных классов

3.
Праздник “1 сентября – День Знаний”.
1.Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия для повышения учебной мотивации.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Сентябрь
Зав ДОУ, учителя начальных классов и воспитатели

4.
Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах
Познакомить воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с детьми
Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.
В течение года
Зав. ДОУ , учителя начальных классов и воспитатели

5
Выставка продуктивной деятельности «Осенняя фантазия»
Совместное творчество учащихся начальных классов и детей дошкольных групп

Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

6
Мастер – класс для учителей: «Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп
Ноябрь
Воспитатели

7.
Совместное заседание ШМС
Общие понимания и требования готовности ребенка к школе
Выработать педагогами дошкольных групп и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе.
Ноябрь
Учителя начальных классов и воспитатели

8.
Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса начальной. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год.
Показать разнообразие программ в начальной школе.
Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.
Сентябрь - апрель
Учителя начальных классов и воспитатели

9.
Праздник “Мы теперь – ученики”.
Выявить возможность и место участия выпускников подготовительной группы в празднике “Мы теперь – ученики”.
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.
Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Ноябрь
Учителя начальных классов

10
Семинар-практикум
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе дошкольных групп и начальной школы
Знакомство с новыми образовательными технологиями
Ноябрь
Администрация школы

11.
Работа школы будущего первоклассника “Всезнайка” (проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольной группы)
1.Создание условий для личностного развития ребенка.
2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться
Октябрь - апрель
Учителя начальных классов и воспитатели

12
Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо» Шефская помощь учащихся начальных классов воспитанникам дошкольных групп. Обмен опытом по театрализованной деятельности педагогов начальных классов и дошкольных групп
Создание условий для совместного эмоционально фона при проведении праздников, развлечений, досугов, выставок
Декабрь
Учителя начальных классов и воспитатели

13.
Проведение совместного педагогического совета для обсуждения преемственности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста
Выявить особенности программ по речевому развитию
Подготовить к школе воспитанников дошкольных групп согласно программным требованиям ДОУ и школы.
Декабрь-
февраль
Учителя начальных классов и воспитатели

14
Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «Ловкие, сильные, быстрые», посвящённому Дню защитника Отечества
Привлечение учащихся начальных классов к проведению праздника
Февраль
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп

15.
Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу.
Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.
Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.
Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.
Апрель-май

Учителя начальных классов и воспитатели

16.
Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “Детский сад – семья – школа”
Привлечь родителей к обучению детей в школе
Сформулировать задачи дошкольной группы и семьи в подготовке детей к школе.
Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников дошкольной группы к обучению в школе.
Март

Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

17.
Экскурсии воспитанников дошкольных групп в школу в рамках «Дня открытых дверей»
Познакомить воспитанников дошкольной группы со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.
Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.
Март
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

18.
Праздник «Масленица»
Совместная организации праздника учащихся начальной школы и дошкольной группы
Март
Учителя начальных классов и воспитатели

19.
Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!”
Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста.

Апрель
Учителя начальных классов и воспитатели

20.
Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”
Помощь родителям в решении педагогических проблем.
Март - май
Учителя начальных классов и воспитатели

21
Выставка «Мир глазами детей». Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе


Учителя начальных классов и воспитатели

22.
“День открытых дверей” (по отдельному плану)
Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.
Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.
Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.
Март
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

24
Диагностическое обследование, определяющее успешность обучения первоклассников в конце учебного года
Определение уровня готовности к обучению в школе
Март
Администрация, учителя начальной школы

25
Круглый стол «Сравнительный анализ диагностики в начале и середине учебного года»
Обсуждение проблем в подготовке к школе детей дошкольной группы
Март
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп


Экскурсия «Введение в школьную жизнь» Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, школьным музеем, игровыми комнатами, кабинетом музыки
Путешествие по школьным станциям
Апрель
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели

16.
Праздник “Прощай, Азбука!”
1. Создать для будущего выпускника дошкольной группы условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.
2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.
Май


127.
Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы
Составить примерный план совместной работы начальной школы и дошкольных групп на будущий учебный год.
Подвести итоги совместной работы начальной школы и дошкольных групп по решению проблемы преемственности.
Апрель-май


28.
Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!”
Создать для будущего выпускника дошкольных групп условия возникновения желания учиться в школе.
Май
Воспитатели дошкольных групп

29
Педагогический совет «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой» Анализ работы по преемственности за год. Составление плана работы на новый учебный год. Создание консультативных пунктов для родителей будущих первоклассников на базе школы
Подведение итогов по реализации программы преемственности
Май
Администрация
Учителя начальных классов и воспитатели дошкольных групп
Психолог

Ожидаемые результаты программы
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника.
Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник



Исходя из новых федеральных государственных требований, при реализации программы преемственности необходимо опираться на сформированность интегративных качеств личности детей, приобретенных в процесс усвоения образовательной программы.

Содержание интегративных качеств личности детей


п/п
Критерии оценки результативности освоения программы детьми
Показатели
развития


Физическое развитие, сформированность культурно-гигиенических навыков

У ребёнка развиты основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.



Стремление к познанию, активность, любознательность

Ребёнок интересуется всем новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.



Эмоциональная отзывчивость

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.



Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.



Способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, на основе соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).



Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.



Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о культурных ценностях и традициях народов.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о традициях народов.


Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности

Ребёнок  умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У него сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215















Направления реализации программы преемственности

Организационно-методическое обеспечение

Работа с детьми дошкольной группы

Работа с родителями


13 PAGE 141815



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415