Технологическая карта по русскому языку. Урок в 5 классе на тему «Словообразование. Морфология. Синтаксис» (повторение и систематизация изученного)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
ДРОФА Л. И., учитель русского языка и литературы
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока: «Словообразование. Морфология. Синтаксис» (повторение и систематизация изученного).
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной;
содержательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, повторение и систематизация теоретического материала по словообразованию, морфологии и синтаксису, умение применить его в качестве опоры при решении учебных задач на уроке.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
мотивировка учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Ребята, хотите побывать археологами? А кто такие археологи? (выслушиваются ответы учащихся).

- Правильно, ребята. Археологи – такие люди, которые по мелким кусочкам могут восстановить сосуд, по одной косточке восстановить мамонта.
Наша задача - провести лингвистические «раскопки»: по «строительным кирпичикам» слова восстановить текст. Задание сложное, но увлекательное. А помогут вам понять сказку-загадку знания по словообразованию, морфологии и синтаксису.



Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.




Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)
Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)


2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
Самостоятельное чтение учащимися лингвистической сказки-загадки.
Пуськи бятые
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребознулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Ответы на вопрос:
- Что вы поняли, прочитав сказку-загадку? Какие открытия вы сделали?
Учащиеся самостоятельно читают сказку-загадку, затем высказывают своё мнение, отвечая на вопрос учителя















Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
Пошаговый контроль. Коррекция
«Лингвистические раскопки»
Беседа:
1. Какие знания по словообразованию пришли вам на помощь? Найдите и назовите знакомые окончания в словах. (-а, -у, -ые, - ит, -ют и др.).
2. О чём вы можете сказать, «откопав» окончания? (В тексте есть существительные, например: в И. п. – Калуша, в В. п. – бутявку, прилагательные в ед. ч. – некузявая, во мн. ч. – дюбые, бятые; глаголы – волит, трямкают и т. д.).
По аналогии учащиеся «откапывают» другие морфемы.
3. Как построены предложения в тексте, можно ли «отыскать» в них главные и второстепенные члены? (Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку – предложение простое, повествовательное, невосклицательное; грамматическая основа – Калуша сяпала и увазила; предложение распространенное: есть второстепенные члены – дополнение (бутявку), обстоятельство (по напушке); предложение осложнено однородными сказуемыми (сяпала и увазила).

Учащиеся вспоминают пройденный материал (морфемы (корни, приставки, суффиксы, окончания, толкуют определение термина «словообразование»; части речи; синтаксис (построение предложений, члены предложения), доказывают, каким именно образом они «расшифровали» сказку, какие знания по словообразованию, морфологии и синтаксису помогли им справиться с задачей
Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)(Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)
Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Умение структурировать знания (П3, построение речевого высказывания в устной форме)
Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)


Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
На данном этапе урока целесообразно использовать гимнастику для глаз.
Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.
С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:
вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке.
Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.


Можно использовать физкультминутку с проговариванием стихов. Выполняется сидя за партами:
дети “рисуют” глазами круг,
не поворачивая головы
“рисуют” окно
“рисуют” бревно
опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

Ученики выполняют одну из физкультминуток.
Текст может быть следующим:
Мы глазами поколдуем.
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать
выполнения заданий
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (работа в группах).
– О ком же идёт речь в этой сказке? «Переведите» её, сделайте понятной для всех, расшифруйте смысл сказки-загадки.

Вариант перевода сказки-загадки учениками.
Скакала лягушка по опушке и увидела гусеницу. И кричит:
- Лягушата, лягушаточки! Гусеница!
Лягушата прискакали и гусеницу проглотили. И подавились.
А лягушка говорит:
- Ой-ей-ей! Гусеница-то несъедобная!
Лягушата гусеницу выплюнули.
Гусеница выпрямилась, изогнулась и уползла с опушки.
А лягушка говорит:
- Гусениц не едят. Гусеницы волосатые и очень-очень невкусные. От гусениц умирают.
А гусеница кричит за опушкой:
- Лягушата подавились! Лягушата подавились! Очень противные! Козявки пузатые!
Учащиеся работают в группах, «переводят» сказку, затем один представитель от группы читает текст «переведённой» сказки. После выступления групп учащиеся определяют, чья сказка была наиболее интересной





Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)
Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


7.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
повторить способ нового знания

Рефлексия
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Какие знания и умения по словообразованию и синтаксису применили мы на уроке?
- Пригодятся ли нам эти знания и умения в нашей дальнейшей жизни? Аргументируйте свой ответ.
- Что вам понравилось сегодня на уроке? Нарисуйте своё настроение (можно предложить ученикам нарисовать смайлики: (всё понятно, урок понравился), (было интересно), (надо бы кое-что повторить), (грустно, потому что у других получилось лучше, чем у меня)

Учащиеся систематизируют свои знания по морфологии, словообразованию и синтаксису, которые помогли им справиться с задачами урока; делятся своими впечатлениями от урока.




Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)
Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)
Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)



Домашнее задание: параграф 124 («Разделы науки о языке»), стр. 283-287 (учебник 2008 г. изд.); упр. 717 (заполнение таблицы словами из справок и подобранными самостоятельно.
Для сильных учащихся дополнительно:
написать лингвистическую сказку (по аналогии со сказкой, используемой на уроке)




















Рисунок 4Описание: gl4.jpgРисунок 2Рисунок 3