Повторение о обобщение изученного материала по теме Морфология. (Методические рекомендации для учителей русского языка, реализующих программы основного общего образования)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 города Дубны Московской области»
Протокол заседания Методического совета
от__30.09.2015 №_2_
«Повторение и обобщение изученного материала
по теме «Морфология»
(на примере уроков русского языка в 6 классе)
Методические рекомендации для учителей русского языка,
реализующих программы основного общего образования
Автор: Якимова Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
Дубна 2015
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».
Л.Н.Толстой
Аннотация
Методические рекомендации «Повторение и обобщение изученного материала по теме «Морфология» представляют собой серию уроков по предмету русский язык.Методические рекомендации направлены на использование современных технологий в преподавании русского языка, позволяющих активизировать мыслительную деятельность учащихся.
В данных методических рекомендациях особое внимание уделено нетрадиционным формам, средствам, методам обучения, элементам современных педагогических технологий,  технологиям обучения и воспитания применительно к теме «Морфология» в 6 классе.
Представленная форма проведения уроков русского языка (урок-лабиринт) может иметь практический интерес для педагогов средних общеобразовательных школ, работающих в условиях реализации ФГОС.
Автор Якимова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №10 города Дубны Московской области», учитель высшей квалификационной категории, телефон 8916-858-05-72
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………..4
Цели и задачи методической рекомендаций…………………………………………….5
Условия эффективности использования данной методических рекомендаций……….5
Перспективы использования методических рекомендаций в практической деятельности, планируемые результаты………………………………………………….6
Повторение и обобщение изученного материала по теме«Морфология» на примере урока русского языка в 6 классе «Имя существительное»……………………………….9
Особенности данного урока……………………………………………………………....9
2.1.1.Предварительная работа по подготовке к уроку………………………………..9
2.1.2. Используемый наглядный материал……………………………………………9
2.1.3.Ход проведения урока……………………………………………………………9
2.1.4. Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное»…………….13
2.1.5 Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное»………………..16
2.1.6. Урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение»…………………….18
2.1.7. Урок русского языка в 6 классе по теме «Глагол»…………………………….10
3. Заключение…………………………………………………………………………………23
4. Список использованной литературы……………………………………………………..24
5. Приложения………………………………………………………………………………..25
5.1. Презентации к урокам………………………………………………………………...25
5.2. Рецензия на разработку……………………………………………………………….28
Пояснительная записка
Мы живем в динамичном, постоянно обновляющемся мире, и обществе, в котором происходит стремительное нарастание больших объемов информации, как научной, развивающей, несущей что-то новое, так и не имеющей отношения к получению новых знаний, а порой и вредоносной.
Чтобы система образования в таких условиях была эффективной, она должна обеспечивать подготовку подрастающего поколения к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, то есть должна занимать активную позицию по отношению к проблемам и перспективам развития общества в целом.
Чтобы достичь такого результата, необходимо научить школьников мыслить. Успешное развитие мышления происходит тогда, когда обучение организовано системно, и если оно само логично.
Как известно, ученик запоминает 10% из того, что слышит, 50-60% из того, что видит, поэтому учебные презентации должны содержать необходимый по содержанию объем информации, способствующий максимальному усвоению учебного материала.
Возможность использовать аудио и видео фрагменты в учебной презентации должны способствовать не только усвоению материала, но формированию познавательных интересов, развитию произвольного внимания и увеличению объема памяти и концентрация внимания.
Продуктивный урок сегодня должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умение их самостоятельно добывать, использовать в различных ситуациях, формировать опыт решения проблем. Наилучших результатов при решении данных вопросов позволяет достичь урок, проводимый в нетрадиционной форме (урок-лабиринт), урок, стимулирующий познавательный интерес, раскрепощающий личность ребенка, позволяющий проявить его творческие способности, помогающий установить тесный психологический контакт между учителем и учеником.
В ходе такого урока ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.
На уроке реализуются следующие преимущества:
Получаемое знание не является запоминанием фактов из учебных пособий, а есть продукт собственного мышления.
Самостоятельная постановка вспомогательных исследовательских задач
На занятии строится прототип научной коммуникации между самими учащимися и между учащимися и преподавателями.
Интересная задача и форма проведения занятия являются источником повышенной мотивации.
Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Умение – это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Как научить детей умениям и навыкам мышления, необходимым при исследовании различных задач, методам поиска и обработки найденной информации для решения этих задач?
Данные методические рекомендации на примере конкретных уроков дают ответы на эти вопросы. Основными методами обучения являются: практический, наглядный, эвристический.
1.1. Цельи задачи методических рекомендаций
Цель данных методических рекомендаций - оказать методическую помощь педагогам-практикам через различные формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  и технологий обучения и воспитания применительно к теме «Морфология» в 6 классе.
Задачи:
поделиться опытом и оказать методическую помощь педагогам-практикам;
инициировать творческую активность педагогов;
повысить эффективность учебно-образовательного процесса.
1.2. Условия эффективности использования данных методических рекомендаций
Для эффективного использования данных методических рекомендаций необходимо выполнение некоторых условий:
необходимо создать комфортные условия на уроке, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;
между учащимися должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
необходимо поставить задачу, которая позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;
все участники процесса обучения должны проявлять терпимость к любой точке зрения;
в зависимости от задачи и ситуации возможно применение индивидуальной, групповой и парной работы;
требуется соблюдать регламент и процедурные вопросы (распределение функций, соблюдение правил).
1.3. Перспективы использования методических рекомендаций в практической деятельности.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен и результативен только тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (традиционным), одним словом – актуальный.
Данные методические рекомендации созданы как пример того, как можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, разрабатывая актуальные уроки. Любой учитель-предметник может использовать данные методические рекомендации для создания своего аналогичного урока по любым темам программы.
Планируемые результаты:
Личностные
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между наукой и жизнью;
развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты Учащиеся научатся:
применять правила, владеть терминологией, методами проверки;
анализировать допущенные ошибки;
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи,
осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
2.Повторение и обобщение изученного материала по теме «Морфология» на примере урока русского языка в 6 классе «Имя существительное»
2.1. Особенности данного урока.
На уроке происходит поиск решения проблемы на основе конкуренции. Класс делится на группы, каждая из которых решает определенную проблему и обосновывает свой выбор.
Тема урока: «Имя существительное. Повторение и обобщение изученного»
Класс: 6-й
Продолжительность: 2 академических часа
2.1.1. Предварительная работа по подготовке к уроку.
Чтобы урок прошел успешно, необходимо провести предварительную подготовку, как учителю, так и учащимся.
Подготовительная работа учителя:
четкая и однозначная формулировка задачи, которую предстоит решать;
разработка заданий;
создание презентации
Предварительная подготовка учащихся:
повторить изученный материал по теме урока;
ответить на контрольные вопросы учебника;
составить свои вопросы по теме урока.
2.1.2. Используемый наглядный материал:
Карточки для повторения пройденного материала, необходимые для решения поставленной задачи.
Обобщающий тест по теме урока.
Презентация к уроку.
2.1.3. Ход урока:
Оборудование:
1 компьютер на столе учителя для ведения урока
Экран, мультимедийный проектор, колонки.
Парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не затрудняют общение в группе.
__________________1 группа -- -- -- -- --
_______________ 2 группа
-- -- -- -- -- ________________ 3 группа
-- -- -- -- -- --
______________ 4 группа
-- -- -- -- -- -- На экране с помощью мультимедийного проектора освещается весь ход урока, навигация отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко возвращаться к ним (схема урока-лабиринта).
Слово учителя.
Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме “Имя существительное”, мы отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой – Приложение 1слайд № 1).
- А что такое лабиринт? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Древний Крит. Перед вами дворец царя Миноса, который все время перестраивался. План дворца похож на множество запутанных дорожек (Приложение 1слайд № 2). Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греч. "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.- критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (Приложение 1слайд № 3).
Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает «путеводная нить». Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки, а девизом урока - слова пословицы «Мир освещается солнцем, а человек – знанием!» На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки. Команда-победитель получит особый приз.
- Каждый вопрос потребует от вас применения полученных знаний, смекалки. Будьте внимательны!
- Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. Счастливого пути!
У входа в лабиринт (Приложение 1слайд № 4, к нему возвращаемся по гиперссылкам «Назад»)
- Посмотрите на эту схему: таким будет наш путь в лабиринте.
2.Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.
Препятствие№1 “Вот это да!”
Определите одушевленность или неодушевленность существительных. Докажите правильность своего ответа.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Снеговик Скелет Покойник Народ
(Приложение 1слайд № 5,).
Препятствие№2 “Определи род” (Приложение 1слайд № 6)
Каждая группа называет род существительного. Если кто-то затрудняется или ошибается, дополнительные баллы зарабатывает группа противника.
ОИЯИ Простыня Вермишель Пенальти
Мозоль Туфля Картофель Сочи
Тоннель Шампунь Неряха Крокодил
пианино умница рельс жюри
Препятствие № 3 «Озорное задание» (Приложение 1слайд № 7)
Запишите слова-ответы на вопрос «Кто нас обслуживает?»
Если в доме ремонт: клеит обои…………….,стелет паркет……………,
стеклит окна…………………
В ателье мод: кроит костюм……………., принимает заказ……………….
Сделали книгу: переплет………….., набрал текст………………………….,
обрезал бумагу………………
Строят дом: на кране………………., готовит бетон…………………..........,
укладывает трубы…………………..
Препятствие № 4 «Орфографическая зоркость» (Приложение 1слайд 8)
Внимание! Пропала тетрадь ученика 6-го класса. В ней важное домашнее задание. Кто нашел, исправьте ошибки за крупное вознаграждение(«5») и верните хозяину. (Выписать слова, в которых допущены ошибки, правильно, объяснить написание).
Домашняя работа.
Сочинение.
Скромный герой.
Дело было на маленькой станции. В ожидиние поезда я прагуливался по перрону. Вокруг было прекрастно.
Вдруг в здание станции послышался шум. Потом крик, и оттуда выскочил не знакомец. Следом бежала женщина и кричала об исчезновение её кошелька.
Не знакомец мчался прямо на меня. Я не растерялся и подставил ногу. Он упал. Я на него, скрутил руки и вытащил кошелёк. В отделение милицие преступник сознался, что его впервые задержал такой юный герой.
Препятствие № 5 «Практика» (Приложение 1слайд №9)
Подпишите рисунки, поставив каждое существительное в форме Им.п. мн. числа.
-27305-1982470 -47625-1982470
Корни Коренья листы листья
Препятствие № 6 «Подпиши тетрадь» (Приложение 1слайд №10)
Подпишите тетрадь мальчика и тетрадь девочки.
Имена и фамилии ребят: Костя Милых, Ксюша Милых, Ольга Форш, Михаил Форш, Костенко Инна, Костенко Петр, Гинзбург Елена, Гинзбург Марк.
Препятствие №7 Тест
- Войти в лабиринт легко, но сложно – выйти из него. Здесь подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме «Имя существительное».
Учителем к уроку составлен тест по теме урока, учащиеся получают раздаточный материал.
1. Укажите существительные с окончанием Е:
а) о Марь…;в) по географи…;д) при опасност…;
б) в Астрахан…;г) к речк…;е) на бумаг… .
2. В каком предложении НЕ пишется слитно?
1. Охота пуще (не)воли.4. Вовсе не (не)погода помешала ему.
2. Она была далеко (не)красавица.5. (Не)удачи преследовали его.
3. Его утомляет (не)ученье, а безделье. 6. (Не)брежность мешает ему.
3.Найдите слово с орфограммой «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных»
а) ерш..м;б) кирпич..м;в) туч..й;г) руч..нка.
4. Укажите неправильную форму употребления существительного:
а) шампунем;б) тюлем;в) повидлом;г) сколько время?
5. Укажите склоняемое существительное:
а) путь;б) кофе;в) тире;г) МГУ.
Группы обмениваются ответами, проводится проверка.( Приложение 1слайд №11)
Подведение итогов урока:
- Собрав, систематизировав знания об имени существительном, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”.
4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.
2.1.4. Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
Цель урока:
Повторить и обобщить сведения об имени прилагательном как части речи.
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Задачи урока:
Обучающие:
Проверить знания учащихся о прилагательном.
Повторить и обобщить изученный материал о прилагательном, подготовиться к диктанту.
Развивающие:
Развивать мотивацию учебной деятельности.
Познакомиться с древнегреческими героями.
Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности и умения преодолевать трудности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Место урока в теме: заключительный урок перед контрольным диктантом по теме «Имя прилагательное».
Применяемые технологии: сотрудничества, взаимообучения, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие, дебаты, проблемного обучения.
Предварительная подготовка учащихся: ребята повторяют изученный материал, отвечают на контрольные вопросы учебника, составляют свои вопросы по теме урока.
Необходимое оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер учителя, раздаточный материал, фишки разного цвета.
Содержание урока:
1. Организационный момент. Слово учителя:
- Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», мы отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой – слайд № 1).
- А что такое лабиринт? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Древний Крит. Перед вами дворец царя Миноса, который все время перестраивался. План дворца похож на множество запутанных дорожек (слайд № 2).
-Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греческого "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.- критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (слайд № 3).
-Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает «путеводная нить». Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки, а девизом урока - слова пословицы «Мир освещается солнцем, а человек – знанием!» На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки..
- Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. Будьте внимательны!
- Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. Счастливого пути!
У входа в лабиринт (слайд № 4, к нему возвращаемся по гиперссылкам «Назад»)
- Посмотрите на эту схему: таким будет наш путь в лабиринте.
2. Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.
Препятствие №1 “Знаю орфограммы”
Теоретическая часть: Проверяем знание теории. Учащиеся задают друг другу вопросы (до 10) на повторение по теме «Имя прилагательное». Условие: вопросы должны быть по орфографии и не могут повторяться.
Практическая часть: по цепочке ученики объясняют, какую букву в слове нужно вставить и почему (слайд № 5).
Однажды я гулял по песча..ому берегу моря. Был жаркий, но ветре..ый день. Пр..пекало солнце, и поверхность моря сверкала серебря..ыми искрами.
(Не)широкая дорожка пр..легла среди кустов с (не)яркими (желто)белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд (вечно)зеленые сосны. Иногда ветер приносил с моря мелкие водя..ые брызги. Тишину нарушало только пение маленьких (бело)грудых птичек.
( По ходу объяснения учащимися орфограмм на месте пропусков и скобок появляется правильное написание)
Препятствие№2 “Найди ошибку” (слайд № 6-7)
- Новое препятствие для вас. В определении признаков прилагательного допущена ошибка, её необходимо найти и объяснить.
Имена прилагательные имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную. Прилагательные в простой сравнительной степени в предложении являются определениями, а прилагательные в превосходной степени – сказуемыми.
(Неверно указана синтаксическая роль прилагательных в сравнительной простой и превосходной простой степени. Прилагательные в сравнительной простой степени в предложении являются сказуемыми, а прилагательные в превосходной простой степени - определениями.)
Препятствие № 3 «Деформированный текст» (слайд № 8)
— Следующее препятствие для ищущих выход из лабиринта.
Перед вами деформированный текст.
1.Был тума..ый осе..ий вечер.
2. Мы пр..ехали через берез..выйлесоч..к и выехали на песчаный берег.
3. Я уселся на кожа..ое сидение.
4. Я задремал и пр..снулся когда мы остановились возле низкого деревя..ого домика с соломе..ой крышей.
5. К сторожке лесника подъехала (не)большая коляска.
6. Лошаденка киргиз..ой породы пот..щила нас по глин..стой узкой дороге.
— Что в нем не так? (Предложения расположены в неправильном порядке).
— Задание: восстановить деформированный текст. На выполнение задания – 10 минут.
Текст нужно записать в тетрадь в исправленном виде, ответить на вопросы, которые есть у вас в раздаточном материале.
После того, как дети составят текст, проводится пауза для глаз, во время которой закрывается шторкой установка и в течение минуты проводится гимнастика для глаз. После этого ребята выполняют задания к тексту.
Задания к тексту:
Восстановить текст, записав предложения в правильном порядке. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Найдите в тексте 2 качественных(например, низкий, небольшая ) и 2 относительных прилагательных( например, кожаное, деревянного)
Найдите прилагательное по его морфологическим признакам:
Качественное, в полной форме, в Р.п., ед. ч., м.р.(низкого)
Устная проверка работы. Ребята зачитывают полученный текст, если он верный появляется слайд №9 с текстом.
Был тума..ый осе..ий вечер.К сторожке лесника подъехала (не)большая коляска.Я уселся на кожа..ое сидение.Лошаденка киргиз..ой породы пот..щила нас по глин..стой узкой дороге.Мы пр..ехали через берез..выйлесоч..к и выехали на песчаный берег.Я задремал и пр..снулся когда мы остановились возле низкого деревя..ого домика с соломе..ой крышей.
— Заслушаем ответы на дополнительные вопросы к этому тексту.
( Учащиеся комментируют орфограммы, отвечают на вопросы к тексту)
Препятствие № 4 «Третий лишний» (слайд 10)
— Найдите «лишнее» слово, объясните выбор.
1)Ярче, свободней, сложнейший.
2) Тума…ый, ю…ый, стекля…ый.
3) Француз..ий, узбек..ий, киргиз..ий.
4) Парч..вый, свинц..вый, медвеж..нок
(Учащиеся называют «лишнее» прилагательное, поясняя свой ответ.)
Проводится гимнастика для глаз.
—Легко войти в лабиринт, он зовёт своей таинственностью, но выйти из него сложно. Здесь подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме «Имя прилагательное»
Препятствие №5 Итоговый тест.
Раздаточный материал с тестовыми заданиями.
1. У какого прилагательного разряд определен верно?
А) футбольный (мяч) – притяжательное;
Б) отважный (герой) – относительное;
В) белейший (снег) – качественное.
2. Найдите прилагательное в форме простой превосходной степени:
А) более темный; В) длиннее; Д) сильнейший.
Б) умнее всех; Г) самый хороший;
3. Какое прилагательное пишется через дефис?
А) (дальне)восточный; В) (древне)русский;
Б) (сельско)хозяйственный; Г) (юго)западный.
4. В каких случаях на месте пропуска пишется НН?
А) карти..ый; В) кожа..ый; Д) ледя..ой.
Б) исти..ый; Г) соломе..ый;
5. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется О?
А) кумач..вый, девч..нка, лапш..й, вещ..вой;
Б) парч..вый, деш..вый, реч..нка, тяж..лый;
В) Еж..вый, грош..вый, одеж..нка, ш..рох.
6. В каких из указанных случаев НЕ – приставка?
А) (не)настная погода; Г) (не)приятный запах;
Б) ничуть (не)интересный фильм; Д) (не)глубокий, но рыбный пруд.
В) (не)маленькая, а большая;
7. Строение какого прилагательного соответствует схеме: □?
А) карманный; Б) старинный;
В) приветливый; Г) свинцовый.
8. Укажите правильные варианты прилагательных в форме простой сравнительной степени.
А) красившее;
Б) легшее;
В) лучше;
Г) мельче.
— Предлагаю обменяться тетрадями и проверить работы друг друга. (Слайд №11)
(Ответы к тесту: 1. В; 2. Д; 3. Г; 4. А, Б, Г; 5. В; 6. Г, Д; 7.Б; 8. В, Г.)
3. Подведение итогов урока:
- Собрав, систематизировав знания о прилагательном, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Подсчитайте количество фишек. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”
(Слайд №12).
4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.
2.1.5. Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное»
Оформление:
На экране с помощью мультимедийного проектора освещается весь ход урока (презентация в программе PowerPoint создана учителем, навигация отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко возвращаться к ним (схема урока-лабиринта).
Ход урока
1. Инструктаж. Слово учителя.
Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме “Имя числительное”, мы опять отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой – Приложение1слайд № 1).
- Напомните, что такое лабиринт? Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греч. "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.- критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (Приложение1слайд № 2, 3).
Что помогло Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта? С давних времен выражение “нить Ариадны” означает «путеводная нить». А что будет нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта, как вы думаете? На выходе из лабиринта нас как всегда ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки. Команду-победителя ждет приз.
- Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. Будьте внимательны!
- Итак, счастливого пути!
У входа в лабиринт (Приложение1 слайд № 4, к нему возвращаемся по гиперссылкам «Назад»)
- Посмотрите на эту схему: таким сегодня будет наш путь в лабиринте.
2.Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.
Препятствие№1 “Найди лишнее” (Приложение1 слайд №5)
Группы называют лишнее слово, дают комментарий.
Шесть, шестерка, шестерня.
Десятка, десятичный, десять.
Трояк, тройной, три, треть.
Восьмерка, восемь, восьмой.
Препятствие№2 “Вот это да!” (Приложение1слайд № 6)
Та группа, которая раньше готова дать ответ, получает это право. Если ответ неверный, то у других групп появляется возможность дать свой ответ.
Скажите, какое числительное в Творительном падеже имеет три (!) мягких знака?
Препятствие № 3 «Знаю орфограммы» (Приложение1слайд № 7)
По цепочке ученики каждой группы объясняют, какую букву нужно вставить и почему.
Цветик-сем…цветик, девят..этажка, сем..летка, тридцат..восьм..тысячный, сорок..ножка, девян..ст..летие, ст…пятидесят..километровый, сорок..этажный, тысяч..рублевый, сорок..дневный, одн..этажка, одн..цветный, сем..десятый, сорок..копеечный. ПОЯВЛЯЮТСЯ ВЕРНЫЕ БУКВЫ
Препятствие № 4 «Найди ошибку» (Приложение1слайд 8)
Двое зайчат
Двое подруг Двое мужчин
Двое саней Обеими руками
Обоих подруг Обоих сестер
Обоих братьев
Препятствие № 5 «Тест» (Приложение1слайд №10 - проверка)
- Легко войти в лабиринт, но самое сложное – выйти из него. Здесь подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме «Имя числительное».
1. Какой грамматический признак определен НЕВЕРНО?
а) столетие - имя существительное;
б) пятеро - собирательное числительное;
в) трем - количественное числительное;
г) двухместный - порядковое числительное.
2. Найдите ошибку в определении морфологических признаков числительных:
ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ страницами ПЯТНАДЦАТОМУ ряду
а) числительное; а) числительное;
б) составное; б) простое;
в) количественное; в) количественное;
г) целое; г) употреблено в Д.п., ед. ч.,
д) употреблено в Т.п. муж. роде.
3. В каком сочетании НЕТ грамматической ошибки?
а) к восемь целых двум пятым прибавить шесть;
б) трое подружек;
в) с двухстами книгами;
г) четверо медвежат.
4. Вставьте числительные ОБА,ОБЕ в нужном падеже.
а) В................случаях ответ был неверным.
б) По...............сторонам дороги тянулись кусты.
в) Склоны.................оврагов размыты дождем.
г) На ....................стенах висели картины.
5.Запишите числительные словами.
а) Гол был забит на 57 (.......................................................) секунде.
б) Встреча состоялась на 118 (.......................................................) километре.
в) Поедем 25 (............................................................) января.
г) А.С.Пушкин родился в 1799 (...................................................................................................................) году.
Подведение итогов урока:
- Собрав, систематизировав знания о глаголе, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”.
- Ребята, в память о ком на небе сияет созвездие Северной Короны? (Приложение1Тесее и Ариадне) (Приложение1слайд № 11) Корона победителя сегодня вручается группе №___(оглашаются результаты). Хочу пожелать, чтобы и в вашу честь были названы звезды и созвездия. А пока – отличных и хороших отметок за диктант!
4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.
2.1.6. Урок русского языка в 6 классе по теме «Местоимение»
Оформление:
На экране с помощью мультимедийного проектора освещается весь ход урока (презентация в программе PowerPoint создана учителем, навигация отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко возвращаться к ним (схема урока-лабиринта).
Ход урока
1. Инструктаж. Слово учителя.
- Сегодня мы последний раз отправимся в лабиринт, чтобы обобщить и систематизировать знания по теме «Местоимение». Давайте вспомним, где расположен самый известный лабиринт. (На острове Крит)Вы видите его перед собой – Приложение1слайд № 2).
- Какой древнегреческий герой оказался в лабиринте и не мог выбраться? (Тезей) Что помогло герою выбраться из лабиринта? (путеводная нить, нить Ариадны)
- А что будет нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта, как вы думаете? На выходе из лабиринта нас как всегда ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки. Команду-победителя ждет приз.
- Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. Будьте внимательны!
- Итак, счастливого пути!
У входа в лабиринт (Приложение1слайд № 3, к нему возвращаемся по гиперссылкам «Назад»)
- Посмотрите на эту схему: таким сегодня будет наш путь в лабиринте.
2.Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.
Препятствие№1 “Викторина” (Приложение1слайд №4)
Каждая группа дает ответ на свой вопрос. Если ответа нет или он неверный очки зарабатывает другая команда.
1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа?
2. Какое местоимение может быть частицей?
3. Какое отрицательное местоимение перешло в существительное?
4. Частицы НЕ и НИ с отрицательными местоимениями пишутся слитно. Почему же они написаны раздельно в предложении:
Я НЕ ЗНАЮ НИ КТО ОНИ, НИ ЧТО ОНИ ДЕЛАЮТ?
Препятствие№2 “Кроссворд”
1   2   3     4     5     6       7       8       9        
10         11       Группы получают раздаточный материал. Побеждает та группа, которая быстро и верно справится с заданием.
Разгадайте кроссворд, заполнив клетки местоимениями. Если сделаете это верно, сверху прочтете слово.
1. Личное местоимение первого лица множественного числа.
2.Указательное местоимение в винительном падеже множественного числа.
3. Одно из определительных местоимений.
4. Одно из указательных местоимений.
5. Личное местоимение женского рода.
6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа.
7. Личное местоимение первого лица единственного числа в творительном падеже.
8. Возвратное местоимение в дательном падеже.
9. Одно из отрицательных местоимений в творительном падеже множественного числа.
10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа.
11. Одно из отрицательных местоимений в дательном падеже.
Препятствие№3 “Знаю орфограммы” (Приложение1слайд № 6)
После выполнения проводится проверка (Приложение1слайд № 7)
Выпишите из предложений местоимения, которые пишутся:
в одно слово; через дефис; в три слова.
1. Каждое утро он получал около литра молока, что здесь не считалось Н...ВОЧТО.
2. Даже обыкновенные, Н..ЧЕМ не примечательные дворняги скоро узнают имена людей.
3. КТОТО подошел с улицы и распахнул дверь.
4. Он не имеет Н...КАКИХ агрессивных намерений.
5. ЧТОТО внутри тревожило, а он догадывался, что при такой сытости и хорошем обращении не было ЧЕГОТО самого главного.
6. Бим не обращал внимания Н..НАЧТО.
Препятствие№4 “Как вам это нравится?” (Приложение1слайд № 8)
Если не нравится, исправьте ошибки!
У Герасима собачке жилось хорошо: у её всегда была еда, он гулял с ей. Муму тоже любила Герасима и всегда ласкалась к ему.Она никого не подпускала к еёному хозяину.
Группы исправляют ошибки, дают комментарий.
Препятствие № 5 «Творческое задание» (Приложение1слайд № 9)
Используя предложенные глаголы и отрицательные местоимения, дайте свое определение понятия «эгоист».
Глаголы: не дружит, не сочувствует, не помогает, не интересуется, не любит, не заботится.
Местоимения: никто, ничей, ничто, никакой.
Каждая группа зачитывает свой вариант, начисляются баллы.
Препятствие № 6 «Тест» (Приложение1слайд №10, 11 - проверка)
И как всегда при выходе из лабиринта нас подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме «Местоимение».
1. Найдите «лишнее слово», учитывая разряды местоимений?
а) некто;б) нечто;в) никто;г) некий.
2. В каком случае нет грамматической ошибки:
а) тоскую по вас;б) в сколько метрах;в) ихний сын;г)с мной.
3. Найдите неверное утверждение в определении разряда местоимения:
а) нечто - отрицательное;
б) кто-либо - неопределенное;
в) каждого - определительное;
г) ваш - притяжательное.
4. Пишется НЕ:
а) н..какого внимания;
б) н..чего говорить об этом;
в) н..чем не удовлетворен;
г) н.. у кого не был.
5. Пишется НИ:
а) н..кого спросить;
б) во что бы то н.. стало;
в) н.. к кому обратиться;
г) то н..чего делать.
6. Пишется через дефис:
а) кое(с)кем;б) (кое)кого;в) как(будто);г) (древне)русский.
Группы обмениваются ответами, проводится проверка.
Подведение итогов урока:
- Собрав, систематизировав знания о местоимении, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”.
- Знаете, ребята, в память о Тесее и Ариадне на небе сияет созвездие Северной Короны. Корона победителя сегодня вручается группе №_12__(оглашаются результаты). Хочу пожелать, чтобы и в вашу честь были названы звезды и созвездия. А пока – отличных и хороших отметок за диктант!
4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.
2.1.7. Урок русского языка в 6 классе по теме «Глагол»
Опережающее задание:
4 группы учащихся в течение двух недель изучения темы «Глагол» под руководством учителя готовят проекты по темам “Глагол-основа языка”, “Портрет глагола”, “Приключения Глагола, потерявшего лицо”, буклет “Страна Глаголия”.
Все уч-ся должны заранее перечитать миф о Тесее и Минотавре.
Оформление:
На экране с помощью мультимедийного проектора освещается весь ход урока (презентация в программе PowerPoint создана учителем, навигация отражает этапы урока, гиперссылки помогают легко возвращаться к ним (схема урока-лабиринта).
Ход урока
1. Инструктаж. Слово учителя.
Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”, мы отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой – приложение1слайд № 1).
- А что такое лабиринт? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Древний Крит. Перед вами дворец царя Миноса, который все время перестраивался. План дворца похож на множество запутанных дорожек (приложение1слайд № 2). Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греч. "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.- критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (приложение1слайд № 3).
Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает «путеводная нить». Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки, а девизом урока - слова пословицы «Мир освещается солнцем, а человек – знанием!» На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки. Команда-победитель получит особый приз.
- Каждый теоретический вопрос предполагает выполнение практического задания. Будьте внимательны!
- Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. Счастливого пути!
У входа в лабиринт (приложение1слайд № 4, к нему возвращаемся по гиперссылкам «Назад»)
- Посмотрите на эту схему: таким будет наш путь в лабиринте.
2.Основная часть урока: повторение и обобщение изученного.
Препятствие№1 “Знаю орфограммы”
Теоретическая часть: одна команда задает другой по два вопроса на повторение по теме «Глагол». Условие: вопросы по орфографии, они не должны повторяться.
Практическая часть: по цепочке ученики каждой группы объясняют, какую букву в глаголе нужно вставить и почему (слайд № 5, приложение № 1).
Препятствие№2 “Найди ошибку” (приложение1слайд № 6)
Обратить внимание учащихся на то, что в определении глагола допущена ошибка.
Задача группы не только найти ошибку, но и объяснить ее.
Препятствие № 3 «Деформированный текст» (приложение1слайд № 7)
Задание: восстановить деформированный текст. (На выполнение задания – 10 минут. Текст нужно записать в тетрадь в исправленном виде, ответить на вопросы. Затем группы обмениваются тетрадями, проводится взаимопроверка работ. Учитель комментирует текст (приложение1слайды 8,9).
Препятствие № 4 «Третий лишний» (приложение1слайд 10)
Каждая группа называет «лишний» глагол, поясняя свой ответ. Если кто-то затрудняется, дополнительные баллы зарабатывает группа противника.
Замирать, пробираться, подпереть
Идите, сопровождаете, бегите
Дышит, видит, слышит
Вечереет, ослабевает, погибает
Препятствие № 5 «Защита проекта»
Каждая группа защищает свой проект (домашнее задание). Члены других групп задают выступающим вопросы. Общим голосованием определяются лучшие проекты.
Препятствие № 6 «Тест»
- Легко войти в лабиринт, но самое сложное – выйти из него. Здесь подстерегают особые опасности. Предлагаю вам итоговый тест по теме «Глагол».Учителем к уроку составлен тест по теме урока, учащиеся получают раздаточный материал.
1. Найдите верные утверждения
1. Найти – глагол совершенного вида.
2. Будешь петь – глагол стоит в неопределенной форме
3. Расписался – глагол повелительного наклонения прошедшего времени
4. Стелить – глагол второго спряжения
5. Дышать – глагол второго спряжения.
2. НЕ пишется слитно:
1. (не)чувствовал2. (не)годовал3.(не)полюбилось
4. (не)вылезет.
3. Не пишется Ь:
1. он надет..ся2. надо отправит..ся3. надо торопит..ся
4. старайся не ошибит..ся.
4. Укажите слова с суффиксом –ОВА-
1. танц..вать2. завед..вать3. отклад..вать4. обрад..вать
5. Укажите слово, в котором пишется буква Е
1. Он завод..т2. Он гон..т3. Он стел..т4. Он пол..т
6. Укажите слово, в котором пишется буква У(Ю)
1. Они дремл..т2.Они ход..т3. Они смотр..т4. Они стро..т
Группы обмениваются ответами, проводится проверка.
Подведение итогов урока:
- Собрав, систематизировав знания о глаголе, мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. Выставляем отметки и видим: “По труду и честь”.
- Знаете, ребята, в память о Тесее и Ариадне на небе сияет созвездие Северной Короны. Корона победителя сегодня вручается группе №___(оглашаются результаты). Хочу пожелать, чтобы и в вашу честь были названы звезды и созвездия. А пока – отличных и хороших отметок за диктант!
4. Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту, проанализировав свои ошибки. Для индивидуальной работы (по итогам тестирования) учитель приглашает отдельных учащихся.
3. Заключение
На уроках учащимся предлагаютсязадания, для выполнения которых они должны с одной стороны, использовать свои знания, полученные по данной теме, а с другой – работать с информацией, используя логическое мышление, изобретая и осваивая новые способы работы, как в предметной, так и в надпредметной областях.
Урок основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкивались их суждения по проблемному вопросу.Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. В процессе работы они усваивают сложную технику видения одного и того же предмета одновременно с разных позиций.
Методические особенности обучения на данных уроках определяются, в первую очередь, деятельностным подходом. С точки зрения деятельностного подхода на занятии происходит не столько передача информации, сколько процесс взаимодействия между самими детьми, детьми и учителем. Слова и информация – это то, что должно поддерживать деятельность, но ни в коем случае не заменять ее. Деятельность, осуществляемая на занятии ребенком совместно со взрослым, и выступает осваиваемым содержанием образования.
В процессе дискуссии оказывается востребованным субъективный опыт учащихся и формируется их личностная позиция.
Урок позволяет ощутить успех от достижения результатов, и, как следствие, повысить свою самооценку. Такие уроки несут и воспитательную нагрузку: учащиеся проявляют терпимость к любой точке зрения, сопереживают успехам своих товарищей, сталкиваются с проблемой справедливого распределения полученных призовых баллов, и, наконец, просто получают удовольствие от урока.
Такая форма и организация урока приводят к тому, что некоторые учащиеся раскрывают себя с совершенно неожиданной стороны. Отстаивая свою собственную точку зрения, обоснованно доказывая преимущества своего выбора, ученики приобретают опыт публичного выступления.
4.Список использованной литературы.
1. Граник Г.Г.. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии - М.: Просвещение, 2000. - 222 с.: ил.
2. Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. - Саратов: Лицей, 2004.- 96с
3. Левит М.В. Как сделать хорошую школу? – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – Кн. 1. – 160 с.
4. Песоцкая Л.М. Тетрадь на печатной основе по русскому языку 6 класс в 2-х частях. - Харьков: УМЦ «Школьник», 1997. - 84 с.
5. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М.: Просвещение, 1999. - 208 с.
6. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 272 с.
7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку - М.: Просвещение , 1989. - 96 с.: ил.
8. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся// Вопросы психологии. – 1999. – № 3. – С. 39.
9.www.openclass.ru
10. www.ucheba.com11. www. pedsovet.ru
12. www.docme.ruСлайд №3
Слайд №4

Приложения.
5.1. Приложение 1 «Презентация к уроку по теме «Имя существительное»».
Слайд №5
Слайд №6

Слайд №1
Слайд №2

Слайд №9
Слайд №7
Слайд №10
165102060575Слайд №8

Слайд №11
14058904328160152402242185

Презентация к уроку по теме «Имя прилагательное»

Презентация к уроку по теме «Имя числительное»

Презентация к уроку по теме «Местоимение»

Презентация к уроку по теме «Глагол»

5.2. Приложение 2«Рецензия на разработку урока»