Статья по теме Компетентностный подход к обучению. В помощь учителю при переходе на ФГОС второго поколения


Компетентностный подход к обучению
В помощь учителю при переходе на ФГОС второго поколения
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход педагог должен уметь:
• успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
• ориентироваться в ситуации на рынке труда, хотя бы в своем городе (районе), и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
• видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
• проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
• чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста;
• закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
• планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогической и проектно-исследовательских методов;
• ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
• в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
• привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;            
• привлекать экспертов и специалистов (преподавателей вузов; работников фирм, банков, организаций и учреждений; милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;
• демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей, а также в ходе выполнения проектов, ролевых игр и психологических тренингов, которые позволяют им обнаруживать и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения, увидеть, а также испытать последствия такого поведения, увидеть, а также испытать последствия такого поведения и проверить это поведение «на пригодность»;
• оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
• оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
• видеть пробелы не только в знаниях, но и готовности к жизни.
Кроме того, педагог должен понимать, что:
• стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;
• строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
• его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники;
• любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам;
• часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
• достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.
Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:
• по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
• передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
• представлений о том, что существует раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
• мелочных правил и инструкций;
• бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.
 
                  
НЕКОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
 
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы, не будучи снабжены специальными акцентами или дополнениями, такими как групповое целеполагание, самооценка и т.д., сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе:
• монолог учителя;
• фронтально-индивидуальный опрос;
• информирующий беседа;
• самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;
• демонстрация видеофильма;
• экскурсия;
• проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.
В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести и к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни.