ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ»
Е.В. Волощенко
Учитель физической культуры КГУ «ОСШ №7» г. Темиртау
(Показ слайда 1) - Очень важно сегодня не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
(Показ слайда 2) - В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства.
Анализ состояния здоровья детского населения города Темиртау свидетельствует о неуклонном росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов.
Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического воспитания. В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.
Нравственное и духовное здоровье, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, её образовательное, воспитательное и общекультурное значение.
Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания и действует по закономерностям образования и воспитания. Вместе с тем это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию новых волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования.
(Показ слайда 3) - В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение школьниками основ физической культуры, в частности детей с отклонениями в состоянии здоровья.. В целом означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
В своей работе я опираюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребёнка
Воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся приёмам мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования привели к необходимости пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного предмет «Физическая культура» в общеобразовательной школе понимается как единство двух составных частей – ориентирующих детей и подростков в сфере физической культуры и творческой деятельности.
Изменения в системе общего среднего образования ведут к разработке новой концепции физического воспитания. Для этого необходимо, помимо комплекса педагогических, медико-биологических, психологических и социологических исследований в области физической культуры, чётко определить и узаконить роль и место физкультуры в образовательном процессе, его взаимосвязь и взаимодействие с другими учебными дисциплинами, сохраняя при этом целостность процесса обучения, при котором каждый предмет вносит свой вклад в гармоническое развитие личности ребёнка .
Таким образом, новая концепция по физическому воспитанию невозможна без объективного анализа и критического переосмысления процессов, происходящих в образовании в целом.
Интенсивные учебные нагрузки на неокрепший детский организм неблагоприятно сказываются на здоровье школьников. Недостаток двигательной активности и чрезмерные учебные нагрузки часто приводят к срыву базовых биологических функций. Всё это свидетельствует о том, что система образования в нынешнем её виде превратилась в мощный патогенный фактор различных заболеваний школьников, нарушающих нормальное протекание важных психофизиологических процессов (мышления, умственной работоспособности, внимания, памяти). Естественно, такое положение дел должно тревожить тех, кому доверено здоровье детей. Общеизвестно, что эффективным средством решения многих проблем выступает физическое воспитание.
Конечно, каждое образовательное учреждение самостоятельно составляет структуру оздоровительных блоков в зависимости от материально-технических возможностей, целей и задач программ оздоровления учащихся.
(Показ слайда 4) - Одним из простейших и эффективных выходов из создавшегося положения является обучение школьников самостоятельным занятиям физической культурой. Их целью является овладение знаниями, умениями, навыками организации и проведения занятий физической культурой для улучшения здоровья, ведения здорового образа жизни и повышения функционального состояния организма.
Во всех странах мира школьные учителя стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Мы знаем,что критическое мышление – это нечто заведомо хорошее, некое умение, которое позволит нам успешно справляться с требованиями 21 века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.
(Показ слайда 5) - Что такое критическое мышление? Этот вопрос задают учителя, которые только начинают работать с новыми педагогическими подходами и коллеги с немалым педагогическим опытом.
Критическое мышление включает в себя много различных параметров, умений, видов деятельности, ценностей.
Работа в этом проекте – для тех учителей, которые стремятся к изменениям в своем преподавании, которые могут и готовы посмотреть с разных сторон на собственную работу. Этот проект предназначается бунтарям, которые не приемлют какое-либо копирование и навязывание готовых ответов на все вопросы. Этот проект для любознательных, которые никогда не успокаиваются и находятся в вечном поиске, для храбрых. Которые не считают, что исследование это дело ученых и охотно становятся экспериментаторами.
В современном обществе возрастают требования к человеку, его интеллектуальному, нравственному, профессиональному совершенствованию, уровню общей культуры, созданию условий для развития его способностей и дарований.
В основных положениях документов закона об образовании заложена идея непрерывного образования, что невозможно достичь без развития критического мышления. Наша школа работает по направлению внедрения стратегий критического мышления.
Мое первое впечатление от проекта – страшно. Постоянно мучил вопрос – как я могу применить стратегии критического мышления на уроках физического воспитания? Подводя итоги урока, выставляю оценки и спрашиваю у ребят: чтобы мы сегодня поставили Матвею? И мои малыши ( 2 класс) выставляют мальчику «четверку», потому что когда мы выполняли упражнения на скамейки, он всегда падал. Тут ловлю себя на мысли - ведь сейчас я применила стратегию критического мышления не специально, а даже не заметив этого. После мне самой стало интересно, как мои дети смогут справляться с такими необычными заданиями. По программе ученики на уроке должны выполнить определенные физические упражнения, поэтому ко всему классу применить стратегии очень трудно. Тогда я решила работать с учениками, имеющими отклонения в состоянии здоровья (освобожденных от уроков физкультуры). Эти ребята всегда скучают, сидя на скамейках.
(Слайд 6) - В качестве адаптационного периода сочла целесообразным провести исследование на три учебных года.
Цель которого: изменить отношение учащихся освобождённых от занятий физической культурой к предмету; повысить качество знаний у данных учащихся, через изменение отношения к обучению.
Задачи:
Своевременно выявить учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья;
Систематически работать по проекту ведя диагностику.
Большое удивление вызвало у ребят, когда я попросила их завести тетради по физкультуре. Зачем тетради? – спрашивали они? Ученики были удивлены, ведь это физкультура. Но когда получили задание – глаза у них загорелись. Работали индивидуально, потому что, каждый зарабатывал себе оценку. Потом, проверяя работы, я увидела, что это действительно размышления ребят, их собственные мнения. Придя на следующий урок, они спрашивали, что мы будем делать сегодня.
(показ слайда 7) - На своих уроках я применяю чаще всего такие стратегии, как Кубики, Пятистишье, Дискуссионная карта, пишем сочинения на темы: « Что я потерял, не посетив урок физкультуры», « Здоровый Образ Жизни» и другие. Ученики работают с удовольствием и чувствуют комфортнее на уроке, используя творческий и более высокий порядок мышления. Малышам даю задание попроще – нарисовать урок. И опять урок прошел незаметно, занимаясь делом.
После каждого задания провожу для себя рефлексию. Она дает мне почву для размышлений – пересмотреть, исправить, изменить планирование урока или организацию деятельности учащихся на уроке.
(Показ слайда 8,9) - По результатам рефлексии в течении отслеживаемых трёх лет, качество знаний таких учащихся, а соответственно и общее качество знаний по школе постепенно возрастает на 7%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
(Показ слайда 10, 11) - Задача учителя не только повысить качество знаний по предмету, но и привить интерес к физической культуре и спорту в целом, развиватьумения и навыки учащихся применяя имеющиеся теоретические знания в творческих заданиях, высказывая свои мнения и суждения.
(Показ слайда 12) - В качестве саморефлексии ещё на первом уроке учащимся было предложено оценить уровень заинтересованности к предмету по пятибалльной системе и регулярно отмечать его изменения. В результате чего средний уровень заинтересованности уже в середине второго учебного года вышел на уровень 4,9 балла, а к концу этого же года устойчиво закрепился на уровне 5 баллов у всех.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Получила отзывы от родителей. Родителей радует, что на уроке физкультуры их дети, не имеющие возможности выполнять физические упражнения, не просто сидят, а занятые делом. Главное, что это нравится детям, потому что они не «белые вороны», а такие же как все.
Данная технология не только помогает в учебном процессе, но имеет и социальную значимость, так как учащиеся привлекают к выполнению творческих заданий родителей, родственников, друзей, что повысить культуру физического воспитания и здорового образа жизни разных слоёв населения.
Я считаю, что стратегии не только можно, но и нужно применять на уроках физкультуры, так как данная технология эффективно прошла апробацию в нашей школе.
Планирую продолжить работу по технологии критического мышления и в дальнейшем, разнообразив применяемые стратегии.
(Показ слайда 13,14).






ПРИМЕЧАНИЕ: РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Наркомания – угроза будущему Казахстана.
Что за будущее у Казахстана,
Ведь так много здесь наркоманов.
На кого же стране положиться,
Если каждому нужно лечиться?
Один – колется, другой – курит,
Третий вещи из дома ворует.
И никто из них не знает,

Что с наркотиками он жизнь теряет.
Не задумываются они
О страданиях своей семьи.
Слезы матери, словно слезы страны
Наркомания – хуже чумы.
Она губит , она убивает,
Поколения людей умирают.
Так давайте бороться с чумой
Сохраним нашу жизнь всей страной.

Андреев Владимир 11 «А».

Физкультура.
Чтобы был в здоровом теле
Сильный и здоровый дух,
Не давайте волю лени
Занимайся – ты и друг.

Кто поможет в деле этом?
Как развить мускулатуру?
Обратимся за ответом,
Нам поможет физкультура!
Тренируйся, прыгай, бегай,
Мир покажется светлей!
Пригласи подругу, друга,
Вместе будет веселей!
Не дадим мы вою лени.
Будем бегать я и друг.
Чтобы было в нашем теле,
Сильный и здоровый дух!
Булгакова Галина 9 «А».

Сочинение на тему: « Я выбираю ЗОЖ!».
Как гласит знаменитая поговорка « В здоровом теле – здоровый дух».
Я совершенно согласна с этим утверждением, потому что оно поистине правдиво. Для этого нужно вести Здоровый Образ жизни. Под здоровым Образом Жизни мы подразумеваем не только занятии физическими упражнениями, но и отказ от вредных привычек. В настоящее время современная молодежь ради того, чтобы выглядеть взрослее и круче выражают свое лидерство, употребляя спиртные напитки, наркотические вещества, сигареты. Все это негативно влияет на биологические процессы нашего организма. Я никогда не старалась доказывать свое лидерство перед кем-нибудь таким образом. Поэтому я не имею подобных привычек, я стараюсь выполнять физические упражнения, которые мне под силу. Я выбираю ЗОЖ !!!

Рогожкина Ксения 8 «А».


ЛИТЕРАТУРА ПРИМЕНЯЕМАЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Лекции тренеров Центра Демократического образования Фонда «Сорос – Казахстан».
Материалы Интернет.
Журналы «научная работа в школе».
Журналы «Справочник классного руководителя».














































ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ».

Е.В. Волощенко
Учитель физической культуры КГУ «ОСШ №7» г. Темиртау


Диаграмма 1Root Entry