Государственная итоговая аттестация по профессии парикмахер


Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании Заместитель директора Директор ГОУ НПО ТО «ПЛ №1»
методической комиссии _________ ____________________ _______________ Н.И. Зайцева
протокол № _______________ (подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
«___» ________________20___г. «___» ________________20___г. «___» ________________20___г.
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования Тульской области
«Профессиональный лицей №1»
Программа государственной (итоговой) аттестации
43.01.02 Парикмахер
Новомосковск
Программа государственной (итоговой) аттестации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 43.01.02. Парикмахер (базовая подготовка).

Рассмотрена на заседании методической комисси
Протокол №____ от «___» _________ 20__г.
Председатель методической комиссии
Кузьмина Вера Дмитриевна___________
«12» ноября 2014г.
Содержание
Пояснительная записка 4
Паспорт программы государственной (итоговой) аттестации 7
Структура и содержание государственной (итоговой) аттестации 9
Условия реализации государственной (итоговой) аттестации 12
5. Оценка результатов государственной (итоговой) аттестации 21
Пояснительная записка
Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии со статьей 59 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г, № 273-ФЗ, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14.06.2013г, № 464, приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16.08.2013 г, № 968.
Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Целью итоговой государственной аттестации является установление степени готовности обучающегося к самостоятельной деятельности, сформированности профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательном стандартом среднего профессионального образования по профессии СПО 43.01.02. Парикмахер. Главной задачей по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта является реализация практической направленности подготовки специалистов среднего профессионального образования. Это требует перестройки всего учебного процесса, в том числе критериев и подходов к итоговой государственной аттестации обучающихся. Конечной целью обучения является подготовка специалиста, обладающего не только и не столько совокупностью теоретических знаний, но, в первую очередь, специалиста, готового решать профессиональные задачи. Отсюда коренным образом меняется подход к оценке качества подготовки специалиста. Упор делается на оценку умения самостоятельно решать профессиональные задачи. Поэтому при разработке программы государственной итоговой аттестации учтена степень использования наиболее значимых профессиональных компетенций и необходимых для них знаний и умений. Видом государственной итоговой аттестации выпускников профессии СПО 43.01.02. Парикмахер является выпускная квалификационная работа (ВКР).
Этот вид испытаний позволяет наиболее полно проверить освоенность выпускником профессиональных компетенций, готовность выпускника к выполнению видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО. Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
Проведение итоговой аттестации в форме ВКР - письменной экзаменационной работы и выпускной практической квалификационной работы - позволяет одновременно решить целый комплекс задач:
ориентирует каждого преподавателя и обучающегося на конечный результат;
позволяет в комплексе повысить качество учебного процесса, качество подготовки специалиста и объективность оценки подготовленности выпускников;
систематизирует знания, умения и опыт, полученные обучающимися во время обучения и во время прохождения производственной практики;
расширяет полученные знания за счет изучения новейших практических разработок в профессиональной сфере;
значительно упрощает практическую работу Государственной аттестационной комиссии при оценивании выпускника (наличие перечня профессиональных компетенций, которые находят отражение в выпускной работе).
В программе итоговой аттестации разработана тематика ВКР, отвечающая следующим требованиям: овладение профессиональными компетенциями, комплексность, реальность, актуальность, уровень современности используемых средств. Обучающемуся предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования.
Организация и проведение итоговой аттестации предусматривает большую подготовительную работу преподавательского состава, систематичности в организации контроля в течение всего процесса обучения учащихся в ГОУ НПО ТО «ПЛ №1».
Требования к выпускной квалификационной работе изложены в локальном нормативном акте «Положение по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в ГОУ НПО ТО «ПЛ №1» и доведены до обучающихся в процессе изучения профессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Обучающиеся ознакомлены с содержанием, методикой выполнения выпускной квалификационной работы и критериями оценки результатов защиты за шесть месяцев до начала итоговой государственной аттестации.
К ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план.Программа государственной итоговой аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 43.01.02. Парикмахер.
В Программе государственной итоговой аттестации определены:
материалы по содержанию итоговой аттестации;
сроки проведения итоговой государственной аттестации;
условия подготовки и процедуры проведения итоговой государственной аттестации;
критерии оценки уровня качества подготовки выпускника.
1.1.3. Программа государственной итоговой аттестации ежегодно обновляется методической комиссией и утверждается директором ГОУ НПО ТО «ПЛ №1» после её обсуждения на заседании МК с обязательным участием работодателей.
1.1.4. Программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний утверждаются ГОУ НПО ТО «ПЛ №1» после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.
2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
2.1.Область применения программы ГИА
Программа государственной (итоговой) аттестации (далее программа ГИА) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02. Парикмахер в части освоения видов профессиональной деятельности (ВПД) профессии:
1. Выполнение стрижек и укладок волос.
2. Выполнение химической завивки волос.
3. Выполнение окрашивания волос.
4. Оформление причесок.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
5.2.1. Выполнение стрижек и укладок волос.
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
ПК 1.2. Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними.
ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские).
ПК 1.4. Выполнять укладки волос.
ПК 1.5. Выполнять бритье и стрижку усов, бороды, бакенбард.
ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
5.2.2. Выполнение химической завивки волос.
ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
ПК 2.2. Выполнять химические завивки волос различными способами.
ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
5.2.3. Выполнение окрашивания волос.
ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
ПК 3.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.
ПК 3.3. Выполнять колорирование волос.
ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
5.2.4. Оформление причесок.
ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию
клиентов.
ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами.
ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.
И соответствующих ОКОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
2.2 Цели и задачи государственной (итоговой) аттестации (ГИА)
Целью государственной (итоговой) аттестации является установление соответствия уровня освоенности компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования обучающихся, Федеральному государственному образовательному стандарту СПО. ГИА призвана способствовать систематизации и закреплению знаний и умений обучающегося по профессии при решении конкретных профессиональных задач, определять уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе.
2.3. Количество часов, отводимое на государственную (итоговую) аттестацию:
всего - 13 недель, в том числе:выполнение выпускной квалификационной работы – 12 недель,защита выпускной квалификационной работы – 1 неделя.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
3.1 Вид и сроки проведения государственной итоговой аттестации:
Вид – выпускная квалификационная работа:
выпускная практическая квалификационная работа
письменная экзаменационная работа
Объем времени и сроки, отводимые на выполнение выпускной квалификационной работы:
на базе основного общего образования - с сентября по декабрь
недель)
на базе среднего (полного) общего образования - 9 февраля-29 мая
Сроки защиты выпускной квалификационной работы: 1 неделя
3.2. Содержание государственной итоговой аттестации
3.2.1. Вид итоговой аттестации: выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессии «Парикмахер» в пределах требований ФГОС
Цель: выявление уровня профессиональной подготовки выпускника, предусмотренного квалификационной характеристикой и определение готовности его к самостоятельной профессиональной деятельности.
1. К выпускной практической квалификационной работе допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по теоретическому и производственному обучению и в полном объеме усвоившие детальную программу производственной практики.2. Сроки проведения: согласно графику государственной (итоговой) аттестации.
3. Тематика выпускных практических квалификационных работ по профессии Парикмахер (Приложение 1)
4. Обучающимся, имеющим отличную успеваемость по специальным предметам, производственному обучению и систематически выполняющим в период практики, установленные производственные задания, может выдаваться работа более высокого уровня квалификации (4 разряд)
5. Выпускная практическая квалификационная работа выполняется в Учебной мастерской- парикмахерской. Руководитель практики (мастер производственного обучения) своевременно подготавливает необходимые машины, оборудование, рабочие места, материалы, инструменты, приспособления, документацию и обеспечивает соблюдение норм и правил охраны труда. Обучающимся сообщается порядок и условия выполнения работы, выдается задание с указанием содержания и разряда работы, рабочего места.6. Выпускная практическая квалификационная работа включает в себя следующие виды работ: женскую, мужскую стрижки, заранее выполненную на манекен – голове прическу (женскую), согласно тематике выпускных практических квалификационных работ по профессии Парикмахер (Приложение 1).
7. Выпускная практическая квалификационная работа выполняется обучающимися в присутствии аттестационной комиссии. Результаты выполнения работ заносятся в протокол. В случае, если комиссия в полном составе не может присутствовать при выполнении выпускной практической квалификационной работы, то составляется заключение, в котором дается характеристика работы и указывается, какому разряду она соответствует (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
8.. Критерии оценки выполнения работы: овладение приемами работ, соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ, выполнение установленных норм времени (выработки); умелое пользование оборудованием, инструментом, приспособлениями; соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места.
3.2.2. Вид итоговой аттестации: защита письменной выпускной квалификационной работы (ВКР)
Темы ВКР имеют практико-ориентированный характер и соответствуют содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Перечень тем по ВКР:
разрабатывается преподавателями МДК в рамках профессиональных модулей;
рассматривается на заседаниях методической комиссии;
утверждается после предварительного положительного заключения работодателей (п.8.6 ФГОС СПО).

Структура выпускной квалификационной работы:
титульный лист
введение
основная часть
I раздел. История парикмахерского искусства
II раздел. Стрижки мужского и женского зала
2.1 Технологический процесс выполнения мужской стрижки
2.2 Технологический процесс выполнения женской стрижки
III раздел. Прическа
3.1. Технологический процесс выполнения прически
IV раздел. Охрана труда и техника безопасности, требования санитарии и гигиены
4. Заключение
Список использованной литературы.
Приложение. Пошаговая технология выполнения женской, мужской стрижек, прически. Презентация.
Цель: выявление готовности выпускника к целостной профессиональной деятельности, способности самостоятельно применять полученные теоретические знания для решения производственных задач, умений пользоваться сборником рецептур и учебниками, учебными пособиями, современным справочным материалом, каталогами, стандартами, нормативными документами, а также знания современной техники и технологии.
1. Срок проведения – согласно графику государственной (итоговой) аттестации.
2. Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за две недели до начала работы аттестационной комиссии.
3. Тематика письменных квалификационных работ разрабатывается преподавателями специальных дисциплин, совместно с мастерами производственного обучения, рассматривается методической комиссией.
4. Закрепление тем письменных квалификационных работ за обучающимися с указанием руководителя и сроков выполнения оформляется приказом директора лицея.
5. Тематика письменных квалификационных работ по профессии «Парикмахер» (Приложение 1).
6. Письменная квалификационная работа должна иметь актуальность и практическую значимость и выполняться по возможности по предложениям предприятий и организаций – заказчиков рабочих кадров. Она должна соответствовать содержанию производственной практики, а также объему знаний, умений и навыков, предусмотренных ФГОС по профессии «Парикмахер».
3.2.2. Защита выпускных квалификационных работ.
К защите ВКР допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (п.33 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14.06.2013г, № 464), в соответствии с ФГОС СПО (п. 8.5. ФГОС СПО) – обучающиеся, представившие документы, подтверждающие освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения производственной практики.
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
при выполнении выпускной квалификационной работы:
реализация программы ГИА предполагает наличие кабинета подготовки к итоговой аттестации
Оборудование учебной мастерской - парикмахерской и кабинета технологии парикмахерских работ:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающегося (по количеству обучающихся);
комплект инструментов и приспособлений;
манекен - головы;
технологические инструкции по выполнению стрижек.
Технические средства обучения:
мультимедийное оборудование.
Оборудование парикмахерской мастерской:
туалетный стол, кресло, зеркало рабочее место мастера с комплектами личного инструмент: ножницы прямые и филировачные, фен, электромашинка, брашинги, расчески однородные и комбинированные;
оборудованные рабочие места (по количеству обучающихся);
комплект инструмента (по количеству обучающихся);
аппаратура: стерилизатор, сушуар, климазон, плойки различной конфигурации;
- парикмахерский вспомогательный инструмент (мензурка, кисти для окрашивания волос, весы, распылитель, зажимы для волос, шейкер, чаша для краски;
комплект средств индивидуальной защиты (по количеству обучающихся).
при защите выпускной квалификационной работы:
для защиты выпускной работы отводится специально подготовленный кабинет.
Оснащение кабинета:
рабочее место для членов Государственной аттестационной комиссии;
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
лицензионное программное обеспечение общего и специального назначения.
4.2 Информационное обеспечение ГИА
1. Федеральные законы и нормативные документы
2. Программа государственной итоговой аттестации
3. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускных квалификационных работ в ГОУ НПО ТО «ПЛ №1».
4. Литература по специальности
5. Периодические издания по специальности
4. 3. Общие требования к организации и проведению ГИА
1. Для проведения ГИА создается Государственная экзаменационная комиссия, которая формируется из преподавателей ГОУ НПО ТО «ПЛ №1», имеющих высшую или первую квалификационную категорию; лиц, приглашенных из сторонних организаций: преподавателей, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.
Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается приказом директора ГОУ НПО ТО «ПЛ №1».
2. Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.
Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 20 декабря текущего года на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) министерством общего и профессионального образования Тульской области.
Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:
руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников;
руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профилю подготовки выпускников, имеющих высшую квалификационную категорию;
ведущих специалистов - представителей работодателей или их объединений по профилю подготовки выпускников.
3. Директор ГОУ НПО ТО «ПЛ №1» является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии.
4. Государственная экзаменационная комиссия действует в течение одного календарного года.
5. Защита выпускных квалификационных работ проводятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Защита выпускной квалификационной работы (продолжительность защиты до 30 минут) включает доклад учащегося (не более 7-10 минут) с демонстрацией презентации (при наличии), разбор отзыва руководителя и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы обучающихся. Может быть предусмотрено выступление руководителя выпускной работы, а также рецензента.
6. Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из образовательной организации.
Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.
7. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения государственной итоговой аттестации впервые.Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается образовательной организацией не более двух раз.
В основе оценки выпускной квалификационной работы лежит пятибалльная система.
Критерии оценки письменных выпускных квалификационных работ:
- оценка "5" (отлично) ставится:
содержание представленной работы соответствует ее названию, просматривается четкая целевая направленность, необходимая глубина исследования. При защите работы аттестуемый логически последовательно излагает материал, базируясь на прочных теоретических знаниях по избранной теме. Стиль изложения корректен, работа оформлена грамотно, на основании Межгосударственного стандарта. Допустима одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания излагаемого материала;
при защите работы учащийся показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными, во время доклада использует наглядные пособия (презентацию, таблицы, схемы, иллюстрации и т. п.), легко отвечает на поставленные вопросы.
- оценка "4" (хорошо)
содержание представленной работы соответствует ее названию, просматривается целевая направленность. При защите работы аттестуемый соблюдает логическую последовательность изложения материала, но обоснования для полного раскрытия темы недостаточны. Допущены одна ошибка или два-три недочета в оформлении работы;
при защите учащийся показывает знания вопросов темы, во время доклада использует наглядные пособия (презентация, таблицы, схемы, иллюстрации и т. п.), без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
- оценка "3" (удовлетворительно)
допущено более одной ошибки или трех недочетов, но при этом аттестуемый обладает обязательными знаниями по излагаемой работе;
при защите учащийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
- оценка "2" (неудовлетворительно)
допущены существенные ошибки, аттестуемый не обладает обязательными знаниями по излагаемой теме в полной мере;
при защите учащийся затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.
Критерии оценки выпускных практических квалификационных работ:
- оценка "5" (отлично) - аттестуемый уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструментами, рационально организует рабочее место, соблюдает санитарные нормы и требования безопасности труда;
- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим аттестуемым, правильно организует рабочее место, соблюдает санитарные нормы и требования безопасности труда;
- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью мастера, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении санитарных норм и требований безопасности труда;
- оценка "2" (неудовлетворительно) – аттестуемый не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки в организации рабочего места, санитарные нормы и требования безопасности труда не соблюдаются.
9. Решения государственных экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании государственной экзаменационной комиссии является решающим.
10. Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем государственной экзаменационной комиссии (в случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем государственной экзаменационной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.
11. При подготовке к ГИА обучающимся оказываются консультации руководителями от образовательного учреждения, назначенными приказом директора.
12. Требования к учебно-методической документации: наличие рекомендаций к выполнению выпускных квалификационных работ.
4.4. Порядок проведения государственной итоговой
аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченнымивозможностями здоровья
1. Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).
2. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях
3. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.
4.5. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
1. По результатам государственной аттестации выпускник, участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами (далее - апелляция).
2. Апелляция подается лично выпускником или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего выпускника в апелляционную комиссию ГОУ НПО ТО «ПЛ №1».
Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения государственной итоговой аттестации.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой аттестации.
3. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее трех рабочих дней с момента ее поступления.
4. Состав апелляционной комиссии утверждается ГОУ НПО ТО «ПЛ №1» одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной комиссии.
5. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее пяти человек из числа преподавателей ГОУ НПО ТО «ПЛ №1», имеющих высшую или первую квалификационную категорию, не входящих в данном учебном году в состав государственных экзаменационных комиссий. Председателем апелляционной комиссии является руководитель ГОУ НПО ТО «ПЛ №1».
6. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
С несовершеннолетним выпускником имеет право присутствовать один из родителей (законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
7. Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации.
8. При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат государственной итоговой аттестации;об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника подтвердились и повлияли на результат государственной итоговой аттестации.
В последнем случае результат проведения государственной итоговой аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию в дополнительные сроки, установленные ГОУ НПО ТО «ПЛ №1».
9. Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при защите выпускной квалификационной работы, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию выпускную квалификационную работу, протокол заседания государственной экзаменационной комиссии и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника.Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации, полученными при сдаче государственного экзамена, секретарь государственной экзаменационной комиссии не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, письменные ответы выпускника (при их наличии) и заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного экзамена.10. В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата государственной итоговой аттестации либо об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственной итоговой аттестации. Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов государственной итоговой аттестации выпускника и выставления новых.
11. Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии является решающим.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
12. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
13. Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной организации.
4.6. Кадровое обеспечение ГИА
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих руководство выполнением выпускных квалификационных работ: наличие профессионального образования, соответствующего профилю специальности, не ниже 4-го разряда.
Требование к квалификации руководителей ГИА от организации (предприятия): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю специальности.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
5.1. ОЦЕНКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
_______________________________________________________ ( ФИО выпускника)
Коды проверяемых компетенций Показатели оценки результата Оценка
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 1.2.  Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними. ПК 1.3.  Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские). ПК 1.4.  Выполнять укладки волос. ПК 1.5.  Выполнять бритье и стрижку усов, бороды, бакенбард. ПК 1.6  Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 2.1.  Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 2.2.  Выполнять химические завивки волос различными способами. ПК 2.3.  Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 3.1.  Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 3.2.  Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос. ПК 3.3.  Выполнять колорирование волос. ПК 3.4.  Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 4.1.  Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами. ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ОК 1. 
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. 
Умеет организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. 
Умеет анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, давать оценку и делать коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. 
Умеет осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. 
Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. 
Умеет работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. 
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура и оформление выпускной работы
5.2. ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (учитываются ответы на вопросы)
______________________________________________( ФИО выпускника)
Коды проверяемых компетенций Показатели оценки результата Оценка
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 1.2.  Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними. ПК 1.3.  Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские). ПК 1.4.  Выполнять укладки волос. ПК 1.5.  Выполнять бритье и стрижку усов, бороды, бакенбард. ПК 1.6  Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 2.1.  Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 2.2.  Выполнять химические завивки волос различными способами. ПК 2.3.  Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 3.1.  Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 3.2.  Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос. ПК 3.3.  Выполнять колорирование волос. ПК 3.4.  Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 4.1.  Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов. ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами. ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов. ОК 1. 
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. 
Умеет организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. 
Умеет анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, давать оценку и делать коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. 
Умеет осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. 
Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. 
Умеет работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. 
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Приложение 1
Тематика выпускных практических квалификационных работ по профессии 43.01.02. Парикмахер
№ Тема выпускной квалификационной работы Наименование профессиональных модулей,
отражаемых в работе
Мужская стрижка «Креативная»
Женская стрижка «Градуированное каре с углом»
Свадебная прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
Мужская классическая стрижка
Женская стрижка «Каскад»
Вечерняя прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
Мужская стрижка «Молодежная»
Женская стрижка ?
Свадебная прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
Мужская стрижка «Канадка»
Женская стрижка «Ассиметричная»
Свадебная прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
Мужская стрижка «Канадка»
Женская стрижка «Каскад»
Вечерняя прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
6 Мужская стрижка «Полька»
Женская стрижка «Каре с углом»
Вечерняя прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
7 Мужская стрижка «Спортивная»
Женская стрижка «дебют»
Вечерняя прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
8 Мужская стрижка «Полубокс»
Женская стрижка «Шарм»
Свадебная прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
9 Мужская стрижка «Бокс»
Женская стрижка «Каскад»
Свадебная прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
10 Мужская стрижка «Модельная»
Женская стрижка «Классическое каре»
Вечерняя прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
11 Мужская стрижка «Стрелец»
Женская стрижка «Шарм»
Свадебная прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
12 Мужская стрижка «Полубокс»
Женская стрижка «Модельная»
Вечерняя прическа ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04
Приложение 2
Примерная тематика письменных экзаменационных работ по профессии
43.01.02. Парикмахер 2014 – 2015 учебный год, группа 25
№ ппФИО
обучающегося Тема дипломной работы
1 Алтер Татьяна Витальевна Технология выполнения мужской стрижки «Креативная»
Технология выполнения женской стрижки «Градуированное каре с углом»
Технология выполнения свадебной прически
2 Войнова Юлия Анатольевна Технология выполнения мужской классической стрижки
Технология выполнения женской стрижки «Каскад»
Технология выполнения вечерней прически
3 Ганина Наталья Юрьевна Технология выполнения мужской стрижки «Молодежная»
Технология выполнения женской стрижки?
Технология выполнения свадебной прически
4 Голова Виктория Александровна Технология выполнения мужской стрижки «Канадка»
Технология выполнения женской стрижки «Ассиметричная»
Технология выполнения свадебной прически
5 Дурасова Кристина Владимировна Технология выполнения мужской стрижки «Канадка»
Технология выполнения женской стрижки «Каскад»
Технология выполнения вечерней прически
6 Ермакова Анна Евгеньевна Технология выполнения мужской стрижки «Полька»
Технология выполнения женской стрижки «Каре с углом»
Технология выполнения вечерней прически
7 Кирюхина Татьяна Олеговна Технология выполнения мужской стрижки «Спортивная»
Технология выполнения женской стрижки «Дебют»
Технология выполнения вечерней прически
8 Костомаха Екатерина Андреевна Технология выполнения мужской стрижки «Полубокс»
Технология выполнения женской стрижки «Шарм»
Технология выполнения свадебной прически
9 Панова Анастасия Сергеевна Технология выполнения мужской стрижки «Бокс»
Технология выполнения женской стрижки «Каскад»
Технология выполнения свадебной прически
10 Похомова Анастасия Юрьевна Технология выполнения мужской стрижки «Модельная»
Технология выполнения женской стрижки «Классическое каре»
Технология выполнения вечерней прически
11 Семенова Ольга Анатольевна Технология выполнения мужской стрижки «Стрелец»
Технология выполнения женская стрижка «Шарм»
Технология выполнения свадебной прически
12 Соколова Алия АкифовнаТехнология выполнения мужской стрижки «Полубокс»
Технология выполнения женской стрижки «Модельная»
Технология выполнения вечерней прически
Приложение 3
Квалификационная характеристика профессии (согласно ЕТКС)
ПАРИКМАХЕР
(3-й разряд)
Расчесывание, стрижка волос взрослых и детей. Укладка и завивка волос в соответствии с направлением моды и особенностями лица. Завивка волос на бигуди, щипцами, химическим и электрическим способом (перманент). Массаж и мытье головы, нанесение химических препаратов и растворов. Окраска волос в разные цвета и оттенки, их обесцвечивание. Стрижка и бритье с учетом свойств кожи, наложение компрессов и массаж лица. Выполнение работ с накладками и париками. Дезинфицирование, чистка и проверка инструмента.
Должен знать: строение и свойства кожи и волос; правила, способы и приемы выполнения работ; рецептуру красящих и химических смесей и их воздействие на кожу и волосы; устройство и правила эксплуатации аппаратуры и инструмента; виды материалов, препаратов, их назначение и нормы расхода; правила санитарии и гигиены; правила обслуживания и способы оказания первой медицинской помощи; основы моделирования причесок, макияжа в объеме школы модельеров; технологию изготовления постижерных изделий; направление моды в Российской Федерации и за рубежом.
4-й разряд.
При выполнении всех видов работ и услуг (сложных причесок, стрижек и т.п.)
5-й разряд.
При выполнении химической завивки и окраски волос различными способами и повышенной сложности с корректировкой лица.
Примечание. При выполнении разработок моделей причесок и демонстрации их на конкурсах профессию именовать парикмахер-модельер.
Пример: Отзыв Приложение 4
на письменную экзаменационную работу
учащейся Алтер Татьяны Витальевны Профессия: 43.01.02 «Парикмахер»Курс 1
Группа 25
По теме: Технология выполнения мужской стрижки «Креативная». Технология выполнения женской стрижки «Градуированное каре с углом». Технология выполнения свадебной прически «Вдохновение»
В письменной экзаменационной работе все разделы раскрыты в полном объеме в соответствии с заданием. При выполнении работы использованы материалы учебной и отраслевой литературы, ГОСТов и ТУ. В ПЭР четко прослеживаются внутрипредметные и межпредметные связи. Подробно описаны история парикмахерского искусства, технологии выполнения женской, мужской стрижек и свадебной прически, разработаны технологические карты. Дан анализ организации технологического процесса выполнения стрижек и причесок в парикмахерской - мастерской. Отражены требования по охране труда на предприятиях бытового обслуживания – техника безопасности и правила санитарии и гигиены. Работа содержит большой иллюстрированный материал, который соответствует теме. Соблюдены требования ГОСТа и методические рекомендации к оформлению письменной экзаменационной работы.Объем описательной части письменной экзаменационной работы по теме «Технология выполнения мужской стрижки «Креативная», технология выполнения женской стрижки «Градуированное каре с углом», свадебная прическа» соответствует ФГОС по профессии 43.01.02. «Парикмахер».
В качестве замечаний следует отметить: Замечаний нет.
Указанные недостатки не препятствуют положительно оценить рецензируемую работу.
ОЦЕНКА: 5 «отлично».
Преподаватель: Савостьянова Елена Владимировна
Приложение 5
З А Д А Н И Е
для письменной экзаменационной работы
ГОУ НПО ТО «Профессиональный лицей № 1» г. Новомосковск
Ф.И.О. обучающегося: Алтер Татьяна Витальевна, группа №25
Профессия 43.01.02 «Парикмахер»
Тема работы: Технология выполнения мужской стрижки «Креативная». Технология выполнения женской стрижки «Градуированное каре с углом». Свадебная прическа «Вдохновение»
Содержание:
Введение
I раздел. История парикмахерского искусства
II раздел. Стрижки мужского и женского зала
2.1 Технологический процесс выполнения мужской стрижки «Креативная».
2.2 Технологический процесс выполнения женской стрижки «Градуированное каре с углом».
III раздел. Прическа
3.1Технологический процесс выполнения свадебной прически «Вдохновение»
IV раздел. Охрана труда и техника безопасности, требования санитарии и гигиены
VI раздел. Заключение
Список использованной литературы.
Приложение. Пошаговая технология выполнения женской, мужской стрижек, прически. Презентация.
Зам. директора Е.Л. СавостьяноваКонсультант: Е.В. Савостьянова

«4» мая 2015г.
114300-106045МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1»
Допущен к защите 43.01.02 «Парикмахер»
«___»____________
Зам. директора
__________Савостьянова Е.Л.

П И С Ь М Е Н Н А Я
э к з а м е н а ц и о н н а я р а б о т а
Тема работы: Технология выполнения мужской стрижки «Креативная». Технология выполнения женской стрижки «Градуированное каре с углом». Свадебная прическа «Вдохновение»
Выпускник: Алтер Татьяна Витальевна

Группа 25
Работа выполнена «4» мая 2015 г _________
(подпись)
Руководитель ______________ (Е. В. Савостьянова) 04.05.2015г
(Подпись) ФИО (дата)
г. Новомосковск
00МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №1»
Допущен к защите 43.01.02 «Парикмахер»
«___»____________
Зам. директора
__________Савостьянова Е.Л.

П И С Ь М Е Н Н А Я
э к з а м е н а ц и о н н а я р а б о т а
Тема работы: Технология выполнения мужской стрижки «Креативная». Технология выполнения женской стрижки «Градуированное каре с углом». Свадебная прическа «Вдохновение»
Выпускник: Алтер Татьяна Витальевна

Группа 25
Работа выполнена «4» мая 2015 г _________
(подпись)
Руководитель ______________ (Е. В. Савостьянова) 04.05.2015г
(Подпись) ФИО (дата)
г. Новомосковск